Политическая экономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.

Содержание работы

Введение
1. Региональная политика
1.1 Региональная политика: понятие, основные направления.
1.2 Цели и основные задачи регионального развития
1.3 Методы проведения региональной политики
2. Проблемные регионы: понятие, признаки, виды
2.1 Поддержка проблемных регионов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

полит. экономия.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

1. Региональная политика 

       1.1 Региональная политика: понятие, основные направления.

       1.2 Цели  и основные задачи регионального развития

       1.3 Методы проведения региональной политики 

2. Проблемные регионы:  понятие, признаки, виды

        2.1 Поддержка проблемных регионов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

        Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.  
      Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.  
      Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.  
     Тема региональной политики очень актуальна, т.к. каждая страна, особенно крупная по территории, обязательно встаёт перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своём региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неснимаемых, неразрешимых окончательно; их можно лишь ослабить, но ликвидировать их нельзя. Именно на такое ослабление противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства. 
     Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально - экономического развития путем осуществления важных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Региональная политика.

1.1  Региональная политика: понятие, основные направления

        Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

      Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

     Региональная  политика является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

      Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

   Методы проведения региональной политики: 
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; 
— «реанимация» депрессивных районов; 
— «стимулирующая» политика; 
— «компенсирующая» политика. 
 
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: 
— прямую финансовую помощь; 
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы; 
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; 
— размещение государственных заказов; 
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Элементы региональной политики:

-  Налоговая политика— определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

-  Бюджетная политика— механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

-  Ценовая политика— государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

-  Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

-  Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

-  Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

  • Основные направления региональной политики:
  • -Определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
  • - Определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
  • - Подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
  • - Решение национально-экономических вопросов.

 

 

1.2. Цели  и основные задачи регионального развития

          

             Региональная политика призвана ослабить социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

  • - реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
  • - стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов
  • - стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
  • - развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
  • - преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

       Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы:бзработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

       В качестве  особо важных, следует выделить следующие задачи региональной политики:

  • - нормализация экологической ситуации;
  • - адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;
  • - нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
  • - решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

 

1. 3 Методы проведения региональной политики

     

    Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.

      При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

      При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

      Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

 

      Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

  • - создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;
  • - привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;
  • - компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
  • - предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;
  • - установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;
  • - применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

 

 

2. Проблемные регионы:  понятие, признаки, виды

 

      

       В региональной экономике выделяются особые территории – проблемные регионы.

      Проблемный регион – территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой достаточно высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки государства.

     К проблемным регионам относят не территорию субъекта федерации в целом, а отдельные их части, которые могут находиться на территории сразу нескольких субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах нескольких субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте.

  

Основными признаками проблемных регионов являются:

 

1. Особая кризисность проявления  той или иной проблемы, которая  создает угрозу социально-экономическому  и экологическому положению в  стране или политической стабильности.

2. Наличие ресурсного потенциала.

3. Особое значение  геополитического/геоэкономического  положения региона для стратегических  интересов страны.

4. Недостаток у региона  собственных финансовых ресурсов  для решения своих проблем.

      Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов:

1. Отсталые (слаборазвитые).

2. Депрессивные.

3. Кризисные.

 

       Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.

      Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям.

Особенно уязвимыми  оказались три группы регионов:

  • - с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
  • - удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;
  • - получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

        В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов — это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

Информация о работе Политическая экономия