Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:31, реферат
Цель данного реферата - дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику политической доктрине Джона Локка.
В ходе работы решались следующие задачи:
•Рассмотреть основные понятия, сущность, функции политических доктрин;
•Изучить основные черты, характеристики политической доктрины Дж. Локка;
•Проследить роль политической доктрины Дж. Локка в развитии политической науки.
Введение 3
1.Понятие, сущность, функции политических доктрин 5
2.Основные черты, характеристики политической доктрины Дж. Локка 7
3.Роль политической доктрины Дж. Локка в развитии политической науки 11
Заключение 16
Список литературы 18
В западной политологии много спорили о том, как разрешает Локк коллизию «личность — общество». Философ представал то как «князь индивидуалистов», то изображался в духе «колективиста» Руссо. В действительности сама эта концепция приобрела остроту позднее, в условиях развитого капитализма. Что касается Локка, то ограждая права личности от посягательств со стороны абсолютизма, Локк в то же время считал вполне естественной ее обязанность подчиняться правомерно действующему большинству. В этом аспекте английский философ мог в разной мере стать идейным предшественником и Милля, и Руссо.
Изобразив государство в качестве орудия защиты буржуазных социальных ценностей, Локк разработал также организационные начала механизма, который обеспечил бы выполнение стоящих перед этим государством задач.
С его точки зрения, все органы государства созданы народом, и все они в равной мере могут рассматриваться в качестве представителей народа — безотносительно к тому, получают ли они свои полномочия в результате выборов или иным путем, установленным первоначальной конституцией.
Получалось, что не только
представители общин, но и лорды,
наследственный монарх являются слугами
народа. Аналогичная концепция
Учение о разделении властей Локка несомненно отражало специализацию государственной деятельности, исторически складывавшуюся дифференциацию правовых и фактических форм осуществления государственных функций. Философ различает законодательную, исполнительную и федеративную (ведавшую внешними делами) власть и считает, что «во всех правильно организованных правительствах» законодательная и исполнительная власти должны находиться в различных руках. Смысл локковского учения, однако, не сводится лишь к отражению усложняющейся техники государственного управления.
В эпоху революции 1640 — 1660 гг. требование разделения властей вошло в политические программы всех без исключения буржуазных партий. Так, в своем стремлении ограничить королевскую власть и утвердить относительную независимость парламента пресвитериане задумывались над созданием в «смешанном правительстве» системы сдержек и противовесов, которые должны были срабатывать в случае, если король преступит пределы своей власти.
Мыслитель стремится решить чрезвычайно важную для буржуазии задачу — удержать государственную власть в границах, безопасных для развития общества, сконструировать политический механизм, где бы высшие органы власти лишались возможности сосредоточить в своих руках абсолютную власть и злоупотреблять принадлежащими им полномочиями в ущерб политической свободе, интересам и правам буржуазного индивида. В духе «юридического мировоззрения» Локк полагал, что преследуемая цель может быть достигнута исключительно благодаря «правильной» организации государственной власти.
Разделение властей призвано было обеспечить правомерную деятельность государственной власти, направленную к охране прав граждан, ибо сосредоточение всей власти в руках одного лица или в одном органе, по мысли Локка, создает возможность игнорирования законов, ведет к установлению деспотизма.
В своем учении Локк настаивает на верховенстве законодательной власти и подзаконном, подчиненном характере исполнительной и федеративной властей. Разделение властей у Локка предполагает передачу верховной законодательной власти в руки выборного представительного органа, «работающего время от времени». Если законодательный орган состоит из одного лица, то он не может не действовать непрерывно и как верховная власть будет обладать также исполнительной властью, что создает опасность установления деспотизма.
Таким образом, он разработал учение, уступавшее многим доктринам периода революции в наступательности, но превосходившее их широтой и глубиной отражения потребностей нарождавшегося буржуазного строя. Неудивительно, что его политические трактаты стали тем «идейным источником, из которого позднейшие писатели выводили свои аргументы, и тем авторитетом, к которому они апеллировали при недостатке аргументов».
Английский философ и политический мыслитель Джон Локк развил государственно-правовые концепции Нового времени. Он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию естественных прав людей.
Государство, по мнению Дж. Локка, возникает там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Цель государства – это сохранения свободы и собственности, государство ставит своей задачам издавать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Дж.Локк требовал четкого обособления власти исполнительной от законодательной. Итак, Локк ставит требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которой таким образом, сохраняет естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политическое устройство общества наблюдается стремления приспособить теорию к той формы правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.
Согласно Дж.Локком, власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Первая устанавливает нормы поведения граждан. Другая принимает меры относительно применения законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отмежует от исполнительной.
Суть его доктрины в том, что первичным видом человеческого единения является “естественное состояние”, в котором люди являются свободными и равными, руководствуются естественным законом, установленным Богом. Отказавшись от части своих естественных прав, люди заключают между собой общественный договор, образовав гражданское, а потом и политическое общество (государство). Государство выступает гарантом естественных прав, суверенитет замыкается за народом; гарантия воплощения свободы – равный для всех, обязательный и постоянный закон; общество и государство – не одно и тоже, общество может создать другую, более совершенную власть; необходимый раздел полномочий между законодательной и исполнительной властью.
Учение Дж. Локка явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.