Подзаконные нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Актуальность этой темы проявляется в том, что подзаконные НПА являются составной частью правовой системы государства и играют важную роль в управлении, регулировании общественных отношений. Важна это тема и потому, что общественные отношения, регулируемые определёнными отраслями права, могут регулироваться не только законами, но также и другими подзаконными НПА, которые хотя и имеют меньшую юридическую силу, но вместе с законами регулируют более обширную область общественных отношений.

Файлы: 1 файл

НПА.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ФГБУ ВПО Алтайский государственный технический университет 
им. И. И. Ползунова 
 
Факультет гуманитарного образования  
 
Кафедра «Правоведения и политологии» 
 
Реферат по правоведению на тему: «Подзаконные нормативно-правовые акты» 
 
 
                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  
уч. гр.:  
 
Реферат защищен  2013 г. 
с оценкой ___ 
     Рецензент  
            профессор:  Улезько В.В. 

Барнаул 2013

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность этой темы проявляется  в том, что подзаконные НПА  являются составной частью правовой системы государства и играют важную роль в управлении, регулировании общественных отношений. Важна это тема и потому, что общественные отношения, регулируемые определёнными отраслями права, могут регулироваться не только законами, но также и другими подзаконными НПА, которые хотя и имеют меньшую юридическую силу, но вместе с законами регулируют более обширную область общественных отношений.

Необходимость изучения этой темы состоит и в том чтобы в последующем знать структуру не только системы НПА, но также их иерархию, область правового регулирования определённых НПА, а также органы которые принимают соответствующие НПА.

Так как юридическая сила является основным критерием для  классификации нормативных правовых актов, необходимо точное понимание  роли, места и значимости как законов так и подзаконных нормативных правовых актов в общей системе государственно-правового регулирования.

 

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.

 

Признаками подзаконных  нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Указы и распоряжения Президента России 

 

Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние  на развитие правовой системы в течение  многих сотен лет. Так, в дореволюционной  России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые  фактически имели силу закона. Поэтому  не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное  приказание, повеление государя».

В советское время указы  издавали Президиумы Верховных Советов  СССР и союзных республик. Часть  этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение  очередной сессии законодательных  органов.

В Российской Федерации в  соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что  указ — акт более широкого, значимого  действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми  актами. Зачастую они принимаются  по конкретным вопросам управления (о  назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие  от распоряжений Президента несколько  условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к  каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат нормы права;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

В зависимости от характера  полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства  РФ

Решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных  полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов и нормативных  указов Президента РФ, реализуются  полномочия Правительства РФ. Постановления  и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ. А.П. РФ носят нормативный и ненормативный (индивидуально-правовой) характер. Акты, имеющие нормативный характер (а также наиболее важные из ненормативных актов), издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам — в форме распоряжений. А.П. РФ не должны противоречить законодательным актам, стоящим выше актов Правительства по иерархии системы законодательства: Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ.

Постановление Правительства  представляет собой нормативный  правовой акт, в котором выражается государственная воля, веление в  пределах компетенции и полномочий этого органа власти. Постановления принимаются в соответствии с общими полномочиями Правительства, определенными ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", а также его полномочиями по определенным предметам ведения в сфере экономики, бюджета, финансов, кредитной и денежной политики; в социальной сфере, сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обеспечения обороны и государственной безопасности России; внешней политики и международных отношений, а также иными полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Конституцией по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и субъектов РФ, что определено ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ и предусмотрено ст. 22 настоящего Закона. А.П. РФ (в том числе нормативного характера) могут предварительно рассматриваться Президиумом Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и  вступления в силу А.П. РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно этому Закону датой официального опубликования постановления или  распоряжения Правительства РФ считается  дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий  РФ. Постановление Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера, подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости их немедленного широкого обнародования доводятся  до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления Правительства  РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства  не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства  РФ вступают в силу со дня их подписания. А.П. РФ могут быть обжалованы в суд.

 

  • Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. е в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.
  • Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных  министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства  и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел. При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, их руководителями. 
Главная их особенность - они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются в пределах полномочий, предоставленных соответствующим министерствам и ведомствам, их руководителям. 
Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретных министерств или ведомств. Иногда полномочия по изданию конкретных актов данного уровня прямо предусматриваются законами.

 

Акты федеральных министерств  и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

  • Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. 
  • Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.
  • Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Для ведомственных актов  РФ характерны следующие признаки:

1) это в первую очередь  акты органов государственного  управления, обладающих специальной  компетенцией*(116), в отличие от  актов Правительства Российской  Федерации, являющегося органом  общей компетенции;

2) они принимаются на  основе и во исполнение федеральных  законов, актов Президента и  Правительства России. В научной  литературе подчеркивается не  только подзаконный, но и предметно-специализированный  характер ведомственных актов,  с присущими им свойствами  оперативной распорядительности  и тематической методичности*(117) в целях обеспечения строгой  реализации законов и иных  нормативных правовых актов;

3) для данного вида  актов характерна конкретность  нормативных предписаний, адресованность их к строго определенному кругу лиц и организаций;

4) правовое воздействие  данной группы актов направлено  на регулирование внутриведомственных  отношений или строго очерченной  сферы, отрасли управления в  пределах собственных полномочий  соответствующих органов. Свое  действие ведомственные акты  распространяют на должностных  лиц и работников данного ведомства,  а в целом ряде случаев они  обязательны для граждан и  организаций, не подчиненных данному  ведомству;

5) акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека  и гражданина, устанавливающие правовой  статус организаций или имеющие  межведомственный характер, должны  проходить регистрацию в Министерстве  юстиции Российской Федерации  и должны быть опубликованы  в официальном печатном органе, после чего они вступают в  силу;

6) ведомственные акты  неоднородны по форме и содержанию. Это вызвано, во-первых, различием  в характеристике самих органов  (коллегиальные и единоначальные) и, во-вторых, спецификой компетенции и характером решаемых органом задач.

 

 

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций  областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое  имеется) при осуществлении своих  полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъекты выступают наиболее крупным государственным образованием, а поэтому и издаваемые ими правовые акты составляют наиболее обширную и многообразную разновидность правовых средств управления обществом.

Посредством правовых актов  государственной исполнительной власти образуются и упраздняются государственные  органы, определяются их задачи и функции, компетенция, устанавливается правовой статус общественных и религиозных  организаций и др. При помощи этих актов также решаются многие вопросы  реализации гражданами, должностными лицами и организациями своих прав, обязанностей, полномочий и компетенции. Правовые акты исполнительной власти способствуют предупреждению совершения неправомерных действий гражданами и должностными лицами, выступают мерилом должного поведения субъектов права. Поэтому можно утверждать, что указанные акты являются неотъемлемой и, пожалуй, главной составной частью механизма государственного управления, обеспечивающей соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, законность и порядок в стране, а значит огромную важность имеет и осуществление органами государственной исполнительной власти федерального и регионального уровней правотворческой деятельности с полным соблюдением требований к разработке, изданию и применению правовых актов управления.

Информация о работе Подзаконные нормативно-правовые акты