Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:06, лекция
Начало президентства Д.А. Медведева привнесло частичную демократизацию в политический режим страны, но, как отмечает Н.Ю. Беляева, в уже сложившейся ситуации не институты «определяют рамки активности акторов, а сами акторы подгоняют институты под свои потребности». Усилилась и тенденция сакрализации власти в массовом сознании, начавшая проявляться еще в первом десятилетии ХХ в. Основными задачами по-прежнему являются централизация, последовательное выстраивание и укрепление вертикали исполнительной власти. При этом сохранялся институциональный дизайн, сформировавшийся в 1990-е гг. К середине нулевых годов в партийно-политической системе России были восстановлены контроль центра в отношении регионов, субординация элит и положе¬ние Кремля как реального центра власти.
директорами» сгруппировавшимися вокруг КПРФ. Избирательная кампания 1999 года также проходила под знаком противостояний федеральной и региональных партий властей.
С приходом к власти Владимира Путина российская политический класс наконец консолидировался. С принятием Федерального закона «О политических партиях» численность последних уменьшилась более чем в 10 раз – со 199 (в 2001 году) до 17 ( по состоянию на 1 ноября 2006).
Однако, как уже говорилось выше, российская многопартийность все еще не находиться в стадии формирования. Партии, освоив механизмы парламентской законотворческой работы, пока что не превратились в основной инструмент борьбы за исполнительную власть, не смогли в полной мере взять на себя через свои структуры политическое рекрутирование, формирование политической и правящей элиты страны. Те из них, которые поддерживают власть, еще не стали оказывать существенное влияние на ее курс, а оппозиция не в силах предложить обществу значительной альтернативы этому курсу.
Несмотря на то, что сегодняшнему дню в электоратном поле присутствует весь спектор политических сил, говорить о завершенности процесса формирования партийной системе в России пока все же преждевременно. В феврале 2006 года, комментируя высказывания Президента В.В.Путина о становлении партийной системы в России, О.В.Морозов справедливо отметил, что «у нас [в России] еще зарождается многопартийность, до конца еще не сформировался». Именно это обстоятельство заставляет особенно скрупулезно изучать опыт партийного строительства прошлых лет, так как лишь учитывая его, можно создать условия, когда политические партии в нашей стране не препятствовали ( как это нередко бывало ранее), а способствовали развитию и укреплению государства, обеспечивая эффективное представительство интересов граждан России в органах государственной власти.
Начало президентства Д.А. Медведева привнесло частичную демократизацию в политический режим страны, но, как отмечает Н.Ю. Беляева, в уже сложившейся ситуации не институты «определяют рамки активности акторов, а сами акторы подгоняют институты под свои потребности». Усилилась и тенденция сакрализации власти в массовом сознании, начавшая проявляться еще в первом десятилетии ХХ в. Основными задачами по-прежнему являются централизация, последовательное выстраивание и укрепление вертикали исполнительной власти. При этом сохранялся институциональный дизайн, сформировавшийся в 1990-е гг. К середине нулевых годов в партийно-политической системе России были восстановлены контроль центра в отношении регионов, субординация элит и положение Кремля как реального центра власти.
Здесь важнейшее место занимает переход к процедуре назначения и смещения губернаторов президентом РФ. В результате губернаторы стали полностью подотчетными главе исполнительной власти. Государственная Дума наполнилась лояльными депутатами, а политические партии выражают все меньше несогласия с принятым политическим курсом. Даже КПРФ, все еще получая весомый процент голосов на выборах, по своей идеологии сближается с «Единой Россией». К тому же в период с 2003 по 2006 г. были отменены выборы в Думу по одномандатным округам, ужесточены количественные требования к партиям. Правительство также запретило образование избирательных блоков.
В данной связи следует особенно подчеркнуть поднятие заградительного барьера на выборах в федеральную Думу в 2007 г. с 5 до 7%. Укрепление позиций партии «Единая Россия» в качестве партии власти позволило ей на парламентских выборах 2003, 2007 и 2011 гг. ограничить свое участие в избирательной кампании. Ее привилегии были настолько велики, что «Единая Россия» участвовала в выборах «вне реальной партийной конкуренции»1. Будучи доминирующей парламентской партией, «Единая Россия» превратилась в один из каналов распределения бюджетных средств, вследствие чего возросла ее электоральная привлекательность. К тому же поддержка президента и правительства со стороны оппозиционных партий, оттолкнув от последних часть сторонников, лишь укрепляет политический курс правя- щей элиты. По мнению О.Б. Подвинцева, в России на современном этапе сложилась многопартийная система с господством партии власти. Нельзя не отметить, что на отечественном политическом пространстве в последние годы утвердилась франчайзинговая модель партийного строительства. Данная модель была заимствована политическими технологами из бизнеса. Франчайзерами в этой ситуации являются центральные партийные органы, обладающие проверенной политической концепцией, политическим брендом и собственным электоратом. В роли фанчайзи выступают региональные или федеральные группы интересов, которые в результате такого взаимодействия получают возможность продвигать своих представителей в легислатуры различных уровней.
