Партии в политической системе современного общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 20:54, контрольная работа
Описание работы
Изучение политических партий предусматривает анализ их возникновения, развития, социальной базы, целостных ориентации, взаимодействия с другими партиями в общем спектре политических сил, теоретических платформ и лозунгов, влияние на процесс принятия политических решений на этапах борьбы за власть, соучастие во власти и монопольного обладания рычагами власти.
Содержание работы
Введение Определение партии. Типология партий. История возникновения партий. Партийные системы. Место партии в политической системе общества.
Классическая двухпартийная
система существует в США, где Республиканская
и демократическая партии уже более 100
лет сменяют друг друга у власти, не допустив
за это время ни разу победы какой-либо
третьей партии или независимого кандидата.
Исторически республиканская партия выражала
интересы сил, борющихся за отмену рабства
тогда как демократы были партией южан.
Постепенно различия между электоратом
обеих партий стирались и сегодня их поддерживают
практически одни и те же социальные слои,
хотя некоторые традиционные предпочтения
по социальным группам и регионам продолжают
сохраняться.
Другим примером двухпартийной
системы является партийная система Великобритании.
Здесь также консерваторы и лейбористы
в течение многих десятилетий неизменно
побеждают на выборах.
В странах с многопартийными
системами за власть борются несколько
партий. Если ни одной из них не удается
получить большинство мест в парламенте,
они создают союз, коалицию нескольких
партий. Для того чтобы не допустить чрезмерной
фрагментации, дробления политических
сил в ряде стран в избирательное законодательство
введен пункт, согласно которому партия,
чтобы провести своих депутатов в парламент,
должна набрать на выборах установленный
минимум голосов. Например, в ФРГ такой
барьер составляет 5% голосов избирателей.
Не преодолевшие этот барьер партии не
имеют представительства в парламенте.
Подобного рода ограничения побуждают
мелкие партии заключать предвыборные
соглашения с другими партиями и совместно
выставлять кандидатов на выборах.
Своеобразная форма многопартийности
представлена партийной системой ФРГ.
В этой стране с начала 60-х годов XX века
у власти попеременно находились социал-демократы
(СДПГ) и представители блока ХДС/ХСС (ХДС
– Христианско-демократический союз,
ХСС – Христианско-социальный союз). Ни
одна из многих других партий не имела
реальных шансов победить на парламентских
выборах.
Но в отличие от США и Великобритании,
находящаяся у власти одна из двух ведущих
партий формировала правительство, как
правило, с участием численно небольшой,
но влиятельной СВДП (Свободной демократической
партии), которая выступала в коалиции
в роли «младшего партнера», не претендующего
на положение правящей партии. Такого
рода партийная система получила название
«двухсполовинная».
Пример другого рода многопартийности
– системы с одной доминирующей партией
– дает политическая жизнь Италии. Здесь
в предвыборной борьбе участвует множество
партий, в том числе и влиятельные социал-демократы,
коммунисты, но господствующее положение
всех послевоенных лет принадлежит одной
– Христианско-демократической партии
(ХДП).
Существует множество критериев
классификации политических партий, что
зависит от теоретической установки, т.е.
принятия определенной иерархии значимости
различных элементов практики политической
партии. Так, сторонники институционального
подхода пользуются организационным критерием;
для либеральной традиции главной считается
классификация с точки зрения характера
идеологической связи; марксисты основную
роль при классификации отводят классовому
критерию.
Социальная структура современных
обществ чрезвычайно сложна, так как наряду
с основными группами (классами) существуют
неосновные (например, мелкая буржуазия),
реликтовые (например, помещики в условиях
рыночной экономики), маргинальные (люмпенпролетариат),
а также социальные слои (интеллигенция).
Возможно также формирование партий, выражающих
интересы групп, отличающихся динамичностью
социального статуса (деклассирующихся
либо включающихся в социальную структуру),
выражающих межклассовый компромисс по
отношению к тем или иным существенным
проблемам общественного бытия (например,
партия борьбы с диктаторским режимом).
Исходя из вышесказанного, можно
выделить партии, представляющие интересы:
1) одного из основных
классов в данной общественно-экономической
формации (буржуазные, пролетарские);
2) одного из
неосновных классов (например, крестьянские).
