Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа
Государственная власть, согласно исламу, – не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.
1.Формирование и развитие мусульманской и правовой мысли.
Политико-правовые направления исламе…………………………….3
2. Проблемы государства и политики в исламской идеологии………….9
3.Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины………………………………………………………………..13
Понятийный аппарат………………………………………………25
Список литературы…………………………………………..........27
Еще одним непременным атрибутом справедливой власти Абдо считал право, которое он рассматривал в качестве критерия общественного прогресса, цивилизованности и свободы. По его убеждению, право может в полной мере действовать только в условиях политической свободы и для этого оно должно быть выражением общих интересов. Характеризуя назначение права, Абдо писал: «Право есть настоящее руководство, к которому обращаются нации по вопросам своих общих проблем и частных дел». При этом истоки права он выводил из условий жизни и традиций каждого конкретного народа, полагая, что одно и то же право может соответствовать интересам одной нации и не отвечать потребностям другой, быть полезным одним и приносить вред другим. Причина этого кроется в том, что «условия, в которых находятся нации,– вот истинный законодатель, мудрый, авторитетный наставник и решающая сила».
Подчеркивая универсальный характер шариата, он писал: «Исламский шариат – всеобщее право, которое будет существовать до скончания века. Отсюда с неизбежностью вытекает, что он (шариат) регулирует интересы людей в любое время и в любом месте вне зависимости от изменения форм цивилизации Поэтому шариат не сводится к каким-либо конкретным нормам, а призван соответствовать любым условиям жизнедеятельности».
Рассматривая шариат в качестве вечного естественного права мусульман, Абдо высказывался за возврат к его первоисточникам (например, он не признавал в качестве источника мусульманского права «иджма») и отказывался видеть в нем лишь инструмент для оправдания и прикрытия политики властей. В частности, он с негодованием писал, что в Средние века мусульманские правоведы всячески оправдывали произвол властей. Вместо этого, полагал Абдо, «они должны были изучать состояние (общества) своей эпохи в конкретный момент и распространять на него такие нормы, которым люди могли бы практически следовать».
Египетский мыслитель
отвергал таклид (традиции) и без
колебаний отстаивал развитие мусульманского
права на рациональной основе, по существу
обосновывая его
Абдо последовательно
отличал неизменные положения Корана
и сунны (шариат) от их интерпретации
правоведами с помощью
Иначе говоря, мусульманская община, по Абдо, не является заложником шариата, который должен не сковывать ее, а быть ей слугой. Практически это означает, что люди в состоянии без посредников уразуметь смысл шариата и на его основе выработать нормы, отражающие их интересы. Абдо полагал, что каждое поколение мусульман обладает этим правом (иджтихад). Такой подход позволял соединить концепцию божественного права с идеей светского законодательства. Именно в этом Абдо видел назначение представительных органов государства, призванных принимать законы, понимаемые как рациональное толкование общих целей шариата.
Конец XIX в явился во многом
переломным периодом в эволюции исламских
политических и правовых идей на Арабском
Востоке. Выдвинутые в это время
концепции, выработанные новые подходы
к анализу государства и права
в значительной степени предопределили
все последующее развитие арабо-исламской
политической и правовой мысли. Это
проявлялось не столько в появлении
новых течений, сколько в модификации,
расширении и углублении известных
взглядов и теорий Так, классическая
мусульманская политическая теория
вновь выдвинулась на передний план
в связи с отделением церкви от
государства в кемалистской Турции
в 1922 г. и последовавшей спустя два
года после этого официальной
отменой халифата. В центре острой
дискуссии оказался вопрос о сущности
халифата, о том, нужен он или не
нужен мусульманам и кто может
и должен быть халифом, а также
о том, является ли халиф только духовным
главой мусульман или обладает также
прерогативами светского
Наиболее серьезные теоретико-
Вслед за классической мусульманской теорией государства Рашид Рида утверждал, что выборный халиф в своих действиях связан принципами и нормами мусульманского права Соглашаясь с тезисом о том, что нынешний век – это эпоха таклида (традиции), он не признавал за халифом самостоятельного бесконтрольного права на иджтихад (в этом он расходился с ортодоксальным взглядом на полномочия халифа) и поэтому особенно настойчиво проводил мысль о неабсолютном, ограниченном характере власти главы мусульманского государства, который может принимать важнейшие политические и правовые решения, только посоветовавшись с наиболее выдающимися представителями общины, чье мнение для него является окончательным. Рассматривая взаимоотношения халифа с консультативным советом, он подчеркивал, что последний вправе переизбрать главу государства, если тот не консультируется с советом, заставляет мусульман поступать вопреки требованиям шариата или сам нарушает эти нормы. Иными словами, согласно концепции Рашида Риды, светские полномочия халифа по сравнению с классической теорией несколько сужаются, ограничиваясь, по существу, сферой исполнительной власти. Касаясь, в развитие данного тезиса, религиозных прав главы мусульманского государства, он далее утверждал, что назначение халифа состоит в защите веры, а также проведении в жизнь норм мусульманского права. В духе ортодоксального взгляда Рашид Рида полагал, что халиф не властен над мусульманами в религиозных делах и не его прерогатива толковать для них шариат.
