Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 14:17, реферат
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Лидер – авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним.
1. Раскройте базовые понятия: элита, политическая элита, лидер,
лидерство, номенклатура, популизм, имидж лидера, авторитет,
харизма.
2. Политическая элита. Типология элит и система рекрутирования.
3. Природа, функции и типология политического лидерства.
4. Характеристики политического лидера современной России (свободный выбор).
Список использованной литературы.
С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составляющими частями этого понятия являются, во-первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему. С проблемой лидерства тесно связан процесс принятия группового решения, потому что принятие решения – одна из важнейших функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция..
Таким образом, «лидерство» относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, оно основывается на вере в лидера, подчинении ему, на готовность людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных задач.
Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Данном случае в роли лидера, …т.е. ведущей стороны, может выступать как отдельный человек, так и целая организация, в частности партия, государство и т.д. В роли ведомой – общество, этносы, группы, слои, отдельный индивид.
С понятием «политический лидер» связано понятие «политическое лидерство». Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.
На основании вышесказанного можно сделать два вывода. Во-первых, политическое лидерство, несомненно, наиболее высокая форма лидерства вообще. Во-вторых, было бы неправильным полагать, что характер политического лидерства будет одинаковым при всех политических лидерах.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика.
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий. В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур.
Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности.
Политический лидер – своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров - служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп.
Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция политического лидера.
Типология политического лидерства
1.Традиционное лидерство
Одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.
Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров.
Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений.
Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае
большая редкость. «Архитипичным» революционным политическим лидером Такер называет Карла Маркса.
Другая система дифференциация политических лидеров основана на определении корней лидерства, того основания, которое позволило тот или иной личности стать политическим лидером. Т.е. речь идет о том, на чем основана легитимность, или законность, власти. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства.
Первый тип – традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Следует отметить, что носитель такого рода политической власти может и не стать политическим лидером. Более того, исторический материал свидетельствует, что ради тех, кто получает политическую власть «раз и навсегда», политических лидеров сравнительно немного.
2. Лидерство на основе закона (легальное)
В современных демократических государствах это основной путь становления политического лидера. Как правило, такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов. Примеров можно привести очень много: Маргарет Тетчер, Гельмут Коль, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и др.
3. Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из других людей (например, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов политических лидеров. Данная классификация предложена Максом Вебером. В качестве примеров он назвал Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона и др.
4. Демократический и
авторитарный политический
Возможна дифференциация и типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяются два стиля − демократический и авторитарный. Политический стиль лидера может оказывать ограничивающее или стимулирующее действие на его приверженцев.
Демократический политический лидер общителен, уважает достоинство людей, стимулирует достижение людьми максимальных возможностей. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.
Авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторитарном стиле построена деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.
4. Характеристика политического лидера современной России.
В. В. Путин – Президент Российской Федерации, родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952.
Почерк Путина-политика различим. Это политик современного типа, а не «традиционный» или «харизматический» лидер. По Максу Веберу, такой политик осуществляет свое «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами».
Политическое лидерство в контексте президентства В.В. Путина вновь поднимает так и не решенный в научной литературе вопрос о роли личности в истории, о границах и возможностях влияния политических деятелей на исторический процесс. В.В. Путин является персонифицированным лидером, то есть создается миф о том, что если уйдет Путин, то вся Россия развалится. Так В.В. Путин представлял своего приемника Д.А. Медведева, говоря, что необходимо поддержать начатый курс развития страны.
В аналитической литературе, в СМИ дается предварительный анализ того, как и почему именно В.В. Путину удалось выдвинуться на лидирующие политические позиции. Изучается его жизненный путь, личные качества, характер, деловая и политическая карьера, своеобразие политического имиджа, контакты, отношения, связи с политической элитой, партиями и движениями федерального и регионального уровней.
