Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:14, контрольная работа
Теория Гумилева основана на идее о том, что этнос формируется прежде всего за счет деятельности самоотверженных, сильных личностей – пассионариев. На сегодняшний день его теория как нельзя лучше применима к политической сфере общества: кто, как не пассионарии политики, законодатели, президенты, депутаты? Они своими активными действиями (нередко в ущерб себе) создают историю. В связи с этим изучение пассионарной теории Гумилева имеет неоспоримую актуальность.
Северо-Западный филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российская академия правосудия»
(г. Санкт-Петербург)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
по дисциплине «Политология»
Пассионарная теория Л.Н. Гумилева
Выполнил (а):
Студентка 2 курса 213группы
очной формы обучения
Петрова Наталья Дмитриевна
Преподаватель:
кандидат политических наук, доцент; Бондарев Виктор Геннадьевич.
Дата представления работы
«9» апреля 2013 г.
Санкт-Петербург 2013
Оглавление
Данная работа посвящена теме, которая является исключительно важной темой для науки политологии – пассионарной теории Л.Н.Гумилева.
Теория Гумилева основана на идее о том, что этнос формируется прежде всего за счет деятельности самоотверженных, сильных личностей – пассионариев. На сегодняшний день его теория как нельзя лучше применима к политической сфере общества: кто, как не пассионарии политики, законодатели, президенты, депутаты? Они своими активными действиями (нередко в ущерб себе) создают историю. В связи с этим изучение пассионарной теории Гумилева имеет неоспоримую актуальность.
Исходя из вышесказанного целью данной работы является рассмотрение пассионарной теории Л.Гумилева.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:
Основными источниками по данной теме являются следующие книги: Вернадский Г. В. Русская история. Учебник. — М.: Аграф, 1997, Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.Гумилев Л.Н, Этногенез и биосфера Земли. М., 2003 и др.
Данная тема хорошо изучена в юридической литературе. В работах Вернадского Г.В., Клинова Н.В. всецело рассмотрены основные идеи и положения пассионарной теории Л.Н.Гумилева.
Лев Николаевич Гумилев - великий историк, этнограф и этнолог. В силу своего призвания Лев Николаевич занимался исследованиями развития отдельно взятых этносов. По распространенному мнению «этнос определяется языком, расой, географической средой, социальными отношениями, самосознанием, процессом эволюции или комбинацией их всех, или нескольких перечисленных факторов, которые можно выбрать по вкусу»1. Но Гумилев категорически не согласился с такой точкой зрения. Дело в том, что данный подход не давал возможности построить гипотезу, то есть непротиворечивое объяснение всех известных в данное время фактов этногенеза. Соответственно данный факт подтолкнул Гумилева к идее о том, что данная точка зрения ошибочна, несовершенна, и тогда Л. Н. Гумилев занялся поиском новой теории.
Изучая развитие некоторых этносов, Лев Николаевич заметил, что существуют совершенно различные условия, в которых начинаются процессы этногенеза. Однако дальнейшее их протекание однообразно, и лишь иногда нарушается внешними воздействиями. Если же использовать постоянную фазовую схему процесса и пренебречь внешними толчками как случайными помехами, то мы неизбежно придем к выводу о наличии единой причины происхождения всех этносов на Земле. Гумилев дал этой причине название «фактор икс». Этот самый «фактор икс» он и предложил вынести за скобки как искомый вариант.2
Лев Николаевич заметил, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов несдерживаемого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружающего его мира. Достижение намеченной цели эти индивиды ставят превыше своей жизни, буквально подавляя свой инстинкт самосохранения. Такое редко встречающееся явление - отклонение от видовой нормы поведения. До гумилева такое поведение индивида никем не анализировалось. Индивиды с таким признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы. Для данного явления Л. Н. Гумилев предложил термин «социальная пассионарность» (от passio – страсть)3.
Таким образом, мы можем перейти к определению понятия «пассионарность». По Л. Н. Гумилеву, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, к переменам своими действиями происходящего вокруг, активное желание преобразовать действительность на свой лад. Импульс пассионарности бывает настолько силен, что пассионарий не может заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Пассионарность, таким образом, атрибут не сознания. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть это признак не только индивидуальный, но и популяционный.4
Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Из вышесказанного следует важный принцип: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения.
В зависимости от степени проявления свойства пассионарности Гумилёв подразделяет людей на три типа. Как уже говорилось, люди, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Деятельность пассионариев характеризуется способностью к сверхнапряжениям. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. Яркими примерами пассионариев можно считать Наполеона, Александра Македонского, Суллу, Ян Гуса, Жанну д’Арк, протопопа Аввакума. Ссылка на данных людей неслучайна, потому что для каждого из них, судя по их описанию, присуща энергетическая избыточность, ведущая зачастую к честолюбивым поступкам, авантюристическим идеям, что в итоге приводит к крупномасштабным изменениям этноса. Как уже говорилось выше, психологические качества личностей этих людей, указанные Гумилёвым, явно не являются результатом современного психологического обследования этих людей, а лишь связаны с его субъективной оценкой и историков.
