Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:27, контрольная работа
История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.
Помимо этого, история политических учений – это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.
Введение 3
1. Политические воззрения Платона 7
1.1. Формы государства 7
1.2. Идеальное государство 9
1.3. Добродетели в государстве 12
2. Политические воззрения Аристотеля 14
2.1. Цель и метод политики 15
2.2. Происхождение государства 16
2.3. Многообразие форм политического устройства 20
3. Критика идеального государства Платона 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 28
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Контрольная работа по дисциплине «Политология» на тему «Платон и Аристотель о формах правления. Критика демократии.
Выполнила: Евстафеева Н.А.
студентка группы ЭПТ-91
Новосибирск 2013
Содержание
Введение 3
1. Политические воззрения Платона 7
1.1. Формы государства 7
1.2. Идеальное государство 9
1.3. Добродетели в государстве 12
2. Политические воззрения Аристотеля 14
2.1. Цель и метод политики 15
2.2. Происхождение государства 16
2.3. Многообразие форм политического устройства 20
3. Критика идеального государства Платона 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 28
Введение
История политических учений
занимает важное место не только в
политологи, но и в системе общественных
наук в целом, ибо в политических
учениях находят свое выражение
социально-экономические
Помимо этого, история политических учений – это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.
Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.
Наряду с теорией
Особенности ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей создавали плодотворные коммуникации с другими государствами, многообразие культурных стилей заключало в себе богатство политической жизни с активным участием граждан в правлении. Здесь легитимность (признание) власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами велась ожесточенная борьба за власть.
Именно в Древней Греции сложилось и получило всестороннее развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, олицетворяя собой гражданскую жизнь. От него, по существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и другие.
Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт:
1) поиском идеальной модели
государства, способной
2) рассмотрением политики
как единственной формы
3) отсутствием четкой
границей между философией, этикой
и политикой, что определило
морализаторский, поучительный
4) ограниченным рационализмом
политической мысли,
Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 -347 до н. э.) - автор работ “Государство” и “Законы”, а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат “Политика”.
Цель настоящего работы заключается
в комплексном и системном
изучении вопроса политического
воззрения Платона и
В соответствии с целью в работе поставлены для решения следующие задачи:
1) рассмотреть политическое воззрение Платона;
2) исследовать идеологию Аристотеля;
3) изучить критику
идеального государства
В ходе изучения и раскрытия темы “Платон и Аристотель о формах правления. Критика демократии” были использованы специальная литература различных авторов: Т.Ф. Александрова, М.В. Алпатова, Диагена Лаэртского, А.А. Тахо–Годи, С.Я. Лурье, А.Н. Чанышева и др.
Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Платон (427-347 гг. до н. э.) происходил из семьи афинской землевладельческой знати, получил хорошее образование, много путешествовал, затем создал свою философскую школу в Афинах, с которой были связаны последние 20 лет его жизни. Платона считают “отцом” политической науки. Его воззрения существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах “Апология Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют взгляды и метод Сократа - рационализм, то в более поздних - “Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, ”Законы” прослеживаются религиозно-мифологические мотивы1.
Главным в учении Платона является его воззрение о двух мирах - мире идей и мире явлений. Мир идей это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменческого человеческого мира, мир явлений - это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.
1.1. Формы государства
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальном государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной.
В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей - насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития - стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность.
Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя; здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии - господством немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так, что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”2.
Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии
приводит, по Платону, к последовательному
развитию ее в еще худшую форму
государственного устройства, но правление
в обществе, в котором противоположность
между богатыми и бедными обостряется
еще сильнее, чем при олигархии.
Рост возмущения бедных против богатых
приводит к восстанию. Если восстание
заканчивается победой
Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он “улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”3. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде.
Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.
1.2. Идеальное государство
Исходя из этого полустата, Платон моделирует идеальное государство (идеальное – в смысле соответствия идеям Платона). Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты: подобно космос и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому - земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”4. Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения: в идеально государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий.
Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение “благородного вымысла” о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве; аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.
Основным принципом идеального
государственного устройства Платон считает
справедливость. Каждому гражданину
государства справедливость отводит
особое занятие и особое положение.
Господство справедливости сплачивает
разнообразные, и даже разнородные
части государства в целое, запечатленное
единством и гармонией. Это наилучшая
государственная система
В государстве Платона
необходимые для общества в целом
функции и виды работы разделены
между специальными разрядами его
граждан, но в целом образуют гармоническое
сочетание. За основу распределения
граждан Платон взял различие по аналогии
с разделением хозяйственного труда.
В разделении труда Платон видит
фундамент всего современного ему
общественного и
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих”. Отсюда необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”5.
Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия”. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип строения государства.
Информация о работе Платон и Аристотель о формах правления. Критика демократии