Партийные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:26, реферат

Описание работы

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.[10]
Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

Файлы: 1 файл

Партийные системы.docx

— 26.91 Кб (Скачать файл)

     Партийные  системы

 

    Партийные системы  представляют собой совокупность  устойчивых связей и отношений  партий различного типа друг  с другом, а также с государством  и иными институтами власти.[10]

    Партийные системы  традиционно различаются в зависимости  от количества политических партий. Обычно выделяют три основных  типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

    Более сложную  классификацию разработали  Ла  Паломбара и Вайнер, предложив  выделить два главных типа партийных  систем: конкурентные и неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.

    Конкурентные  партийные системы в зависимости  от степени конкуренции подразделяются  на многопартийные, двухпартийные, многопартийные с одной господствующей партией.

    Возникновение  многопартийных систем обусловлено  многими факторами:

    а) сильная социальная  дифференциация общества,

    б) наличие идеологических  и религиозных различий,

    в) специфика исторического  развития общества,

    г) национальные  и этнические различия,

    д) институционные  различия (система выборов).

    Положительной  стороной многопартийной системы  можно  считать многокрасочность  политического спектра, более широкие  возможности для избирателей  выбора политических направлений. Однако многопартийные системы  обладают и рядом недостатков  плохо выполняются функции агрегирования  интересов, отсутствует стабильность  большинства в парламенте, что  ведет к нестабильности правительства.

    Двухпартийные  системы характеризуются чередованием  у власти двух основных партий  и отсутствием коалиций. Наиболее  классический вариант бипартизма встречается в англосаксонских странах - Великобритании, Австралии, США. Многие политологи  считают, что двухпартийная система более эффективна, чем многопартийная. Прежде всего, в условиях бипартизма упрощается процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Избиратели непосредственно выбирают политические цели и руководителей. Победившая партия более адекватно отражает интересы большинства. Отсутствие коалиций обеспечивает большую стабильность, безкризисность правительства.

    Многопартийная  система с господствующей партией. Сам термин в 1961 г. предложил М. Дюверже. Господствующая партия контролирует, как правило,  голоса более 35% избирателей. Находясь, долгое время у власти,  такая партия отождествляет себя со страной в целом. Определенное преимущество такой партийной системы заключается в стабильности правительства. Главный недостаток - опасность застоя,  косности, так как долгое господство одной партии может привести к вытеснению парламентской игры, публичной политики тайной закулисной борьбой, скрытой от избирателей.

    Неконкурентные  партийные системы характеризуются  подавлением всех политических  объединений, кроме одного. Выделяют  три вида[2]:

    1) коммунистические;

    2) фашистские;

    3) развивающиеся  системы.

    Проводя классификацию  партийных систем, следует учитывать  три основных показателя:

    1) число партий;

    2) наличие или  отсутствие доминирующей партии  или коалиции;

    3) уровень соревновательности между партиями.

    В политологии  достаточно распространена схема, согласно которой существуют  однопартийная, двухпартийная и  многопартийная системы.[8]

    Также возможна  чуть более широкая типология  партийных систем[10]:

однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;

полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;

многопартийной, с числом партий более трех.

     Классификация  и особенности  партийной системы  Республики Беларусь 

 

    Большинство политологов  производят классификацию  белорусских  политических партий по их  отношению к идеологии, основываясь  на западной системе ценностей. Однако в Беларуси, находящейся  на границе цивилизационного  разлома, подобный метод не дает  возможности разместить все имеющиеся  партии на традиционной для  западной политологии линейной  шкале «левые - правые». Поэтому у  нас при классификации партий  по их идеологическим доктринам  обязательно надо учитывать отношение  партий к государственности Беларуси, к проблемам национально-культурного  возрождения, в том числе и  государственности белорусского  языка. Так, например, прекративший  существование Славянский собор  «Белая Русь» и Консервативно-христианская  партия БНФ 3. Пазьняка. Несмотря на взаимную вражду друг к другу из-за разного подхода к независимости Беларуси, их роднит национально-государственническая идеология и радикализм методов деятельности. [5]

    Взяв за основу  классификации партий отношение  к ценностям открытого общества, в первую очередь к рынку  и правовому государству, действующие  партии можно расположить на  линейной шкале «левые - правые»  примерно следующим образом:

    • крайне правые  партии: РНЕ, БПС (обе незарегистрированы);

    • правые партии: КХП БНФ, ЛДП;

    • правоцентристские  партии (консервативные, христианско-демократические  и либерально-консервативные): Партия  БНФ, ОГП и не прошедшая перерегистрацию  БСП;

    • левоцентристские  партии (социал-демократические  и  социалистические): БСДГ, общественное  объединение «Яблоко», БСДП (НГ) и  БПТ;

    • левые партии (коммунистические): ПКБ, КПБ;

    • крайне левые партии: Белорусская  патриотическая партия, ДСПС, который объединяет организации социалистической ориентации.[5]

    В настоящее  время большинство  политических  партий выступает за существование  Беларуси как независимого суверенного  государства. К партиям так называемого  панславистского направления, которые  независимо от идеологической  платформы выступают за политическое  объединение с Россией (фактически  аншлюс), можно отнести прекративший  существование Славянский собор  «Белая Русь», РНЕ, КПБ, ДСПС, Белорусскую  патриотическую партию, с некоторыми  оговорками ПКБ, ЛДП, Белорусскую  социал-демократическую партию народного  согласия и общественное объединение  «Яблоко». При этом не все партии  панславистского направления поддерживают  существующий государственный режим, например ПКБ, ЛДП и общественное  объединение «Яблоко».

