Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:41, контрольная работа
В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина в 1991 году был окончательно сформирован и утвержден документ, где указывались основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17 января 1990 года в Токио во время визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.
Премьер-министр Японии подтвердил приглашение Президенту В.В.Путину нанести визит в Японию, который, по взаимной договоренности, должен был состояться в ноябре 2005 года. Обе стороны начали активную подготовку к этому визиту с прошедших 24 июня 2004 года в Москве переговоров министров иностранных дел двух стран. Японской стороне было предложено совместно подготовить целый ряд новых договоренностей, включая соглашения о воздушном сообщении, сотрудничестве в области ядерной энергетики, космоса, туризма и целый ряд других. В интересах дальнейшего укрепления доверия и дружбы между двумя странами, выполняя указание Президента России и Премьер-министра Японии, министры достигли договоренности проработать вопрос о мероприятиях, посвященных 150-летию установления межгосударственных отношений между Россией и Японией.
«Новым элементом политического диалога между Россией и Японией призван стать созданный по решению руководителей двух стран (договоренность достигнута во время встречи В.В.Путина с Дз.Коидзуми в ходе саммита АТЭС в Бангкоке) «Совет мудрецов». Первое заседание Совета, в состав которого входят по семь авторитетных деятелей с каждой из сторон, состоялось 14 апреля 2004 года в Москве. Сопредседатели данной структуры - мэр Москвы Ю.М.Лужков и бывший Премьер-министр Ё.Мори - были приняты Президентом Российской Федерации. На прошедшем заседании Совета был затронут весь комплекс вопросов развития российско-японских отношений, включая вопросы нынешнего состояния политических, экономических и культурных связей.
Перспективным направлением двусторонних экономических связей становится энергетическое сотрудничество, в первую очередь в области освоения нефтегазовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири. Реальное продвижение достигнуто в осуществлении проектов «Сахалин-I» и, особенно, «Сахалин-II» на основе СРП, в которых активно участвуют крупные японские компании. Общий объем инвестиций в эти два проекта должен составить около 20 млрд. долларов.
Для поддержки российских реформ Правительство Японии предоставило России кредитно-финансовое содействие в разных формах на общую сумму более 6 млрд. долл.
Достаточно активно
В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии в международных вопросах (прежде всего северокорейская тема, антитеррор). В сентябре 2000 года на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. В феврале 2002 года подписано Совместное заявление министров иностранных дел России и Японии по борьбе с международным терроризмом, состоялось два раунда расширенных межведомственных консультаций по соответствующей проблематике.
В соответствии с достигнутыми на высшем уровне договоренностями между Россией и Японией ведутся переговоры о заключении мирного договора. Этот диалог осуществляется на высшем уровне, а также в рамках созданной в 1998 году соответствующей Совместной российско-японской комиссии под руководством министров иностранных дел. Одной из наиболее сложных проблем на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией территориальных претензий на южные острова Курильской гряды (о.Итуруп, о.Кунашир и Малая Курильская гряда). Имеется и ряд других проблемных аспектов: не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем взаимной торговли; незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику; отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии и др.
В соответствии с договоренностью, зафиксированной в «Плане действий», с апреля 2003 года по март 2004 года в различных городах России прошли мероприятия в рамках «Фестиваля японской культуры в России -2003». В сентябре-декабре 2003 года в Японии с успехом прошел «Фестиваль российской культуры в Японии», посвященный 300-летию г. Санкт-Петербурга. Большое значение стороны придают развитию культурных, гуманитарных, молодежных обменов, связей по линии парламентов и общественных организаций, в том числе традиционных партнерских обществ дружбы.
Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются (на основе правопреемства) советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 г., предусматривающим взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Срок его действия продлевается автоматически.
Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимая второе место по объему товарооборота после КНР. Вместе с тем двустороннее взаимодействие в сфере экономических связей по своему уровню пока не соответствует имеющемуся у обеих сторон потенциалу, характеризуется неравномерностью развития, структурным дисбалансом (российский экспорт значительно превышает импорт из Японии). Доля России в японском экспорте составила в 2003 г. лишь 0,4%, импорте - 1,1%, общем объеме внешней торговли - 0,7%. На долю Японии в российской торговле приходится около 2%. С 2003 г. наблюдается существенный рост взаимной торговли. Объем товарооборота между Россией и Японией по итогам года возрос на 42% и составил 5,96 млрд. долл., превысив рекордный уровень 1995 г. (5,9 млрд. долл.). Российский экспорт увеличился на 29%, а импорт - на 86%. Эта тенденция сохраняется и даже усиливается. Товарная структура российского экспорта в Японию в целом за последние годы не претерпела существенных изменений: цветные и драгоценные металлы (36% стоимостного объема экспорта), рыба и морепродукты (около 24%), лесоматериалы (14%). Вместе с тем заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов (по итогам 2003 г. их доля составила 21%). В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи (свыше 80%), а также химические товары и продукция черной металлургии.
Общий накопленный объем японских инвестиций в российскую экономику по состоянию на 1 января 2004 г. составил 1,9 млрд. долл. По этому показателю Япония занимает восьмое место в списке стран-инвесторов. На долю прямых японских инвестиций приходится 1,353 млрд. долл. (шестое место в списке). Приток японских инвестиций в экономику Российской Федерации в 2003 г. составил 1,005 млрд. долл. (в 2002 г. - 441 млн. долл., рост на 127,8%). При этом основная доля инвестиций (905 млн. долл.) концентрируется в российском топливно-энергетическом комплексе, который все более берет на себя роль «локомотива» двустороннего экономического сотрудничества в целом.
