Введение
Понятия «демократия»
и «парламентаризм», ставшие основой
человеческого развития, возникли не
случайно и обосновались не на пустом
месте. Еще с древних времен общественному
устройству кыргызов были присущи признаки
народной демократии и парламентаризма.
Прежде всего, сущность демократии выражается
в возможности различными представителями
общества выразить свое мнение по отношению
к той или иной важной проблеме. Добровольное
принятие большинством справедливого
законного решения того или иного не ограничивающего
прав меньшинства, – это парламентаризм,
главная опора демократии.
В перспективе главной задачей парламента,
как самостоятельной ветви власти, является
формирование законодательной власти,
основанной на демократических традициях
кыргызского общества, передающихся с
древних времен, а также на прогрессивном
международном опыте, испытанного временем.
Исходя из этого, Жогорку Кенеш Кыргызской
Республики, как самостоятельная ветвь
государственной власти, вносит свой определенный
вклад в интенсивную жизнь страны и занимает
в ней особое место. Его основными полномочиями
являются законотворческая деятельность,
контроль над исполнением законов и представительство
от имени народа.
Жогорку Кенеш дает объективную оценку
важнейшим событиям, принимает по ним
безотлагательные меры и в целях социально-экономических
изменений, в стабилизации напряженной
ситуации, складывающейся в стране, укрепляет
законодательную базу государства. Так
официальная миссия законотворчества
входит только в его полномочия.
Из истории
парламентаризма
Несмотря на
то, что родиной традиционного
парламента принято считать Европейскую
часть мира, однако первоначальная
форма,
как представительного народного
органа, возникла в эпоху древнейшего периода общественного
устройства в виде совета старейшин (аксакалов),
народного собрания, курултая, на которых
обсуждались и принимались решения по
основным вопросам жизни общества, племени
и рода.
Дальнейшее свое развитие парламентаризма,
взявшего истоки с древности,
и его традиции продолжились в Греции
и Риме, которые в связи
с историческими, экономическими, социальными
условиями впервые
в мировой истории в замену монархии приходит
новое государственное устройство – республика.
Таким образом, в древних Греции и Риме
роль народных собраний имела большое
значение. Они сформировали исполнительный,
законодательный и судебный органы власти,
которые подчинялись и были подотчетны
собранию. Совет Пятисотников в Афинах,
а в Римской республике - Сенат выполняли
полномочия органа законодательной власти,
позднее они были вытеснены с политической
арены. В XIII веке в Англии вновь возрождается
идея парламента и формируется в его классическом
виде.
В настоящее время нет ни одной страны,
в которой не было бы парламента. Однако,
несмотря на то, что в некоторых странах
парламент резко отличается структурой,
полномочиями, наименованием от классического
образца парламента, в основном его исполнительские
функции одинаковы. Поэтому парламент
считается опорой конституционного устройства.
Не ошибемся, если мы будем считать, что
парламент является продуктом совместного
поиска формы правления очень близкой
к народной власти.
Истоки народной
демократии
Если обратиться
к истории, то истоки парламентаризма
в кыргызском обществе восходят к
прошлым временам, в которых большое значение
имели курултаи и народные собрания, являющиеся
формами всенародного собрания. Обычно
такие собрания проводились один раз в
год, на них обсуждались важные вопросы,
характерные повседневной жизни народа.
Все это еще раз подтверждает, что курултаи
в жизни древнего кыргызского народа сформировали
структуры общественной и военной демократии.
Поэтому до сегодняшнего дня такие понятия
как «курултай», «народное собрание»,
«совет аксакалов» сохранились в его традициях
в качестве основ народного правления.
Корнями тюркоязычные народы восходят
к древним «кочевникам-сакам в высоких
калпаках», населявшим нынешнюю Центральную
Азию. Позднее объединение тюркских племен-кочевников
- хунны, расширили свои владения до Европы
и остались в мировой истории под именем
«гунны». Первая информация о кыргызах,
которые находились в их составе, дается
в древнем китайском источнике «Тан-Шу»
- повествование об образе Тан» (201 в.до
н.э). По мнению ученых в это время в объединениях
племен правил дух военной кочевой демократии.
Кыргызская орда в IX-X вв. основала каганат,
расположенный на территории реки Енисея
и долины Минусин. Видный русский ученый
Бартольд эпоху каганата назвал “Кыргызским
великодержавием”. Во главе его стоял
каган Барсбек. В это время Совет аксакалов
при кагане, состоящий из вождей племен,
исполнял обязанности консультативно-совещательного
органа. Вступление
кыргызов в состав России обусловило активное
введение в жизнь и быт кыргызского народа
российских законов, установление новых
административно-территориальных единиц.
Однако царская Российская империя в 1906
году, создав свой первый парламент –
Государственную Думу, старалась вовлекать
частично представителей народов своих
колониальных территорий к государственному
управлению. Однако кыргызы не могли принимать
непосредственного участия в деятельности
парламента и решении различного рода
вопросов государственного значения.
Роль кыргызов в работе парламента России
ограничилась избранием своего первого
представителя в Государственную Думу
IV созыва Байсар уулу Кыдыр-аке.
