Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:30, контрольная работа
С началом нынешнего десятилетия определенную остроту в политических и научных кругах приобрели дискуссии по поводу характера проводимых руководством России политических реформ, их соответствия провозглашенным Конституцией РФ принципам демократии и федерализма. Как правило, предметом подобных дискуссий служит широкий круг вопросов: независимость средств массовой информации, избирательная система, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, административно-территориальное устройство, этноконфессиональные отношения и многое другое. В этом реферате немалый интерес проявлен и к реформе партийной системы.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1 Партийная система…………………………………..………………..4
Основная классификация
Монопартийные системы…………………………………….4
Двухпартийные системы…………………………………..…5
Многопартийные системы………………………………...…5
Глава 2 Генезис партийной системы в РФ………………………………...…6
Глава 3 Специфика современной партийной системы в РФ………………8
3.1 Проблемы развития партийной системы в РФ. Возможные варианты развития……………………………………………….…......................8 3.1.1 I вариант (Модель бипартийной системы)……….......…….8
3.1.2 II вариант (Модель монопартийной системы)…………...…8
3.3.3 III вариант (Модель многопартийной системы)………….…9
3.3.4 IV вариант (Модель трехпартийной системы)…………….10
Глава 4 Проблемы конституциирования партийной системы в РФ...12
4.1 Реформа партийной системы: общедемократический аспект…..12
4.2 Реформа партийной системы: региональный аспект………...…..14
4.3 Реформа партийной системы: этноконфессиональный аспект….16
Заключение ………………………………………………………………..……17
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Итоговая работа
по дисциплине политология
на тему: «Партийная система в России: проблемы становления и конституциирования»
Выполнил(-а): студент(-ка) 2 курса группы 22П-201
Манатова Лилия Мухарямовна
Проверил: доц., к.ф.н.
Авдонькин Владимир Яковлевич
Челябинск
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Партийная система…………………………………..………………..
Глава 2 Генезис
партийной системы в РФ……………………
Глава 3 Специфика современной партийной системы в РФ………………8
3.1 Проблемы развития партийной системы
в РФ. Возможные варианты развития……………………………………………….…..
3.1.2 II вариант (Модель монопартийной системы)…………...…8
3.3.3 III вариант (Модель многопартийной системы)………….…9
3.3.4 IV вариант (Модель трехпартийной системы)…………….10
Глава 4 Проблемы конституциирования партийной системы в РФ...12
4.1 Реформа партийной системы: общедемократический аспект…..12
4.2 Реформа партийной системы: региональный аспект………...…..14
4.3 Реформа партийной системы: этноконфессиональный аспект….16
Заключение ………………………………………………………………..……17
Список литературы
Введение
Партийная система, как
известно, является одним из важнейших
составных элементов
С началом нынешнего
десятилетия определенную остроту
в политических и научных кругах
приобрели дискуссии по поводу характера
проводимых руководством России политических
реформ, их соответствия провозглашенным
Конституцией РФ принципам демократии
и федерализма. Как правило, предметом
подобных дискуссий служит широкий круг
вопросов: независимость средств массовой
информации, избирательная система, взаимоотношения
между федеральным центром и регионами,
административно-
Формирование партийной
системы современной России началось
полтора десятилетия назад в
процессе крушения однопартийного коммунистического
режима. За это время сформировалось
новое законодательство, образовались
идеологически оформленные груп
Даная работа посвящена
освещению положения партийной
системы РФ,а также раскрытию п
Глава 1 Партийная система
В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и с политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важных структур (подсистем) политической системы общества.
Таким образом, партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.
1.1 Классификация партийных систем.
Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются следующим образом:
1.1.1 Однопартийные системы.
В данном случае, единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако, отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
Эти системы являются несоревновательными. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества.
1.1.2 Двухпартийные системы
В данном случае систему представляют несколько партий, однако, с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Классическим примерами двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США – республиканской и демократической. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками и социальной базой.
Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.
1.1.3 Многопартийные системы
Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, также способствует формированию многопартийной системы.
Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определенные недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики.
Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определенную стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки – в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении от представительства в различных органах власти некоторой части электората.
Следует иметь в виду,
что большее число политических
партий совсем не обязательно означает
возрастающую степень демократичности
общества. Для анализа этого вопроса
необходим более широкий
Глава 2 Генезис партийной системы
Активный процесс образования политических партий в конце 1980-х — начале 1990-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.
Мощный толчок процессу политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революции 1905—1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.
После Октябрьской революции 1917 г. в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 1980-х гг. Отмена статьи б Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» вводил принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 г. началась регистрация партий и Общественных организаций. Уход с политической сцены КПСС в качестве доминирующей сады вызвал партийный бум. Если в 1993 г. Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений, то в 1997 г. их насчитывалось уже около 3 тысяч. Образование значительного числа карликовых партий означало переход власти от некогда правящей партии к государственным структурам. Однако этот процесс показал и другое: современные партии в России пока не могут выполнять те политические функции, которые присущи им в развитых странах. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий в нашей стране.
Парламентские выборы 2004 г. показали, что произошло укрупнение политических партий и движений за счет поглощения малочисленных более крупными. Этому способствовал Федеральный Закон «О политических партиях» в РФ 2001 г. Он предписывал переходный период, в течение которого все политические партии должны быть перерегистрированы. В результате действия этого закона зарегистрированы 67 партий. Впоследствии посредством дальнейших законопроектов, будучи описанных далее шло дальнейшее формирование партийной системы РФ.
Глава 3 Специфика современной партийной системы в РФ
Россия переживает переходный этап, главное содержание которого состоит в преобразовании существовавшей в советский период политической системы со всеми институтами, структурами и отношениями в абсолютно новую политическую систему. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер. В рассматриваемом здесь контексте проблема осложняется тем, что речь идет не просто о трансформации существовавшей многие десятилетия монопартийной системы в многопартийную.
3.1.1 I.Вариант первый (Модель бипартийной системы):
Модель бипартийной системы с двумя доминирующими партиями родственной политической ориентации. Наиболее авторитетные группы правящей («Единая Россия») и оппозиционной (КПРФ) элит негласно договариваются о сферах политического влияния, из которых другие силы вытесняются с помощью ресурсов государства. Создается двухпартийная система, которая предполагает преемственность политического курса и стабильность в обществе. Однако реализация этого варианта сталкивается с рядом препятствий, вероятнее всего, непреодолимых. Во-первых, между правящей и оппозиционной элитами отсутствует согласие по поводу основных принципов общественного устройства. Это порождает дробление политических сил. Во-вторых, формируемые бюрократическим путем две партии психологически отторгаются массовым сознанием как навязанные властью сверху.
3.1.2 II.Вариант второй (Модель монопартийной системы):
В условиях отсутствия гражданского общества не организованные и идеологически не оформленные социально-экономические, потребительские и другие интересы социальных групп будут определять поведение населения. Неспособность большинства населения адаптироваться к рыночным реформам, нестабильность и негарантированностъ условий индивидуального существования порождают у рядовых граждан потребность в «партии власти», в «руководящей и направляющей силе», в «общенародном вожде» эти роли сегодня исполняет «Единая Россия». Такой вариант монопартийной системы сформирован в результате парламентских выборов 2004 г. По их результатам «Единая Россия» получила в нижней палате парламента 303 Депутатских мандата из 450, что означает контроль над конституционным большинством парламента. Подобная поддержка населения связана с популярностью президента В.В. Путина, с которым ассоциируется данная партия у населения.
Стремление искать защиту у обладателей власти обусловлено неразвитой способностью населения к самоорганизации, отсутствием сформировавшихся институтов гражданского общества. Массовая маргинализация населения объективно усиливает роль бюрократии, которая, хотя и в превращенных формах способна интегрировать общество. Однако при отсутствии гражданского общества власть бюрократии олицетворяемой партией власти — «Единая Россия», может стать бесконтрольной. Иначе говоря, возможен возврат к однопартийной системе.
Информация о работе Партийная система в России: проблемы становления и конституциирования