Исследование Рашида Риды
явилось, пожалуй, последней серьезной
попыткой возродить классическую концепцию
халифата в ее наиболее полном виде
и, что самое важное, доказать на
этой основе необходимость возврата
к мусульманской форме
В дальнейшем, когда стала очевидной иллюзорность надежды на восстановление халифата, возникла прямо противоположная теория мусульманского государства, согласно которой халифат вообще не имеет ничего общего с исламом. Наиболее настойчиво данную точку зрения отстаивал шейх египетского мусульманского университета «Аль-Азхар» Али Абдель Разек (1888–1966). В своей книге «Ислам и основы власти», опубликованной в 1925 г., он не просто возражал против общепринятой теории «обязательности халифата», но и высказал идею о том, что Коран вообще ничего не говорит о халифате как государстве или форме правления.
Абсолютный призыв «консультироваться о деле» и уважать «вершителей дел» не может, по мнению Разека, всерьез рассматриваться в качестве политического принципа и правовой основы какой-то конкретной формы правления. Сунна, как он полагает, также не предлагает бесспорных хадисов (преданий) о необходимости халифата, за исключением общих призывов к послушанию, подчинению имаму (причем не везде, где говорится об имаме, имеется в виду глава государства). Тот факт, что нет открытой оппозиции претенденту на халифат, не означает его единогласного одобрения общиной (иджма) и тем более единодушного согласия с самой формой государства в виде халифата. На самом деле, приходит к выводу Разек, идея халифата не оправдывается ни положениями Корана или сунны, ни ссылками на «единогласное мнение», которое искусственно использовалось в качестве юридической фикции для обоснования необходимости халифата.
В действительности власть халифа всегда утверждалась и поддерживалась подавлением и насилием. Именно необходимость систематического подавления вызвала к жизни подобную форму правления. Поэтому, полагает Разек, совершение религиозных обрядов и достижение всех целей ислама «не зависит от той формы правления, которую юристы называют халифатом, и тех деятелей, которых народ нарек халифами». Следовательно, халифат – это такой политический строй, с которым постепенно фактически согласились мусульмане, в то время как мусульманское право не содержит норм или принципов о его обязательности. Ортодоксальная концепция мусульманского правления чужда шариату. Халифат – отнюдь не составная часть мусульманской веры, а был и остается «несчастьем для ислама и мусульман, источником зла и пороков».
Разек утверждал, что миссия пророка носила исключительно религиозный характер, была выполнена самим Мухаммедом до конца. Поэтому она безвозвратно осталась в прошлом, и никто не может в этом смысле стать преемником его как религиозного лидера. Со смертью пророка прекратило существование «религиозное лидерство» и появился новый вид руководства общиной – «политический», т.е. руководство, основанное на полномочиях светской власти и управления. Уже первый халиф был светским монархом.
По мнению Разека, мусульманское вероучение ни в коем случае не мешает мусульманам обогнать другие народы в области всех общественно-политических наук, а также избавиться от архаичных политических институтов, которые были им навязаны, и построить основы правления в духе наиболее передовых и самых лучших образцов, какие только могло придумать человечество и претворить в практике наций. Необходимое и достаточное условие для этого состоит в том, что при любой форме правления должно «твориться добро подданным» и должны исполняться все религиозные обязанности. Если это условие соблюдается, то «мусульманское по сущности правление может иметь место в любой форме – абсолютной или ограниченной монархии, единоличной, республиканской, деспотической, конституционной, консультативной, демократической, социалистической и даже большевистской».
Книга Разека вызвала бурную негативную реакцию мусульманского духовенства и была объявлена еретической, а сам автор постановлением совета «Аль-Азхара» исключен из состава коллегии улемов и лишен права занимать должность мусульманского судьи.
Взгляды Рашида Риды и Али Абдель Разека, по сути, предопределяют основные течения исламской политической мысли на Арабском Востоке вплоть до настоящего времени.
Понятийный аппарат
Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
Фетва – вынесение правового решения.
Коран – священная книга мусульман, исповедующих ислам. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран представляет собой сборник изречений пророка Мухаммеда, сделанных им от имени Аллаха.
Сунна – в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т.е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана.
Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления в исламе.
Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
Мазхабы – школа шариатского права в исламе.
Фикх – (понимание, знание) представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджма и кияса.
Ханбалиты – одна из четырех правовых школ в современном ортодоксальном суннитском исламе, названа по имени основателя Ахмада ибн Ханбала.
Ханифиты – богословы, утверждающие, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих.
Муджтахиды – ученые, которые в состоянии выносить решения по важным вопросам фикха.
Список литературы:
1. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений. М., 2005.
3. История политических
и правовых учений: Хрестоматия. Под ред.
4. Игнатенко А.А. Общественно-политические воззрения Абу аль-Хасана аль Маварди. Народы Азии и Африки. 1989.
5. Лейст О.Э. История политических и правовых учений: Учебник. - М.: Юридическая литература, 2006.
6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2004.
7. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984.
8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976.
9. Сагодеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.
10. Старостина С.А. Идея правового государства в свете исламской правовой доктрины. – В межвузовском сборнике научных трудов: Актуальные проблемы теории отечественного и зарубежного государства и права. Калининград, БИЭФ, 2000.
11. История политических и правовых учений. (Учебное пособие) Цыбульская М.В. МФПА, 2003.
12. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.
Информация о работе Политическая и правовая мысль Арабского Востока