Политическая экономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.

Содержание работы

Введение
1. Региональная политика
1.1 Региональная политика: понятие, основные направления.
1.2 Цели и основные задачи регионального развития
1.3 Методы проведения региональной политики
2. Проблемные регионы: понятие, признаки, виды
2.1 Поддержка проблемных регионов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

полит. экономия.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

        К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

 

     Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.

 

  • Основные виды кризисных ситуаций в регионах:
  • - изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
  • - падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%;
  • - рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;
  • - изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
  • - появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
  • - высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
  • - низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
  • - низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.

 

 

2.1 Поддержка проблемных  регионов.

 

       

       Во многих странах с целью стимулирования социально-экономического развития, преодоления кризисных ситуаций и более эффективного использования специфических локальных условий образуются или выбираются регионы (зоны), для которых применяются особые методы и механизмы регулирования экономической деятельности. Наиболее распространенными являются следующие типы особых региональных форм: проблемные регионы, свободные экономические зоны, зоны предпринимательства. В соответствии с принятой в региональной науке терминологией проблемными регионами считаются такие, которые не могут собственными силами решить свои наиболее острые проблемы и поэтому нуждаются в государственной поддержке.

 

        Классификации методов государственного регулирования регионального развития проблемных регионов: стимулирующие и ограничивающие

 

          Стимулирующие методы регионального развития применяются в мировой практике, как в случае проведения поляризованной, так и в случае проведения выравнивающей селективной региональной политики. Разница состоит лишь в объектах селективной региональной политики: поляризованная политика направлена на стимулирование развития регионов «локомотивов роста»; при применении выравнивающей политики объектом стимулирования выступают проблемные регионы.

 

       Стимулирующее развитие территорий осуществляется следующими методами: государственное инвестиционное финансирование; государственные субсидии; государственные программы регионального развития; государственный заказ.

 

       Государственные инвестиции направляются на развитие производственной, социальной и экологической инфраструктуры в регионах, являющихся объектами селективной региональной политики. Формально затраты на инфраструктуру часто не относятся к региональной политики, однако через отраслевые органы управления, региональные и местные власти государство передаёт регионам (проблемным или локомотивам роста) значительные суммы. Существую примеры прямого учёта затрат на развитие инфраструктуры в затратах на региональную политику. Более того, в региональной политике Европейского Союза (ЕС) в последние десятилетия наметился явный крен в сторону стимулирования создания инфраструктурных объектов в проблемные регионы. Например, для строительства и оснащения промышленных парков или технопарков, энергетических объектов, дорог, аэропортов, портов, сооружения объектов в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, туризма. Государственные инвестиции в инфраструктуру формируют стимулы для привлечения частных инвестиций.

 

       Применение государственного субсидирования в качестве стимулирующего метода в рамках селективной региональной политики сводится к выплате предпринимателям, создающим или расширяющим производство в соответствии с региональными предложениями, части стоимости промышленных зданий, оборудования, а в некоторых случаях и земли. Обычно субсидии выдаются компаниям в виде части суммы, необходимой для реализации проекта, или фиксированной суммы за одно вновь созданное (сохраненное) рабочее место. Государство охотнее предоставляет помощь компаниям в случае нового строительства в проблемном районе, при переводе (миграции) в него мощностей извне

        Налоговые льготы являются важным стимулирующим методом эндогенного регионального развития во всех странах с развитой рыночной экономикой. Они распространены, главным образом, в Европе (Франции, Италии, Люксембурге). В основном льготы предоставляются при уплате местных налогов.

        Ещё одним стимулирующим методом, направленным на развитие региона, являются региональные премии предпринимателям за: строительство или расширение предприятий в регионах с хронической безработицей; за развитие сферы услуг и научно-исследовательских учреждений в проблемных регионах.

 

       К настоящему времени в Европе сложилась определенная система государственного регулирования депрессивных старопромышленных регионов. Общими для ряда стран являются следующие принципиальные положения:  
· государственная поддержка является необходимым условием подъема кризисных и депрессивных регионов, но государственное вмешательство должно начинаться до того, как региональный кризис уже разразился. Еще на стадии стабильного развития необходимо создавать условия для возникновения новых отраслей; 
· приоритетными социальными проблемами являются создание рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, недопущение снижения уровня доходов населения, развитие социальной инфраструктуры; 
· основа стабилизации периферийных регионов – развитие в них новых наукоемких отраслей промышленности, деловых услуг и рекреационных зон; 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Депрессивные районы — территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей

          Предусматривается разработка специальной Федеральной программы по депрессивным районам с тем, чтобы предусмотреть в бюджетах на 1997—1998 гг. выделение необходимых средств для ее финансирования. 
Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено: 
- обеспечить для предприятий депрессивных регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок; 
- пересмотреть порядок рассмотрения заявок на получение государственных кредитов (в том числе конверсионных) предприятиями депрессивных регионов; 
- предоставлять предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке.  
- Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры: 
- создать условия для дополнительного привлечения средств фондов занятости, используемых для переподготовки кадров, финансирования общественных работ и т.п., в депрессивные регионы; 
     Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), решаются с помощью федеральных целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

1. Леонов С.Н., Корсунский  Б.Л. Управление развитием проблемного  региона. Хабаровск: РИОТИП, 2006. С. 42.

2. Кузнецова О. Мировой и российский  опыт региональной экономической  политики // Мировая экономика и  международные отношения, 2003, №10.

3. Леонов С.Н Региональная экономическая  политика в переходной экономике.  Владивосток : Дальнаука, 1998. 205 с.

4. Региональная политика стран  ЕС / Центр европейских исследований  ИМЭМО РАН. Отв. ред. А.В. Кузнецов. М. : ИМЭМО РАН, 2009. 230 с.

5. Территориально-производственные  комплексы: Нижнее Приангарье/ М.  К. Бандман, В. Д. Ионова, В.  Ю. Малов и др. Новосибирск : СО Наука, 1992. С.290.

6. Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 315.

 

 


Информация о работе Политическая экономия