Парламент советского
периода
После Октябрьской
революции 1917 года функции парламента
в составе государственной власти
стали исполнять Советы рабочих
и крестьянских депутатов. Хотя парламент
сохранил свои внешние признаки, тем
не менее Советы не смогли стать полноценным
законодательным органом.
Первоначально в 1924 году 21 октября был
создан Революционный комитет, который
исполнял по совместительству обязанности
всех ветвей власти Кыргызской Автономной
области, его возглавил Иманалы Айдарбеков.
Центральный исполнительный комитет (ЦИК)
был создан в 1927 году 27 марта под председательством
Абдыкадыра Орозбекова.
Сессии Центрального исполнительного
комитета и его Президиум принимали постановления
и резолюции, подлежащие обязательному
исполнению всеми органами, находящихся
на территории республики. Однако принятие
законов входило в полномочия вышестоящих
органов. Обязанности
кыргызского парламента, который обрел
в соответствии с Конституцией 1937 года
статус парламента Кыргызской Советской
Социалистической Республики, приобретшего
в 1936 году, начал свою деятельность с 18
июля 1938 года и до 1994 года исполнял непосредственно
избранный однопалатный Верховный Совет
Киргизской ССР.
Переходный
период: “Легендарный парламент”
Верховный Совет
Киргизской ССР 12 созыва, оставшийся
в народной памяти как “Легендарный парламент”,
был избран в 1990 году. В дальнейшем Верховный
Совет стал именоваться Жогорку Кенешем.
Однако, несмотря на незначительные внешние
изменения, внутренняя природа его деятельности
оставалась прежней.
Заседания Верховного Совета (Жогорку
Кенеша) проводились не менее двух разов
в год на сессионной основе. В межсессионный
период его функции исполнял Президиум
Верховного Совета. Состав парламента
состоял из напрямую избранных 350 депутатов.
С развалом СССР рухнуло старое политическое
устройство государства.
С упразднением КПСС высшая власть страны
переходит в руки Верховного Совета. Таким
образом, Кыргызстан, взявший курс на построение
суверенного государства, первые шаги
на пути независимости начал в форме парламентского
правления.
Именно в этот переходный период “Легендарный
парламент”, внесший свой значительный
вклад в разрушение советского тоталитарно-авторитарного
режима, принял ряд важных нормативных
правовых актов, которые стали политической,
правовой и экономической основой независимости
и демократического устройства суверенного
Кыргызстана.
“Легендарным парламентом” была принята
Декларация о суверенитете (1990г.), Декларация
о независимости (1991г.), избран первый Президент
суверенного Кыргызстана (1991г.), а также
была принята первая Конституция суверенной
Кыргызской Республики (1993г.). Кроме того,
утверждены государственные атрибуты:
национальный Флаг, Герб, Гимн, введена
национальная валюта сом. Одним словом,
были поставлены широкомасштабные цели
и достигнуты первые результаты.
К сожалению, трения и разногласия, возникшие
между ветвями государственной власти
привели к досрочному роспуску “Легендарного
парламента”. Чтобы там ни было, проявляя
высокий патриотизм, закладывая национальные
корни, совершив новый скачок в формировании
профессионального парламента, парламент
этого созыва вписался большими буквами
в историю страны.
Жогорку Кенеш:
его созывы
В соответствии
с Конституцией Кыргызской Республики
за период 1995–2000 гг. в Кыргызстане
действовал двухпалатный парламент
первого созыва Жогорку Кенеша - Законодательное
собрание и Собрание народных представителей,
депутаты которых были избраны по мажоритарной
системе в одномандатных округах.
В соответствии со статьей 54 Конституции
Кыргызской Республики Жогорку Кенеш
является высшим представительным органом,
который проводит законодательную власть,
а также выполняет контрольные функции.
Жогорку Кенеш состоял из 105 депутатов,
срок их полномочий составлял
5 лет.
В состав Законодательного собрания, деятельность
которого проводилась на постоянной и
профессиональной основе, входило 35 депутатов.
В состав Собрания народных представителей,
деятельность которого проводилась на
сессионной основе, входило 70 депутатов.
Депутаты обеих палат, избранные на равных
избирательных условиях, имели равные
права. Этим кыргызский двухпалатный парламент
отличался от других парламентов мира.
За период 2000-2005 гг. в Кыргызстане осуществлял
свою деятельность парламент второго
созыва. Он состоял из 105 депутатов. В ходе
третьей конституционной реформы 1998 года
были внесены изменения в избирательную
систему и вновь пересмотрен количественный
состав палат Жогорку Кенеша. Теперь Законодательное
собрание состояло из 60 депутатов, 15 из
них были избраны по партийным спискам.
Собрание народных представителей состояло
из 45 депутатов. Конституционной
реформой 2003 года было установлено, что
в 2005 году будет формироваться однопалатный
парламент. Поэтому однопалатный парламент
третьего созыва работал лишь до октября
2007 года.
После событий 24 марта 2005 года возникла
необходимость проведения новой конституционной
реформы.
Предложенный проект предусматривал избрание
нового парламента по партийным спискам,
количественный состав должен быть до
90 депутатов.