Выстроенная в современной России партийная система показывает свою функциональную несостоятельность.
Косвенным подтверждением этого факта стало создание «народного
фронта» в мае 2011 г., инициированное премьер-министром В.В. Путиным. Эта организация понадобилась для компенсации в условиях приближающихся выборов явных политических угроз правящей партии
и ее выдвиженцам. Когда имеющиеся структуры не решают поставленных задач, становятся «страшно далеки от народа», создается новая,
стремящаяся дистанцироваться от существующих. Так выстроилась
цепочка: «Демократическая Россия» — «Выбор России» — «Наш дом —
Россия» — «Союз правых сил» — «Медведь» — «Единая Россия». Цепочка не завершена.
К сожалению, народный фронт как вполне технологичная инициатива без правового оформления его места в существующей системе
становится идеологической завесой, маскирующей реальные проблемы
и состояние партийной системы.
Власть в декабре 2011 – январе 2012гг. начала организацию канала выплеска враждебности, было озвучено:
Решающие значение для становления политических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия в выборах. Современная партийная система Российской Федерации выдержала пять избирательных компаний, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак, после периодов зарождения протопартий (1987-1989), распада КПСС и формирования политических партий (1990-1991), становление партийной системы (1991-1993) партийная система современной России в 1993г. вступила в период функционирования, который ознаменовался участием партий в выборах и естественной (т.е. в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы. На этом этапе российские политические партии пять раз проходили испытания выборами в Думу(1993, 1995, 1999, 2003, 2007) и четырежды (1996, 2000, 2004, 2008) – выборами президента.
Выборы 1993г. проходили в обстановке высокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийных коалиций.
По результатам выборов победил пропрезидентский блок, набравший 34,2 % голосов избирателей. Контрпрезидентский блок получил 20,4 % голосов, Блок конструктивной оппозиции – всего 1,93%.
Среди политических партий победительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая 22,92% голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, преодолев 5%-ый барьер прошли следующие партии: «Выбор России» (15,51%), КПРФ (12,4%), «Женщины России» (8,13%), АПР (7,99%), «Яблоко» (7,86%), ПРЕС (6,73%), ДПР (5,52%).
Если все партии, учавствовавшие в первых выборах по партийным спискам, можно разделить на левые (КПРФ, АПР, партия «Кедр», избирательные объединения «Достоинство и милосердие», «Гражданский союз»), центристские (ДПР, ПРЕС, партия «Яблоко», «Выбор России», избирательные объединения «Женщины России», «Будущее России – новые имена») и правые (ЛДПР) силы, то победу на этих выборах одержали центристы, набравшие в сумме 49,08% голосов, левые и правые набрали соответственно 23,78 и 22,92%.
В Государственной Думе, с учетом выборов по одномандатным округам и создание на этой основе депутатских групп, система парламентских партий выглядела, следующим образом:
Эти партии и силы и составили первый формат партийной системы России в 1993-1995 гг.
Выборы в декабре 1995г. проходили в обстановке продолжавшегося жесткого противостояния центристских и левых сил. Партии и избирательные объединения, избравшие промежуточную политическую позицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такие как «Держава» (лидер А.Рудской), Партия Святослава Федорова, Блок Ивана Рыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5%-ый барьер.
Партии реформаторской ориентации набрали в общей сложности 21,63% голосов. Не прошли в Думу партии ПРЕС и «Выбор России», которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.
Коммунисты пожали плоды выгодности своего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3% голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другая антиреформаторская партии – АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.
Из правых партий 5%-ый барьер преодолела лишь ЛДПР (11,18% голосов). Кроме того, уже в Думе были организованы несколько депутатских групп.
Новый второй формат системы парламентских партий приобрел следующую структуру:
Следующий третий формат партийной системы современной России образовался после очередных думских выборов 1999г. Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ – 24,29% голосов, «Единство» – 23,32%, «Отечество вся Россия» (ОВР) – 13,33%, «Союз правых сил» (СПС) – 8,52%, Блок Жириновского (ЛДПР) – 5,98%, «Яблоко» - 5,93%.
Система парламентских партий приобрела следующий вид:
Четвертый формат второй партийной системы России оформился после думских выборов 2003г.; которые дали следующие результаты: партия «Единая Россия» – 37,57% голосов, КПРФ – 12,61%, ЛДПР – 11,45%, «Родина» - 9,02%. Система парламентских партий после этого приобрела следующий вид:
Выборы в Государственную Думу Российской Федерации пятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий).
Информация о работе Партийная система в России с 2008 по 2012 года