Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа
Государственная власть, согласно исламу, – не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.
1.Формирование и развитие мусульманской и правовой мысли.
Политико-правовые направления исламе…………………………….3
2. Проблемы государства и политики в исламской идеологии………….9
3.Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины………………………………………………………………..13
Понятийный аппарат………………………………………………25
Список литературы…………………………………………..........27
Содержание:
Политико-правовые направления исламе…………………………….3
2. Проблемы государства и политики в исламской идеологии………….9
Понятийный аппарат………………………………………………25
Список литературы…………………………………
Политико-правовые направления
Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII–Х вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя.
Источниками мусульманского права являются:
1) коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права;
2)сунна–совокупность преданий
о высказываниях и делах пророка
3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;
4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна – основные
исторические источники мусульманского
права, непосредственно связанные
с именем Мухаммеда. После смерти
Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского
права в VII в. было дополнено его
сподвижниками целым рядом
В своем толковании Корана
и сунны мусульманские
В качестве общего (и общепринятого)
приема толкования и применения шариата
мусульманскими правоведами был
признан кияс – способ суждения
о праве по аналогии. Важное значение
кияса (как метода, и одновременно
как источника шариата) состоит
в том, что он позволяет восполнить
пробелы казуистического
К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого «абсолютного иджтихада» – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого «таклида» – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.
Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом «условий, места и времени». Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.
Государственная власть, согласно
исламу, – не господин, а слуга
права (шариата), поэтому она не может
посредством своего законодательства
изменять шариат и творить, новое
право. Но она должна следить за соблюдением
требований шариата и в целях
охраны общественного порядка может
принимать соответствующие
Мусульманское право как
особое религиозное право общины
верующих исламистов не следует смешивать
с системой национального права
той или иной мусульманской страны.
Возникнув на исходной основе шариата,
национальные системы позитивного
права этих стран значительно
отличаются друг от друга. Существенную
роль в отходе в XIX–XX вв. этих национальных
систем права от традиционного шариата
сыграли такие факторы, как развитие
современных форм социально-экономической,
политической и духовной жизни, рецепция
некоторых положений
Соответствующие законодательные
реформы осуществлялись сперва (в XIX
– I половине XX в.) в области торгового,
морского, уголовного и налогового
права, а затем (во II половине XX в.) и
в остальных сферах правовой жизни,
включая вопросы семейного
Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т.д.
Однако эта общая позитивная
тенденция к модернизации национальных
систем права в духе западного
права а целом ряде случаев
прерывается попятными
Заметное оживление и
усиление исламского фактора и роли
традиционного шариата
Далее рассмотрим политико-правовые направления в исламе.
Как уже было упомянуто, источниками вероучения ислама являются – Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда).
Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих правильный путь к цели (шариат)- это действующее право.
Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство, считал законным рабство, порицал ненасытную жадность богачей, осуждал и завистливость бедняков.
Коран и Сунна предписывают
безусловную покорность власти –
божественному установлению. Власть
принадлежит общине верующих либо ее
предводителю (выборному или
Сунниты - утверждали, что халиф избран общиной или ее представителями. Они признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил. При разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самостоятельное суждение авторитетных правоведов, подчиненное определенным приемам и правилам, к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права). В суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы).
Суннизм – преобладающее течение ислама. Происходит изменение трактовки власти: халифы объявляются наместниками самого Аллаха – перепоручение светской власти султанам и эмирам – халифы – султаны в Оттоманской империи.
Шииты - признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Вера в скрытого имама (12-ый шиитский халиф), который должен явиться как махди (как иудео-христианская мессия) и наполнить мир справедливостью. «Врата иджтихада» открыты всегда. Шииты противостояли господствующим династиям.
Хариджиты – считали, что халифом может быть избран любой мусульманин. Настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. Отстаивали равенство мусульман. Каждая община может выбрать себе имама – халифа и сместить его. Создавали длительно существовавшие государственные образования. Религиозный фанатизм и религиозные убийства ослабляли силу их движений, часто вели их к расколам на враждующие между собой секты.
2. Проблемы государства и политики в исламской идеологии.
В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению государства и политики – нормативно-юридический и этико-философский. Нормативно-юридическое направление опиралось на мусульманско-правовую теорию и развивалось без заметного постороннего влияния. Философско-этический подход вряд ли испытывал глубокое воздействие мусульманской религиозной идеологии.
Наиболее обстоятельно учение о политике, государстве, власти в средневековой арабской философии разрабатывалось Абу-ан-Насром аль-Фараби (870–950). Немалый вклад внесли также такие крупные мыслители, как «Братья чистоты» (X в.), Ибн Сина (980-1037) и Ибн Рушд (1126–1198).
В своем подходе к политической
проблематике представители средневековой
арабо-мусульманской философии
Сходную позицию занимал
и Ибн Рушд. Хотя он рассматривал
религию как политическое искусство,
необходимое даже в идеальном
государстве, граждане которого должны
руководствоваться своим
Лишь в дальнейшем в
арабской политической мысли стали
появляться указания на прямую связь
политики с исламом и властью
правителя, основанной на предписаниях
мусульманского права. Рассмотрение политики
с позиций мусульманской
Информация о работе Политическая и правовая мысль Арабского Востока