Причем здесь следует иметь в виду неоднозначность
ориентации В этой группе необходимо выделить
партии с тенденцией к союзу с пролетариатом
или с буржуазией;
3) реликтовых классов
и слоев (например, помещичьи партии);
4) социальных
групп с динамикой классовой
принадлежности (например, фашистские
партии в первый период деятельности
в Германии и Италии в значительной
степени опирались на социальное
недовольство деклассирующейся
либо находившейся под угрозой
деклассирования мелкой буржуазии);
5) социальных слоев (например,
интеллигенции, армии);
6) надклассовых социальных
образований в условиях возникновения
общего поля политических интересов
и целей, подталкивающих классы
к взаимному компромиссу;
7) партии с
неопределенным либо формирующимся
классовым обликом.
Кроме классового критерия,
инструментом оценки масштабов и социального
характера партии является критерий среды
деятельности, так как фактор представительства
интересов определенного класса не означает
ограничения активности партии исключительно
его средой. С точки зрения этого критерия
различают партии:
а) моносредовые, ограничивающиеся
деятельностью в одной социальной среде,
той, интересы которой они представляют
(в сфере политики);
б) всеобщие, ориентированные
на общесоциальную либо общенародную
среду и не ограничивающиеся стремлением
получать влияние в какой-либо одной среде
(класс, социальная группа и т.д.);
в) промежуточные, концентрирующие
деятельность прежде всего в одной среде,
но не отказывающиеся от поиска поддержки
и влияния в других общностях.
Следующим критерием, позволяющим
классифицировать партии, является характер
их доктрин, основная идеологическая направленность.
По этому критерию можно выделить:
а) революционные, стремящиеся
к качественной реструктурализации общественной
жизни;
б) реформаторские, ориентированные
на существенные количественные преобразования
общества, но без нарушения его основной
структуры;
в) консервативные, стремящиеся
к стабильному сохранению основных характеристик
современной им социальной действительности;
г) реакционные, целью которых
является частичный либо полный возврат
к характеристикам предшествовавшего
этапа наличной общественно-экономической
формации.
Целый ряд критериев классификации
политических партий можно взять из сферы
внутренней организации и ролей, выполняемых
партиями и политической системе и по
отношению к ней. Так, по критерию роли
в политической системе и по отношению
к политической системе различаются партии,
ориентированные на:
− легальную борьбу за власть,
ее осуществление и укрепление;
− участие в выборах – так называемые
«обслуживающие» или избирательные партии
(например, в США), которые ограничивают
фактически свою деятельность периодом
предвыборной кампании и выборов;
− изменение либо
деструкцию существующей политической
системы (например, коммунистические партии
в Европе перед Второй мировой войной);
− осуществление власти и реализацию
стратегических программ общественного
развития (например, коммунистические
партии в бывших странах социализма);
− поддержку существующей
элиты власти в государстве. В этом случае
партия выступает как движение, организующее
массовую поддержку центральным структурам
государственной власти (например, Арабский
Социалистический Союз, созданный в свое
время президентом Египта Насером);
− тотальное участие в жизни
общества и прежде всего класса, интересы
которого партия выражает, так называемые
общественные партии (или партии общности),
для которых функции, связанные с существованием
власти в государстве, являются лишь одними
из многих присущих им ролей (например,
социал-демократические партии на рубеже XIX–XX вв.,
которые были не только инструментом борьбы
за власть, но и просветительскими организациями,
гарантирующими развитие культурной жизни,
социальную оценку и т.д.). В современных
высокоорганизованных обществах, с присущей
им специализацией социальных функций
и их закреплением за соответствующими
институтами, государственными и общественными
органами и организациями, партии этого
типа исчезают.
В политологической литературе
партии классифицируют по их месту и роли
в политической системе. По этому критерию
партии разделяются
1) государственные
– партии, врастающие в государство
и сливающиеся с ним. Хотя к
государственной власти стремятся
все партии, этот тип партий, как
правило, обладает реальным контролем
над всеми основными сферами
общественной жизни (экономикой, правом,
духовной жизнью). Идеология партии
становится идеологией государственной,
а партийная элита формирует государственную
администрацию и систему государственного
управления. Для партий этого типа характерна
жесткая централизация и регламентация
членства, строгая дисциплина, отсутствие
фракций и внутрипартийных дискуссий;
2) авторитарные партии
– не сливающиеся с государством,
но составляющие основу политического
режима и пользующиеся его
поддержкой и опекой. Эти партии
возникают главным образом в
молодых государствах из радикальных
реформаторских национальных движений
(партии национально-революционной
ориентации в странах «третьего
мира», партии, сформировавшиеся на
базе «народных фронтов» в
государствах СНГ). Для них характерны
повышенное внимание к идеологической
сфере деятельности, ориентация
на радикальные методы преобразования
общества, централизованная организация,
стремление сочетать партийные
и государственные структуры;
3) парламентские – это
партии, действующие в конкурентных
политических системах. В партиях
данного типа существуют два
организационных центра: председатель
партии и ее лидер. Председатель фактически
является менеджером, руководителем партийной
машины: он координирует деятельность
региональных отделений, организует избирательные
кампании, введет партийную документацию.
