Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:31, реферат
Цель данного реферата - дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику политической доктрине Джона Локка.
В ходе работы решались следующие задачи:
•Рассмотреть основные понятия, сущность, функции политических доктрин;
•Изучить основные черты, характеристики политической доктрины Дж. Локка;
•Проследить роль политической доктрины Дж. Локка в развитии политической науки.
Введение 3
1.Понятие, сущность, функции политических доктрин 5
2.Основные черты, характеристики политической доктрины Дж. Локка 7
3.Роль политической доктрины Дж. Локка в развитии политической науки 11
Заключение 16
Список литературы 18
Со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей.
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политических доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). По мере развития общества теория естественного права наполнялась новым содержанием. Она получила развитие в трудах крупного мыслителя 17 века Джона Локка.
Из века в век наука управлять передавалась потомкам великих, храня традиции и добавляя что-то новое. И в настоящее время наука управлять является актуальной.
Цель данного реферата - дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику политической доктрине Джона Локка.
В ходе работы решались следующие задачи:
Доктрина (лат. doctrina), или учение — научная, философская, политическая, религиозная или юридическая теория, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.
Политическая доктрина – система взглядов, определяющих направление и цели в конкретных исторических условиях данной эпохи. Политическая доктрина может служить основанием для политического движения, партии. В ней более или менее четко обозначаются средства, при помощи которых возможно достижение заданных целей.
Политическая доктрина выполняет следующие функции:
1. Функция объяснения действительности
2. Формирование общественного мнения
3. Оправдание приемлемых для господствующего класса ценностей
4. Легитимация власти, определение политических сил и режимов.
5. Интеграционную
и мобилизирующую функцию,
6. Критическая функция
7. Конструктивная функция, проявляется наиболее четко при принятии политических программ, которые реализуются затем на практике.
8. Компенсаторская
функция. Вселяет надежды на
благополучное изменение
Содержанием политической доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.
Политическая доктрина включает три компонента:
1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;
2) выраженные в виде
понятийно-категориального
3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Из трех компонентов политической доктрины именно программа является связывающим воедино ее элементы началом, придающим доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологической основе.
Наиболее обширной частью политической доктрины является их теоретическое содержание. Оно разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т. п.
По прошествии трех с
половиной столетий со дня рождения
выдающегося английского
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которых они затем передают государству. Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными государствами. стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных форм правления; им лишь категорически отвергалось монархическое устройство власти. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления”, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном счете выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.
Давно канули в Лету непосредственные результаты «славной революции». При всей приверженности англичан традициям в современной Британии сохранилась лишь видимость государственной системы, возникшей в конце XVII в.
«Трактаты» Локка были
созданы за несколько лет до переворота
1688 г. и их значение выходит далеко
за пределы заключительного
Благодаря Локку политико-правовая идеология восходящего класса окончательно сбрасывает религиозное облачение. Материалистическая теория познания, разработанная философом, основывается на доверии к разуму, опирающемуся на показания человеческих чувств, экспериментальный опыт. Человеческими поступками и отношениями ограничивается и мир политики.
Новая общественная практика решительно ломала стереотипы теологического мышления, вела к религиозному индифферентизму. Одним из первых английских мыслителей Локк обосновал веротерпимость, исходя из потребностей не какой-либо одной секты, а всего общества. Широта взглядов мыслителя обеспечила его «Письмам о веротерпимости» (первое опубликовано в 1685 г.) мировую известность, а его автору — славу отца европейского свободомыслия.
Локку принадлежит первая законченная концепция естественных прав человека, которая лишь вчерне была разработана в памфлетах индепендентов и левеллеров в 40-е годы. Философ обосновывает естественно-правовую природу личной свободы и равенства всех людей. К числу основных естественных прав Локк, в соответствии с этим, относит право частной собственности, обосновывавшееся им с помощью трудовой теории, Человек, как ему представлялось, является собственником своей личности, своих действий и труда и в качестве такового заключает в себе самом «великую основу собственности». Труд, отделяющий «мое» и «твое» от общего, утверждал философ, всегда индивидуален и потому неизменно порождает индивидуальную собственность
Впервые в истории английской буржуазной политической мысли Локк дает систематическое изложение либеральной концепции общественного договора.
Априорная конструкция договора каждого с каждым выступала в качестве регулятивной идеи, которая призвана была обосновать необходимость государства «общего блага» в противоположность феодальной сословной государственности. Локк еще пытался подыскать исторические примеры, которые подтвердили бы факт договорного происхождения государства. Руссо считал это излишним. Не представляет особого труда выявить буржуазное содержание локковской концепции. Исходный ее пункт — индивид, обладающий «естественными правами», т. е. член реального буржуазного общества с его индивидуалистическими принципами борьбы за существование. В отличие от одностороннего гоббсовского состояния «войны всех против всех» Локк рисует более сложную картину «естественного состояния», которое в контексте политической мысли того времени было простой абстракцией гражданского общества в нынешнем смысле этого слова. Это соответствовало более зрелой стадии капиталистического общества, где устанавливались свои внутренние закономерности, своя система норм, вносивших элементы упорядоченности в стихию свободной конкуренции. Такие нормы делали излишними авторитарные формы власти, но не исключали необходимости внешнего авторитета. Естественное состояние у Локка — состояние непрочного мира; необеспеченность жизни, свободы и имущества вынуждает людей договориться об учреждении политической власти. Потребностями общества свободной конкуренции продиктованы также условия общественного договора. Идеолог сформировавшегося капиталистического класса Локк не мог согласиться с идеологом еще формирующейся в условиях абсолютизма буржуазии Гоббсом, утверждавшим, что при переходе в государственное состояние люди отказываются в пользу суверена от всех своих естественных прав. У Локка общественный договор — соглашение об объединении в политическое сообщество ради обеспечения естественных прав. Ограничительные статьи английского и американского Биллей о правах, а также французской Декларации прав человека и гражданина служат ярким подтверждением неразрывной связи теории Локка с политической практикой.