    Таким образом, расположение партий на линейной  шкале «левые—правые» сопряжено  со значительной долей упрощения  реального положения в обществе. Кроме того, в такую схему не  всегда вписываются политические  организации, представляющие религиозные, этнонациональные, экологические, профессиональные и иные интересы.

    Довольно  сложно  провести типологизацию партийной  системы Беларуси. Она не вписывается ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку группа лиц, удерживающих власть после ноябрьского референдума, юридически не организована в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего режима посредством выборов. Правда, «власти предержащие» относятся к оппозиционным политическим партиям как к некоему антинародному образованию, рассматривают их как нечто не имеющее права на существование. Но все же говорить о полном контроле государством общества преждевременно.

    Нельзя  охарактеризовать  сложившуюся у  нас партийную  систему и как многопартийную, поскольку после ноябрьского  референдума 1996 г. основные партии  оппозиции не принимали участия  в выборах в местные Советы  и в Палату представителей, а  на президентских выборах выдвинули  единого кандидата, противостоящего  кандидату от «партии власти». Интересно отметить, что во время  прошедшей президентской избирательной  кампании А. Лукашенко, проводя многочисленные  совещания с представителями  вертикали, рассматривал себя в  качестве их представителя. При  этом он не раз заявлял, что  если он проиграет выборы, то  и им придется уйти в отставку  вместе с ним, хотя формально  они не состояли в одной  политической партии.

    Своеобразие политической  ситуации в Беларуси состоит  в том, что даже если на предстоящих  выборах в Палату представителей  и местные Советы кандидаты  от оппозиционных политических  партий и будут конкурировать  между собой, в случае избрания  они будут сообща (возможно, не  все) противостоять беспартийным  и партийным депутатам, являющимся  представителями «партии власти».

    Таким образом, мы можем рассматривать так  называемую «партию власти» в  качестве своеобразной правящей  политической партии, не зарегистрированной  и не имеющей фиксированного  членства, а все остальные демократические  партии — в качестве единой  политической организации. В этом  случае, вероятно, можно говорить  о существовании у нас квазидвухпартийной системы, в рамках которой противостоящие друг другу стороны ведут борьбу за власть в стране.

     Причины слабости  политических партий Беларуси 

    Необходимо  констатировать, что политические партии Беларуси  малочисленны и не имеют серьезной  социальной поддержки среди населения. Основные причины этого следующие[4]:

В отличие от европейских стран СНГ и постсоциалистических стран Восточной Европы в Беларуси существует мажоритарная избирательная система, которая объективно тормозит развитие политических партий. Политические партии имеют право выдвигать своих кандидатов по округам, однако зачастую кандидатам выгоднее выступать в качестве независимых, так как это открывает для них больше возможностей для привлечения максимального количества избирателей. Политические партии не имеют серьезной электоральной базы, а негативный рейтинг большинства политических партий значительно превышает их позитивный рейтинг. Большинство оппозиционных политических партий организационно слабы, не имеют серьезной материальной и материально-технической базы и не могут оказать своим кандидатам реальной поддержки на выборах. Характерно, что во время последних парламентских выборов (2000 год) многие кандидаты приостанавливали свое членство в партиях и баллотировались как независимые. Пропрезидентские партии также зачастую оказываются невостребованными со стороны перспективных кандидатов, которые, как правило, могут самостоятельно использовать возможности административного ресурса.

В Беларуси исполнительные органы власти не избираются, а назначаются вышестоящими органами. Что касается выборов президента республики, то законодательство и практика этих выборов по заключению авторитетных европейских структур (ОБСЕ и др.) не соответствуют демократическим стандартам. Политические партии не могут самостоятельно выдвигать своих кандидатов на пост президента, так как и партийные, и независимые кандидаты для регистрации должны осуществлять сбор: 100 тысяч подписей граждан. Характерно, что на последних президентских выборах: (2001 год) большинство кандидатов, в том числе основные фавориты, были беспартийными.

Политические партии фактически отстранены от избирательного процесса. Избирательное законодательство не позволяет политическим партиям иметь гарантированное членство в избирательных комиссиях. Права же наблюдателей, которых могут выдвигать политические партии, ограничены.

Представительные органы всех уровней от сельского совета до Палаты представителей лишены реальных властных полномочий. Поэтому наличие в политической партии депутатских мандатов не позволяет им реализовывать на практике одну из основных функций партии — лоббировать через властные структуры интересы социальных, корпоративных или классовых групп. Такая ситуация препятствует расширению социальной базы всех политических партий.

Действующее в Беларуси законодательство серьезно ограничивает возможность: для политических партий использовать в своей деятельности внепарламентские средства политической борьбы, такие, к примеру, как демонстрации, пикеты, митинги, шествия.

Действующее законодательство делает фактически невозможным инициирование проведения республиканских референдумов (для этого необходимо в ограниченные сроки собрать не менее 450 тысяч подписей граждан, но и при выполнении этого требования назначение референдума является исключительной прерогативой президента). Политические партии лишены права законодательной инициативы.

Активисты политических партий зачастую подвергаются давлению со стороны: органов власти или администрации предприятий, на которых они работают, что является сдерживающим фактором для роста численности политических партий.

Из-за слабой материальной и материально-технической базы большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, а государственные и независимые средства массовой информации, как правило, стараются дистанцироваться от политических партий.

После семидесяти лет тоталитаризма политическая культура граждан Беларуси находится на невысоком уровне. В Беларуси отсутствуют прочные демократические традиции. Белорусское общество еще находится в стадии трансформации. В Беларуси еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои групповые интересы и готовые отстаивать их через политическую деятельность посредством политических партий. Этот же фактор препятствует развитию политической идентификации различных социальных групп вокруг традиционных идеологических доктрин - социал-демократии, либерализма, консерватизма.

Информация о работе Партийные системы