Лидер – олицетворение политического
образа партии, он избирается на ежегодных
партийных конференциях. В некоторых партиях
эти два центра могут быть совмещены. Лидер
партии утверждается кандидатом на пост
президента (в президентских республиках)
или премьер-министра (в парламентских
республиках или конституционных монархиях).
Партийная дисциплина парламентских
партий существенно отличается от дисциплинарных
установок партий других типов: во-первых,
отсутствует принцип подчинения меньшинства
большинству, т.е. у организационного центра
фактически нет рычагов обеспечения единомыслия
в партии. Это порождает большую рыхлость
организации, значительное количество
фракций, постоянные дискуссии. В уставах
многих парламентских партий вообще нет
положения об исключении их членов по
организационным или идеологическим причинам.
В каждой партии есть консервативные,
центристские и радикальные крылья, и
хотя наибольший вес имеют центристы,
свобода выражения позиций есть у каждого
направления. Для европейских парламентских
партий характерен курс на широкие коалиции
и союзы с другими родственными по программам
партиями с целью объединения граждан
на самой широкой мировоззренческой основе.
Иные организационные принципы
лежат в основе деятельности парламентских
фракций (количество мест, которыми обладает
партия или движение в органах законодательной
власти). Фракции, как правило, действуют
организованно, имеют четкую развернутую
программу и обладают рядом привилегий
(их деятельность финансируется из государственного
бюджета, они обладают правом законодательной
инициативы). Фракции независимы от партийного
руководства, обладают большой степенью
самостоятельности в действиях, что делает
их определяющей силой в партии. Например,
в партиях США есть политический лидер
– претендент на пост президента страны,
есть председатель партии и есть руководство
партийными фракциями Конгресса. В процессе
принятия государственных решений фракция
довольно часто выступает в противовес
президенту – лидеру собственной партии,
и у президента нет формальных рычагов
воздействия на фракцию. Премьер-министр
или президент, как правило, уходят в отставку,
если теряют поддержку большинства членов
фракций, выдвинувших их партий.
В президентских республиках
распространена практика выхода лидера
из партии в случае избрания его на пост
президента. Это обусловлено стремлением
выражать не только интересы выдвинувших
лидеров партий, но прежде всего быть выразителем
интересов всего общества. Такой подход
характерен для Франции, Турции, Финляндии
и др. В целом же президент более независим
от выдвинувшей его партии, чем премьер-министр.
В политологии существует классификация
партий по критерию организационной структуры.
Исходя из него, различаются партии:
а) централизованные, иерархически
организованные, с сильным руководящим
центром, формирующим и проводящим в жизнь
единую программную линию и осуществляющим
формализованную дисциплину в партии;
б) децентрализованные – в основном
это партии, действующие в политической
системе, где партийная система играет
второстепенную роль, не претендуя на
глобальную, целостную организацию политической
жизни;
в) кадровые – немногочисленные
партии, со свободным членством, упрощенной
процедурой приема и нестрогим статусом
политиков. Эти партии формируются главным
образом из профессиональных политиков
и опираются на финансовую элиту, способную
оказать партии материальную поддержку.
В качестве примеров можно назвать две
самые влиятельные партии США, где демократов
традиционно поддерживает финансовая
группировка Рокфеллеров, а республиканцев
члены «круглого стола» американского
крупного бизнеса и техасский «солнечный
пояс»;
г) массовые партии, с большим
числом членов, имеющие в своих рядах свыше
10% граждан, систематически за них голосующих.
Для этих партий характерны тесная связь
между организаторами и членами, значительная
роль партийной идеологии. К этому типу
принадлежат почти все европейские партии,
основной финансовый источник которых
– членские взносы;
д) партии с точными и формально
определенными принципами членства (устав,
формы и условия принятия в партию, методы
парламентской борьбы, взыскания и награды
по отношению к членам партии и т.д.);
е) партии со свободным членством,
принадлежность к которым выражается,
например, посредством голосования за
кандидатов данной партии (США), хотя в
ряде случаев принципы выражения членства
в партии более сложны.
Одним из критериев классификации
политических партий является институт
партийного руководства, на основе которого
выделяются партии:
а) коллективного руководства;
б) коллективного руководства
с отчетливо выраженным верховенством
лидера руководящей группы, который выполняет
роль арбитра, определяет основное доктринальное
направление, либо концентрирует власть
в сферах, наиболее существенных для функционирования
партии в целом;