В соответствии с этим проектом избранные
политические партии в Жогорку Кенеше
получили право формировать Правительство.
Можно уверенно сказать, что благодаря
ряду таких полномочий, кыргызский парламент
поднялся на качественно высокий уровень
и сделал новый рывок вперед.
Таким образом, по итогам выборов, прошедших
21 декабря 2007 года впервые в истории страны
приступил к своим полномочиям Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики IV созыва,
избранный на равных условиях
по партийным спискам трех политический
партий: Народной партии «Ак-Жол» (71 представитель),
Социал-демократической партии Кыргызстана
(11 представителей) и Партии коммунистов
Кыргызстана (8 представителей).
Это событие также стало особым событием
и заняло свое место в истории кыргызского
парламентаризма.
Депутатскими фракциями политических
партий считаются объединения, состоящие
из депутатов, принадлежащих одной партии.
Здесь объединились депутаты, которые
руководствуются единой политической
программой, придерживаются единой идеологии
и преследуют единые интересы. Члены фракции
путем обсуждения разрабатывают единую
точку зрения фракции по вопросам, рассматриваемым
в парламенте.
Комитеты и временные комиссии Жогорку
Кенеша являются конституционными структурами,
направленные для обеспечения законотворческого
процесса и контроля за исполнением, принятых
парламентом законов.
После трагических событий, которые
произошли 7 апреля 2010 года,
в Кыргызстане произошла смена государственной
власти. Вместе е тем
в Кыргызстане резкой перемене подверглась
общественно-политическое положение.
Исходя из этого, чтобы снять напряженную
ситуацию в стране и направить ее в правовое
русло, следовало на всех уровнях политических
и общественных отношений установить
верховенство закона.
В соответствии с положениями Основного
закона, принятого 27-июня 2010 года, вместе
с расширением полномочий Жогорку Кенеша,
был усилена и его ответственность. Таким
образом, с избранием Жогорку Кенеша V
Созыва, была открыта новая страница в
современной истории Кыргызстана.
В корне изменилась общественно-политическая
ситуация. Согласно требованиям Конституции
на всенародном выборах Кыргызстан стал
страной парламентско-президентской формы
правления.
По результатам выборов выиграли 5 политических
партий, 120 депутатских мандатов в парламенте
были распределены следующим образом:
партия “Ата-Журт” – 28 мандатов, «Социал-демократическая
партия Кыргызстана» – 26 мандатов, партия
“Ар-Намыс” партия – 25 мандатов, партия
«Республика» – 23 мандатов, партия “Ата
Мекен” – 18 мандатов.
В целом, парламентские выборы прошли
честно и справедливо, в Жогорку Кенеш
пришли те политические партии, которые
завоевали наибольшее доверие избирателей.
В депутатском составе установилась взаимосвязь
и преемственность между поколением, разных
по возрасту и опыту работы.
10 ноября 2010 года Жогорку Кенеш провел
свое первое заседание, тем самым приступил
к исполнению своих полномочий.
Следует отметить,
что много времени было затрачено
на организационные вопросы и
на создание парламентского коалиционного
большинства. Но несмотря на это, было
сформировано коалиционное большинство
и утвержден состав коалиционного правительства.
В Коалицию парламентского большинства
Жогорку Кенеша вошли три депутатские
фракции - “Социал-демократическая партия
Кыргызстана”, “Республика”, “Ата-Журт”.
Фракции “Ар-Намыс”, “Ата-Мекен” остались
в оппозиции.
Кроме того, в Жогорку Кеңеше были задействованы
16 комитетов. Два комитета из них были
в ведении оппозиционных партий.
Нынешний Жогорку
Кенеш
В 2011 году с избранием
Президента страны вновь было сформировано
коалиционное большинство парламента
и утвержден новый состав Правительства.
В этот раз в коалицию парламентского
большинства вошли 4 депутатские фракции
- “Социал-демократическая партия Кыргызстана”
(26 мандатов), “Ар-Намыс” (25), “Республика”
(23), “Ата-Мекен” (18 мандатов), а фракция
“Ата-Журт” осталась в парламентском
меньшинстве.
Прежний состав 16 отраслевых комитетов
сократился до 13 комитетов, которые были
заново сформированы. Из них два комитета
– Комитет по бюджету и финансам и Комитет
по правопорядку и законности возглавили
представители фракции “Ата-Журт”, находящейся
в оппозиции.
Комитеты Жогорку
Кенеша Кыргызской Республикик:
- Комитет по
конституционному законодательству,
государственному устройству и
правам человека;
- Комитет по судебно-правовым вопросам
и законности;
- Комитет по обороне и безопасности;
- Комитет по международным делам;
- Комитет по аграрной политике, водным
ресурсам, экологии и местному самоуправлению;
- Комитет по образованию, науке, культуре
и спорту;
- Комитет по социальной политике;
- Комитет по развитию отраслей экономики;
- Комитет по экономической и фискальной
политике;
- Комитет по Регламенту Жогорку Кенеша
и депутата;
- Комитет по бюджету и финансам;
- Комитет по законности, правопорядку
и борьбе с преступностью;
- Комитет по противодействию коррупции.