В 2004 г. российской стороной разработан проект долгосрочной Программы сотрудничества в области энергетики. Созданы серьезные предпосылки для начала реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии, таких как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской программы содействия России в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота.
29 июня 2003 г. во Владивостоке состоялась встреча сопредседателей МПК (В.Б.Христенко - Ё.Кавагути), а 30 июня - 1 июля 2003 г. - VI заседание Полкомиссии по вопросам экономических отношений с Дальневосточным регионом, в ходе которых был проведен содержательный обмен мнениями о состоянии и перспективах развития делового сотрудничества между регионами Сибири и Дальнего Востока России и Японией. 28 октября 2003 г. в Москве состоялось второе заседание Подкомиссии по торговле и инвестициям, в ходе которого, в частности, был обсужден комплекс вопросов, связанных с созданием Российско-японской организации по содействию торговле и инвестициям.
Наряду с оживлением официальных контактов дальнейшее развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде всего в рамках Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС).
Дальнейшее развитие получили деловые контакты по линии Японской ассоциации корпоративных руководителей («Кэйдзай доюкай»). В июле 2003 года Россию посетила делегация Комитета по связям со странами СНГ указанной Ассоциации во главе с его председателем Т. Ямаока. Очередной визит представителей «Кэйдзай доюкай» в Россию прошел в середине сентября 2004 г.
Серьёзное внимание со стороны японского бизнеса продолжало уделяться развитию экономического сотрудничества с дальневосточными регионами Российской Федерации. В мае-июне 2003 г. состоялся визит делегации японской Ассоциации торговли с Россией и странами Центральной и Восточной Европы во главе с ее председателем Т.Такагаки в Сахалинскую область, Приморский и Хабаровский края, а в июне 2004г. Представители Ассоциации посетили Иркутскую и Тюменскую области.
В сентябре 2004 г. осуществлена впервые в истории отношений поездка в Россию делегации ТПП Японии во главе с её председателем Н.Ямагути, в ходе которой подписано соглашение между Торгово-промышленными палатами двух стран.
Переговоры с Японией играют важную роль в процессе присоединения России к ВТО. В последнее время был предпринят целый ряд шагов, как на многостороннем, так и на двустороннем уровне, позволивших заметно продвинуть весь комплекс вопросов, связанных со вступлением России в эту организацию. Вместе с тем, к числу основных неурегулированных проблем с японской стороной относится уровень ввозных пошлин на автомобили, а также определённые различия в подходе сторон в вопросе допуска на российский рынок услуг.
Япония активно содействовала вступлению России в форум АТЭС. В ходе саммита АТЭС в октябре 2003 года в Бангкоке состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, в ходе которой был подтверждён курс на активизацию и укрепление экономических отношений между двумя странами. Очередной саммит АТЭС прошел в ноябре 2004 г. в Сантьяго (Чили). В его ходе также прошла двусторонняя встреча лидеров России и Японии.
В целом в последнее время наблюдается заметная активизация двустороннего экономического взаимодействия, что связано в значительной степени с улучшением общего состояния российско-японских отношений, в первую очередь в политической сфере, успешным развитием экономики России, выходом японской экономической системы из состояния застоя, а на этой основе - ростом взаимного интереса российского и японского бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и связанных с ней сферах.
Для развития общественных, деловых и научных связей между обеими странами создан Российско-Японский Деловой Совет - многоплановый форум. В него входят представители деловых, научных, культурных и спортивных организаций России, участвующие в осуществлении контактов с коллегами в Японии. Также был создан Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС) - правопреемник Советско-Японского комитета по деловому сотрудничеству, который был учрежден в 1965 г. одновременно с созданием Японо-Советского комитета по экономическому сотрудничеству на основе обменных писем между Торгово-промышленными палатами обеих стран. В апреле 1992 г. был преобразован в Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству, который возглавил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей - А.И. Вольский. С октября 2005 г. Председателем РЯКЭС является вновь избранный Президентом РСПП А.Н.Шохин.
Тесное сотрудничество в телекоммуникационной сфере специалистов России и Японии уже в ближайшее время способно принести ощутимую выгоду обеим странам. Прежде всего - за счет активного участия в обеспечении трафика между Европой и Азией. Для подготовки российских специалистов компанией NEC открыты учебные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в Санкт-Петербурге на базе ЛОНИИС созданы национальный центр поддержки оборудования и аналитический центр, а на совместном предприятии «НЭК- НЕВА» - центр технического обслуживания установленного на российских предприятиях телекоммуникационного оборудования.
26-31 марта 2005
г. Председатель Совета
На встречах с руководителями ведущих организаций деловых кругов Японии, в том числе Председателем Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС) Всеяпонской федерации экономических организаций «Ниппон Кэйданрэн» К.Андзаем и Президентом ТПП Японии Н.Ямагути, основное внимание было уделено обсуждению вопросов дальнейшего продвижения российско-японского торгово-экономического взаимодействия, в том числе по линии Делового Совета. С удовлетворением отмечалось, что позитивные тенденции в развитии российской экономики и выход японской экономики из затяжной стагнации создают благоприятные возможности для наращивания сотрудничества в этой сфере. В последние годы существенно вырос товарооборот между нашими странами, который приблизился к рекордному за всю историю двусторонних связей уровню в 9 млрд. долларов.
В связи с принятым в декабре 2004 года решением Правительства Российской Федерации о строительстве трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан особый интерес руководители японского бизнеса проявили к возможностям налаживания сотрудничества в области энергетики. При этом отмечалось, что такое сотрудничество способствовало бы не только ускорению развития регионов российского Дальнего Востока и обеспечению японской экономики надежными источниками энергоносителей, но и внесло бы вклад в обеспечение энергетической безопасности и укрепление общей стабильности в Северо-Восточной Азии.