Успех Путина как государственного деятеля, как политика и как человека удивил многих наблюдателей. Некоторых вовлеченных в политику или в бизнес людей этот успех напугал. По мнению политолога Автандила Цуладзе, Путин – это даже не политик, а «энергичный новичок из чиновников второго плана, выдвижение которого стало возможным только потому, что Б.Н. Ельцин и его режим исчерпали в своей кадровой политике весь запас политических «звезд». Цуладзе считает, что «главной причиной успеха этой новой генерации ельцинских выдвиженцев является их исполнительность, высокая работоспособность, мертвая хватка, отсутствие каких-либо идеологических установок, прагматизм и жесткость». Это вполне возможно, но чиновник первого плана, назначенный премьером, если у него нет больших внутренних ресурсов, соответствующих способностей, станет всего лишь чиновником второго плана. Как это и произошло с В.С. Черномырдиным, С.В. Кириенко или С.В. Степашиным, но не случилось с Путиным.
В нынешней модели российского политического лидерства был воплощен символический ритуал превращения (возрождения) по типу «отец – наследник». Именно на основании глубинного стереотипа В. Путин, будучи «самым верным ельцинистом» (что на рациональном уровне должно было бы ему вредить), аффективно воспринимался одновременно и как антипод Б. Ельцину, и как его «достойная смена», продолжатель и заместитель. Здесь все как в архаической политической среде: Ельцин и Путин сыграли мифические роли в ритуале «перехода», когда содержание и смысл легитимизации власти составляет ее символическое унижение.
Все восприняли акт передачи власти (еще
до выборов) как естественное выражение
усталости «патриарха». Еще вчера над
беспомощным правителем открыто глумились
СМИ (и народ разделял их отношение), а
сегодня общественное мнение сочло назначение
преемника вполне легитимным актом. Перед
нами развернулась картина средневекового
ритуала передачи инсигний власти (введение
в сакральное пространство кабинета, вручение
особой ручки – символа и снабжении «волшебным»
напутственным словом). «Поставление инсигниями»
плюс лидерский миф – вот основа предвыборной
кампании Путина, другая ему просто не
потребовалась.
Итак,
дряхлого «отца» сменил молодой продолжатель.
В предвыборном письме–обращении Путина
к россиянам мы видим образы двух крепостей:
«вражеской» (чеченской) и «нашей» (российской).
Но, хотя накануне выборов «вражеская»
тема использовалась как козырная карта
в политической игре, победа над врагами
– лишь первая ступень на пути героя, его
конечная цель – возрождение социума.
С другой стороны Путин предстает в качестве хранителя народа, с которым связаны надежды на справедливый дележ и материальный достаток. Он ассоциируется с порядком и покровительством в целом (что, в частности, было акцентировано в его инаугурационной речи). Путин сегодня – безусловно «хороший» властитель в противовес всему «плохому» вообще. Подобно тому, как это было в архаическом порядке, наш новый лидер призван аккумулировать гармонию, чистоту, законность и мораль. Путин – самый свежий пример оживления мифа в политике.
Стремительная политическая карьера В.В. Путина указывает на один неоспоримый факт: у него обнаружились очень большие резервы личных способностей и невостребованных ранее, в иную социально-политическую и нравственно-этическую эпоху, дарований и качеств крупного национального лидера.
Владимир Путин не любит много обещать, но всегда держит слово. Он умеет доводить до конца любое дело, даже самое неприятное. Он жесток и решителен в достижении цели, но не конфликтен, и не любит открытых ссор. Успеха достигает не прямым противостоянием, а путем маневра. У Путина стальные нервы, он хороший организатор и сам предельно собран и организован. Он также очень осторожен и не любит принимать быстрых решений. Поэтому его трудно подставить. Но там, где это необходимо, он может принимать молниеносные решения. Его ответы бывают быстрыми и неожиданными как, например, на вопрос журналиста о территориальных претензиях Латвии – «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши».
Информация о работе Политическая элита и политическое лидерство