Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 00:58, контрольная работа
Политическая идеология. Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие) ввел французский ученый Деспот де Траси (1754 - 1830). В самом широком смысле им обозначается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной за закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл.
Введение………………………………………………………………………3
1. Политическая идеология, сущность и особенности………………….....5
2. Функции политической идеологии……………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………...16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Политическая идеология, сущность и особенности………………….....5
2. Функции политической
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Политическая идеология. Термин идеология (от греч. idea
- мысль, замысел и logos - слово, понятие)
ввел французский ученый Деспот де Траси
(1754 - 1830). В самом широком смысле им обозначается
система взглядов и идей, в которых осознаются
и оцениваются отношения людей к действительности
и друг к другу, социальные проблемы и
конфликты, а также содержатся цели (программы)
социальной деятельности, направленной
за закрепление или изменение (развитие)
данных общественных отношений.
Понятие политическая идеология
имеет более узкий и специфический смысл.
Это относительно систематизированная
совокупность понятий, идей и представлений,
в которых различные субъекты политических
отношений - индивиды, социальные группы,
классы, нации, общество - осознают свои
политические позиции и интересы и которыми
они оправдывают свои политические устремления.
Непременным компонентом политической
идеологии является исторически и социологически
обоснованная политическая программа.
Иногда понимают программу как систему
запланированных действий и целей, как
"документ", "источник", содержащий
описание данных действий. Политическую
программу следует понимать гораздо шире.
Она формулирует общественные цели, идеалы
и ценностные ориентиры, а также определяет
пути и способы их утверждения. Такая программа
включает в себя также систему установок,
императивных требований к поведению
своих сторонников, благодаря чему идеология
распространяет свое воздействие не только
на интеллектуальную, но и на волевую сторону
сознания. Политическая программа, есть
конкретизация идеологии по уровням, направлениям,
принципам, средствам и методам действия.
Политическая идеология является
одним из важнейших компонентов политического
процесса. Вне идеологии не бывает политического
действия. Именно идейно-политические
представления, трансформируясь в систему
убеждений и позиций человека, предрасполагают
его к действию, нацеленному на осуществление
признанной им наилучшей формы общественного
устройства. Без таким образом понимаемой
идеологии не может существовать никакое
политическое движение, ни одна политическая
партия, вне зависимости от своих высказываний
по данному поводу (имеются в виду появляющиеся
время от времени разговоры о "деидеологизации"
политической жизни).
1. Политическая идеология, сущность и особенности
Понятие "политическая идеология" имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений (включающая в себя наряду с эмпирически проверенными положениями также мифы, верования и, скажем так, даже намеренную ложь), в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом - осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия. Исходя из того, что народы выступают одним из самых главных субъектов политических отношений и, следовательно, являются носителями определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией. Доминирующую же в национальном сознании идею, которой данный народ выражает смысл своего исторического существования, принято называть национальной идеей.
Поскольку выразителем и основным орудием реализации национальных интересов является государство, то обслуживающую их совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований, "заблуждений", можно назвать также государственной идеологией или, что одно и то же, идеологией данного государства. Не существует государственно оформленных сообществ людей, т. е. наций или народов, без своей государственной идеологии.
Понятие "государственная идеология" включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом или, что одно и то же, данной нацией относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в современном мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления. Понятие же "идеология государственности" есть частное понятие по отношению к понятию "государственная идеология". Идеология государственности есть систематизированная сумма выработанных данным народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти своей страны, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития данного государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами и народами. Очевидно что данная сумма идей есть необходимая часть государственной идеологии.
Политическое сознание – это совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая сфера социальности. Но политическое сознание не только отражает политическую жизнь, оно выступает и как важнейший фактор политики. Политические теории и ценностные ориентации, стереотипы и настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.
Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике и возникает политическая наука.
Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политической деятельностью и политической властью. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень – это сфера политической идеологии.
Политическая наука, идеология и политическая психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному и выполняют при этом разные социальные функции. В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве.
Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии объективных законов ее функционирования. Политическая наука возникает в середине XIX века. В начале XX века процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину в основном завершился.
Что касается современной политической идеологии, то она возникает в Новое время в период подготовки и проведения буржуазных революций. Предпосылки возникновения современных идеологий начали формироваться еще в период Реформации в XVI веке. Реформация привела к появлению религиозного плюрализма, к разделению светской и духовной власти (власти церкви). В результате Реформации происходит определенная секуляризация мировоззрения, т. е. освобождение его от религии. Секуляризация сознания усиливается под воздействием успехов в развитии естествознания. Все это повлияло на формирование светского мировоззрения и возникновения гражданской концепция политики.
Важнейшей предпосылкой формирования политических идеологий стало возникновение и развитие современного государства. Централизованному, светскому в своей основе государству нужны были духовные ценности, символы веры, которые заменили бы религиозную сверхсанкцию государства и способствовали бы интеграции общества в новое единое государственно-политическое целое.
Возникновение современных политических идеологий связано и с формированием социальной структуры буржуазного общества. Политическая идеология становилась своеобразной систематизирующей формой интеграции политического сознания на уровне классовых, групповых, национальных и межнациональных интересов.
Таким образом, возникновение политических идеологий: либерализма, консерватизма, социализма, национализма связано с возникновением и развитием индустриального общества и современного государства.
Современные политические идеологии начинают формироваться в Новое время. Их зарождение уходит в эпоху Возрождения и связано с ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. В этот период начинается распад универсальной христианской традиции, происходит секуляризация общественного и индивидуального сознания. Но развитие буржуазного общества и современного государства нуждалось в духовной легитимации. На смену религии приходят идеологии, которые начинают выражать и защищать социальные интересы вне религиозных установок. Идеологии становятся квазирелигиями, своеобразными символами светской веры.
Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.
Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.
Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке, Английская (1642–1649 гг.) и Французская (1789–1794 гг.) буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению классов, социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия.
Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального действия и поведения индивида.
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац- религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.
Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герцен писал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали.
Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Но важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разница между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных проблем, другие – на осуществление доктринально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
2. Функции политической идеологии
Информация о работе Политическая идеология, сущность и особенности