Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:42, контрольная работа
Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.
Введение
1. Региональная политика
1.1 Региональная политика: понятие, основные направления.
1.2 Цели и основные задачи регионального развития
1.3 Методы проведения региональной политики
2. Проблемные регионы: понятие, признаки, виды
2.1 Поддержка проблемных регионов
Заключение
Список литературы
К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.
2.1 Поддержка проблемных регионов.
Во многих странах с целью стимулирования социально-экономического развития, преодоления кризисных ситуаций и более эффективного использования специфических локальных условий образуются или выбираются регионы (зоны), для которых применяются особые методы и механизмы регулирования экономической деятельности. Наиболее распространенными являются следующие типы особых региональных форм: проблемные регионы, свободные экономические зоны, зоны предпринимательства. В соответствии с принятой в региональной науке терминологией проблемными регионами считаются такие, которые не могут собственными силами решить свои наиболее острые проблемы и поэтому нуждаются в государственной поддержке.
Классификации методов государственного регулирования регионального развития проблемных регионов: стимулирующие и ограничивающие
Стимулирующие методы регионального развития применяются в мировой практике, как в случае проведения поляризованной, так и в случае проведения выравнивающей селективной региональной политики. Разница состоит лишь в объектах селективной региональной политики: поляризованная политика направлена на стимулирование развития регионов «локомотивов роста»; при применении выравнивающей политики объектом стимулирования выступают проблемные регионы.
Стимулирующее развитие территорий осуществляется следующими методами: государственное инвестиционное финансирование; государственные субсидии; государственные программы регионального развития; государственный заказ.
Государственные инвестиции направляются на развитие производственной, социальной и экологической инфраструктуры в регионах, являющихся объектами селективной региональной политики. Формально затраты на инфраструктуру часто не относятся к региональной политики, однако через отраслевые органы управления, региональные и местные власти государство передаёт регионам (проблемным или локомотивам роста) значительные суммы. Существую примеры прямого учёта затрат на развитие инфраструктуры в затратах на региональную политику. Более того, в региональной политике Европейского Союза (ЕС) в последние десятилетия наметился явный крен в сторону стимулирования создания инфраструктурных объектов в проблемные регионы. Например, для строительства и оснащения промышленных парков или технопарков, энергетических объектов, дорог, аэропортов, портов, сооружения объектов в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, туризма. Государственные инвестиции в инфраструктуру формируют стимулы для привлечения частных инвестиций.
Применение государственного субсидирования в качестве стимулирующего метода в рамках селективной региональной политики сводится к выплате предпринимателям, создающим или расширяющим производство в соответствии с региональными предложениями, части стоимости промышленных зданий, оборудования, а в некоторых случаях и земли. Обычно субсидии выдаются компаниям в виде части суммы, необходимой для реализации проекта, или фиксированной суммы за одно вновь созданное (сохраненное) рабочее место. Государство охотнее предоставляет помощь компаниям в случае нового строительства в проблемном районе, при переводе (миграции) в него мощностей извне
Налоговые льготы являются важным стимулирующим методом эндогенного регионального развития во всех странах с развитой рыночной экономикой. Они распространены, главным образом, в Европе (Франции, Италии, Люксембурге). В основном льготы предоставляются при уплате местных налогов.
Ещё одним стимулирующим методом, направленным на развитие региона, являются региональные премии предпринимателям за: строительство или расширение предприятий в регионах с хронической безработицей; за развитие сферы услуг и научно-исследовательских учреждений в проблемных регионах.
К настоящему времени в Европе сложилась
определенная система государственного
регулирования депрессивных старопромышленных
регионов. Общими для ряда стран являются
следующие принципиальные положения:
· государственная поддержка является
необходимым условием подъема кризисных
и депрессивных регионов, но государственное
вмешательство должно начинаться до того,
как региональный кризис уже разразился.
Еще на стадии стабильного развития необходимо
создавать условия для возникновения
новых отраслей;
· приоритетными социальными проблемами
являются создание рабочих мест высокой
квалификации для местных кадров, недопущение
снижения уровня доходов населения, развитие
социальной инфраструктуры;
· основа стабилизации периферийных регионов
– развитие в них новых наукоемких отраслей
промышленности, деловых услуг и рекреационных
зон;
Заключение
Депрессивные районы — территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей
Предусматривается разработка специальной
Федеральной программы по депрессивным
районам с тем, чтобы предусмотреть в бюджетах
на 1997—1998 гг. выделение необходимых средств
для ее финансирования.
Основной формой поддержки депрессивных
регионов является концентрация уже предусмотренных
нормативно-законодательными актами методов
и механизмов поддержки предпринимательства,
привлечения частных (в том числе иностранных)
инвестиций, содействия инвестиционной
активности, реструктуризации предприятий,
переподготовки кадров и т.д. В связи с
этим предусмотрено:
- обеспечить для предприятий депрессивных
регионов первоочередное рассмотрение
заявок на получение средств, выделяемых
на проведение структурной реконструкции
и санации производства, разработать механизм
оказания им технической помощи при подготовке
таких заявок;
- пересмотреть порядок рассмотрения заявок
на получение государственных кредитов
(в том числе конверсионных) предприятиями
депрессивных регионов;
- предоставлять предприятиям депрессивных
регионов налоговый кредит в первоочередном
порядке.
- Обеспечить приоритет депрессивных регионов
при распределении инвестиций, проходящих
по федеральным программам развития производственной
инфраструктуры:
- создать условия для дополнительного
привлечения средств фондов занятости,
используемых для переподготовки кадров,
финансирования общественных работ и
т.п., в депрессивные регионы;
Проблемы кризисных регионов,
отличающихся экстремальным характером
экономических, социально-политических
процессов (остановка подавляющей части
промышленных предприятий, межэтнические
конфликты, последствия природных катаклизмов),
решаются с помощью федеральных целевых
программ.
Список литературы:
1. Леонов С.Н., Корсунский
Б.Л. Управление развитием
2. Кузнецова О. Мировой и
3. Леонов С.Н Региональная
4. Региональная политика стран
ЕС / Центр европейских
5. Территориально-
6. Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 315.