Политическая идеология, сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Политическая идеология. Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие) ввел французский ученый Деспот де Траси (1754 - 1830). В самом широком смысле им обозначается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной за закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Политическая идеология, сущность и особенности………………….....5
2. Функции политической идеологии……………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Политическая идеология.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный или элитарный; программно- политический (пропагандистско-просветительный), актуализированный (житейский).

На теоретико-концептуальном уровне разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических движений, научные открытия интерпретируются в контексте идеологических догм.

На программно-политическом уровне теории и идейные принципы преобразуются в программы политических партий и движений, в политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой.

На актуализированном уровне проявляется эффективность пропаганды, которая проявляется в различных формах политического участия, в политической поддержке. На этом уровне формируется идеологическое пространство. Элементами идеологического пространства (дискурса) являются: идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба. Сюда относятся и такие явления идеологической борьбы как идеологические диверсии и идеологические инсинуации. Важнейшим элементом идеологического пространства является идеологическая политическая культура – специфическая структура индивидуальных и групповых ориентаций в политике, которая создает фиксированные образы политической жизни и альтернативные модели поведения, “поведенческие коды”. К идеологическим политическим культурам можно отнести голлизм во Франции, советский коммунизм, нацизм, национал-патриотизм.

Таким образом, функционирование идеологии на разных уровнях обеспечивает ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения. Идеологии превращаются в квазирелигии, потому что они опираются на принципы, которые функционируют как символы веры. С этого периода идеологии выступают как детерминанты политики.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение кпартиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений,определяются принципы решения национального вопроса.         Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических деятелей. Содержанием политических идеологий является область ценностных суждений, имеющих силу веры. В содержание идеологии входят идеи, идеалы, ценности, которые оформляются концептуально.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.

Политическая идеология не просто выражает в систематизированной форме социально-классовые интересы, но и призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.

Обладая сложной внутренней структурой, идеология выполняет ряд жизненно важных функций.

Функции политической идеологии вытекают из того, что в ней выражаются:

а) теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

б) стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для

достижения этих интересов;

в) необходимость целенаправленных политических действий.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти. Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.

Политическая идеология должна овладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, сформировать позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать данный курс.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного ―мы‖, создавая определенную степень сплоченности и относительной гомогенности общества. Идеология стимулирует солидарность и служит идейной основой разработки политических программ. С этим связана и конструктивная функция политической идеологии.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бабосов, Е. М. Сущность идеологии, ее структура, функции и роль в обществе // Е. М. Бабосов. Основы идеологии современного государства. – Минск, 2007.
  2. Белл, Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к новому изданию книги «Конец идеологии» / Д. Белл // Вопросы философии. – 2002. – № 5. – С. 25.
  3. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / М. Вебер. Избранные произведения. – М., 1990.
  4. Идеология // Политология: энциклопед. словарь. – М., 1993.
  5. Ильин, В. В. Великая конфронтация: идеология и наука: о возможностях научной идеологии и идеологической науки // Вестник Москов. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. – 1992. – № 5.
  6. Кара-Мурза, С. Идеология и мать ее наука / С. Кара-Мурза. – М., 2002.
  7. Лукашенко, А. Г. Обращение Президента Республики Беларусь с ежегодным посланием к белорусскому народу и Парламенту // Сов. Белоруссия. – 2003. – 17 апр.
  8. Майхрович, А. Идеология: сущность, назначение, возможности / А. Майхрович. – Минск, 2001.
  9. Манхейм, К. Идеология и утопия // К. Манхейм. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
  10. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. Т. 3.
  11. Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц // Полис. – 1992. – № 1–2.
  12. Мельник, В. А. Политическая идеология и ее общественное предназначение // Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В. А. Мельник. – Минск, 2007.

 

 

 

 


Информация о работе Политическая идеология, сущность и особенности