Для доказательства вышесказанного утверждения можно провести образ Наполеона Бонапарта. В какой-то момент своей карьеры военного поручик Наполеон Бонапарт был в молодости беден. Благодаря своим личным связям с Огюстеном Робеспьером оказался в чине капитана, после чего, завоевав Тулон, был посвящён в генералы. В добавлении к этому, – смог подавить мятеж роялистов в Париже. Фактически его карьера была сделана, но истинное богатство от этого к нему не пришло, даже от женитьбы на красавице Жозефине Богарне. В дальнейшем итальянская компания сделала Бонапарта богачом. Но это не остановило Наполеона, так как оказывается в Египте, рискуя своей жизнью, по случаю новой военной компании. Даже став императором Франции, Наполеон не успокаивается в своих личных достижениях. Сразу возникает вопрос: «Что его побуждало к этому?» Неужели властолюбие, высокомерие, связанное с его невысоким ростом?! Вероятно, непреодолимая жажда дипломатической, законодательной и т.д. деятельности. Гумилёв на данном примере, и сходными с этими примерами, доказывает читателям истинность влияния пассионарности, как силы, действующей на поведение всего этноса, от отдельно существующего человека (пассионария), наделённого избытком такой энергии. По Гумилёву, пассионарий – это человек, пассионарный импульс поведения которого превышает величину импульса инстинкта самосохранения.5
Если пассионарный импульс поведения равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилёв называет «гармоничными особями». Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но они не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели. Таких людей подавляющее большинство в различных этносах. Особи гармоничные (нормальные) представляют собой интеллектуальную полноценность, высокую степень уживчивости (совместимости), но не сверхактивны как пассионарии. Таким людям чуждо желание «гореть», принося себя в жертву ради других, выражает антипатию. Такие люди наоборот призваны к снижению вероятностей вспышек пассионарности и склонны к умножению материальных ценностей по созданным ранее этническим образцам поведения.6
Наконец, так называемые субпассионарии — это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Их жизненной энергии недостаточно даже для нормального самоподдержания. Это — безинициативные, себялюбивые люди, неспособные к активной деятельности и думающие лишь об собственных удовольствиях.7 К ним относятся праздные представители высшего общества, праздная чернь, требующая «хлеба и зрелищ», а также «прожигатели жизни», бродяги, морально и социально деградировавшие люди, вырожденцы и т.д. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями перевороты и завоевания. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев – ничто.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионариями. Но как только расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение, становясь либо «гармоничными особями», либо субпассионариями8. В качестве примера можно привести военных, когда два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военные формируют из пассионариев элитные ударные части. Эффект заключается в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.
Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей, к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его глазах систему, его настроенность большого значения не имеет.
Любой этногенез –
это более или менее
Однако самое интересное то, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих собой ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. Связано это с тем, что во время войн женщины ценят героев, идущих в бой, благодаря чему те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем далеко не всегда в законном браке. Дети вырастают и совершают такие же поступки, как и их отцы. И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится аккуратный семьянин, вследствие чего пассионарий не может найти себе достойного места в жизни.
Пассионарность – не просто дурные наклонности, а важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в суперэтнические системы. (Здесь имеется указание: человечество – это суперэтнос). Теперь мы знаем, где искать причину этого признака. Экология и сознательная деятельность отдельных людей отпадают. Остается широкая область коллективного подсознания. Следовательно, пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, - это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому как жить повседневными заботами для них не представляется возможным. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединяться и действовать согласно. Именно таким образом возникает первичная консорция. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев в древности просто изгоняли из племени либо убивали. 10
Если бы пассионарии всегда погибали, не успев ничего сделать, то люди до сих пор ели бы тела врагов, приносили в жертву младенцев. И жили бы на Земле не современные французы, русские, англичане и т.д., а шумеры, пикты и другие, имена которых давно забыты.
Наиболее трагично гибнут пассионарии в конечные фазы этногенеза, когда их становится мало и взаимопонимание между ними и массами обывателей утрачивается. Так было, например, в 1203 году в Византии. Поразительный факт: отряд из 20 тысяч крестоносцев штурмовал Константинополь. Греки, в свои очередь, могли обороняться 70 тысячами человек. Но они не сопротивлялись. Крестоносцы потеряли при штурме всего одного рыцаря! Пассионарии были убиты в бою, а прочие – в своих подожженных домах. А ведь силы для сопротивления были. Можно было не только уцелеть, но и победить. Когда в войну вступила провинция, то победа была одержана и Константинополь освобожден, но он пал при тех же обстоятельствах в 1453 г. И снова осталось много людей, которые спокойно давали себя убивать победителям. Тут Л. Н. Гумилев задает риторический вопрос: что это были за люди?11