Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:26, реферат
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.[10]
Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.
Партийные системы
Партийные системы
представляют собой
Партийные системы
традиционно различаются в
Более сложную классификацию разработали Ла Паломбара и Вайнер, предложив выделить два главных типа партийных систем: конкурентные и неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.
Конкурентные
партийные системы в
Возникновение
многопартийных систем
а) сильная социальная дифференциация общества,
б) наличие идеологических и религиозных различий,
в) специфика исторического развития общества,
г) национальные и этнические различия,
д) институционные различия (система выборов).
Положительной
стороной многопартийной
Двухпартийные
системы характеризуются
Многопартийная
система с господствующей
Неконкурентные
партийные системы
1) коммунистические;
2) фашистские;
3) развивающиеся системы.
Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:
1) число партий;
2) наличие или
отсутствие доминирующей
3) уровень соревновательности между партиями.
В политологии
достаточно распространена
Также возможна чуть более широкая типология партийных систем[10]:
однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;
полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;
двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;
двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;
многопартийной, с числом партий более трех.
Классификация и особенности партийной системы Республики Беларусь
Большинство политологов
производят классификацию белорусских
политических партий по их
отношению к идеологии, основываясь
на западной системе ценностей.
Однако в Беларуси, находящейся
на границе цивилизационного
разлома, подобный метод не дает
возможности разместить все
Взяв за основу
классификации партий
• крайне правые партии: РНЕ, БПС (обе незарегистрированы);
• правые партии: КХП БНФ, ЛДП;
• правоцентристские
партии (консервативные, христианско-демократические
и либерально-консервативные): Партия
БНФ, ОГП и не прошедшая
• левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): БСДГ, общественное объединение «Яблоко», БСДП (НГ) и БПТ;
• левые партии (коммунистические): ПКБ, КПБ;
• крайне левые партии: Белорусская патриотическая партия, ДСПС, который объединяет организации социалистической ориентации.[5]
В настоящее
время большинство политических
партий выступает за
Таким образом,
расположение партий на
Довольно сложно провести типологизацию партийной системы Беларуси. Она не вписывается ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку группа лиц, удерживающих власть после ноябрьского референдума, юридически не организована в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего режима посредством выборов. Правда, «власти предержащие» относятся к оппозиционным политическим партиям как к некоему антинародному образованию, рассматривают их как нечто не имеющее права на существование. Но все же говорить о полном контроле государством общества преждевременно.
Нельзя охарактеризовать
сложившуюся у нас партийную
систему и как многопартийную,
поскольку после ноябрьского
референдума 1996 г. основные партии
оппозиции не принимали
Своеобразие политической
ситуации в Беларуси состоит
в том, что даже если на предстоящих
выборах в Палату
Таким образом,
мы можем рассматривать так
называемую «партию власти» в
качестве своеобразной
Причины слабости политических партий Беларуси
Необходимо констатировать,
что политические партии
В отличие от европейских стран СНГ и постсоциалистических стран Восточной Европы в Беларуси существует мажоритарная избирательная система, которая объективно тормозит развитие политических партий. Политические партии имеют право выдвигать своих кандидатов по округам, однако зачастую кандидатам выгоднее выступать в качестве независимых, так как это открывает для них больше возможностей для привлечения максимального количества избирателей. Политические партии не имеют серьезной электоральной базы, а негативный рейтинг большинства политических партий значительно превышает их позитивный рейтинг. Большинство оппозиционных политических партий организационно слабы, не имеют серьезной материальной и материально-технической базы и не могут оказать своим кандидатам реальной поддержки на выборах. Характерно, что во время последних парламентских выборов (2000 год) многие кандидаты приостанавливали свое членство в партиях и баллотировались как независимые. Пропрезидентские партии также зачастую оказываются невостребованными со стороны перспективных кандидатов, которые, как правило, могут самостоятельно использовать возможности административного ресурса.
В Беларуси исполнительные органы власти не избираются, а назначаются вышестоящими органами. Что касается выборов президента республики, то законодательство и практика этих выборов по заключению авторитетных европейских структур (ОБСЕ и др.) не соответствуют демократическим стандартам. Политические партии не могут самостоятельно выдвигать своих кандидатов на пост президента, так как и партийные, и независимые кандидаты для регистрации должны осуществлять сбор: 100 тысяч подписей граждан. Характерно, что на последних президентских выборах: (2001 год) большинство кандидатов, в том числе основные фавориты, были беспартийными.
Политические партии фактически отстранены от избирательного процесса. Избирательное законодательство не позволяет политическим партиям иметь гарантированное членство в избирательных комиссиях. Права же наблюдателей, которых могут выдвигать политические партии, ограничены.
Представительные органы всех уровней от сельского совета до Палаты представителей лишены реальных властных полномочий. Поэтому наличие в политической партии депутатских мандатов не позволяет им реализовывать на практике одну из основных функций партии — лоббировать через властные структуры интересы социальных, корпоративных или классовых групп. Такая ситуация препятствует расширению социальной базы всех политических партий.
Действующее в Беларуси законодательство серьезно ограничивает возможность: для политических партий использовать в своей деятельности внепарламентские средства политической борьбы, такие, к примеру, как демонстрации, пикеты, митинги, шествия.
Действующее законодательство делает фактически невозможным инициирование проведения республиканских референдумов (для этого необходимо в ограниченные сроки собрать не менее 450 тысяч подписей граждан, но и при выполнении этого требования назначение референдума является исключительной прерогативой президента). Политические партии лишены права законодательной инициативы.
Активисты политических партий зачастую подвергаются давлению со стороны: органов власти или администрации предприятий, на которых они работают, что является сдерживающим фактором для роста численности политических партий.
Из-за слабой материальной и материально-технической базы большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, а государственные и независимые средства массовой информации, как правило, стараются дистанцироваться от политических партий.
После семидесяти лет тоталитаризма политическая культура граждан Беларуси находится на невысоком уровне. В Беларуси отсутствуют прочные демократические традиции. Белорусское общество еще находится в стадии трансформации. В Беларуси еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои групповые интересы и готовые отстаивать их через политическую деятельность посредством политических партий. Этот же фактор препятствует развитию политической идентификации различных социальных групп вокруг традиционных идеологических доктрин - социал-демократии, либерализма, консерватизма.