Политическая культура Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности»

Файлы: 1 файл

политическая культура.docx

— 24.05 Кб (Скачать файл)

В  современную  историческую  эпоху  в  социальных процессах  все  более  заметную  роль  играет политическая культура.  Политическая  культура –  это «система исторически  сложившихся  политических  традиций, убеждений,  ценностей,  идей  и  установок  практического политического  поведения,  обеспечивающая воспроизводство  политической жизни общества на основе преемственности»

 В  данном  определении  зафиксированы  следующие   качественные  характеристики (существенные  особенности)  политической  культуры  как социального феномена.

Прежде  всего  политическая  культура  представляет собой не  совокупность  каких-то  случайных и потому  не связанных между собой явлений, процессов,  а целостную систему. В виде  той или иной  системы она складывается исторически по  определенным,  чаще  всего не  зависящим от  нас общественным  законам,  хотя  ее  носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не  только  объективное,  не  зависимое от  нас,  но  и субъективное,  связанное с нами,  образование,  не мыслимое  вне ценностных  установок,  политических пристрастий,  ориентаций  людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.

Политическая  культура  обладает  общечеловеческими

характеристиками (например,  для  граждан  любогогосударства  характерны  те  или иные  политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.), но в конечном счете она произрастает на национальной почве и впитывает ее  колорит и особенности,  она поэтому не может быть  целиком позаимствована  у кого-то  и перенесена  на  национальную  почву.  Скажем,  не представляется возможным политическую культуру США, Англии,  или же  соседней  Польши,  в полном  объеме перенести и распространить  на  Беларусь,  хотя  ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном  виде  становятся элементами  национальной  политической  культуры .

Политическая культура –  не абстрактная, оторванная от реалий  теоретическая  конструкция,  а  способ (тип) практического  политического  поведения. 

Политическая  культура Беларуси  начала  ХХІ  века  с  неотвратимо  формирующимися  демократическими  ценностями  в  виде гласности, свободы  слова, печати, прав и свобод человека и  т.п.  характеристиками,  разительно  отличается  от политической культуры 80-х годов, когда и речи не могло  идти  о  плюрализме  политических  мнений  в  средствах массовой  информации,  политических  дискуссиях  и  т.п. Отличается  уже в плане политических  ценностей, пристрастий и сам человек – субъект политической культуры.

Иногда  политическую  культуру  представляют  в  виде суммы  политических  культур  индивидов,  исходя  из  того, что  ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят  к  культуре «политической  элиты».  Но  это  не научный  подход. Действительно,  носителями  и  творцами политической  культуры  являются  конкретные  люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры.

Но политическая культура – это не сумма индивидуальных политических  культур,  это  не  мировоззрение политических  лидеров  и  не  выработанные  ими политические  доктрины,  а  надындивидуальное,  т.е. обособившееся  от  носителей  духовное  образование, функционирующее  наряду  с  философией,  правом  и другими  формами  общественного  сознания  по  своим собственным  законам. 

Политическая  культура –  лишь  один  из  многих сегментов (форм)  духовной  культуры,  представляющей собой  систему «исторически  развивающихся надбиологических  программ  человеческой жизнедеятельности (деятельности,  поведения и общения)». Поэтому ей  присущи те  же  функции,  что и духовной  культуре  в целом,  хотя  эти функции и приобретают свою  специфику,  наполняются новым содержанием, способом практической реализации.

 К числу основных  функций  политической  культуры  относятся: когнитивная (приобретение  политического  знания), аксиологическая (выработка политических  ценностей и идеалов),  эмоциональная (формирование  политических чувств),  интегративная (объединяющая  граждан в сообществе),  коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне  взаимосвязи между гражданами),  регулятивная (управление  политическими процессами),  воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др.  При этом  надо  иметь в виду  то  обстоятельство,  что политическая  культура  охватывает  лишь  сферу политических  процессов,  политической  жизни. 

Политическую  культуру  следует  отличать  от политической жизни. Политическая жизнь –  более  емкое социальное  явление.  И  не  только  потому,  что  она  не ограничивается  лишь  политической  культурой,  но включает в себя и  ее антиподы. Политическая жизнь –  это всестороннее  взаимодействие  субъектов  политики – народа,  государства  и  его  институтов,  политических партий,  союзов  и  других  объединений,  преследующих политические цели. Политическая  культура –  сложноструктурированный феномен.  В ее  структуре можно выделить  следующие основные  элементы.  Прежде  всего  к политической культуре  следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами  и институтами.  Центральное место в политической  культуре  принадлежит политическому мировоззрению.  В структуру политической  культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической

сфере,  а  также  политические  ценности  и  идеалы.  Кроме  того,  к  политической  культуре  относятся  политические традиции,  убеждения,  символы. При  этом  надо  исходить из  того,  что  политическая  культура  не  сводится  лишь  к системе  ценностей,  убеждений,  идей,  разделяемых  подавляющей  частью  граждан.  В  любом  государстве имеется  социальный  слой  граждан,  не  разделяющих наличную  политическую  культуру  и  ратующих  за изменение существующего политического строя.

 

На протяжении всей своей  истории Беларусь находилась на стыке  культур: между Западом и Востоком, , между христианством и католицизмом. Это наложило свой отпечаток и на современность.

Несколько веков культура Беларуси формировалась под влиянием двух мощных социокультурных потоков. Первый, приходящийся на середину XVI - середину XVIII вв., был связан с присоединением Беларуси к Речи Посполитой. В этот период происходит «полонизация» белорусской национальной культуры, насаждаются польский язык, польские обычаи и традиции как среди шляхты, так и крестьянства. Католическая церковь активно проникает во все сферы общественной жизни, усиливает свое влияние и униатская церковь. Но к 1792 г. ситуация коренным образом меняется: вся этническая Беларусь вошла в состав Российской империи. И вновь на белорусскую нацию обрушиваются новые культурные нормы, идет трансформация белорусского национального характера и культуры в целом. Царская Россия принесла иные ценности: византийское православное христианство с его центральной идеей единой харизматической власти, отсутствие свободомыслия, сильное государственное начало. Все эти новые веяния отрицательно сказались на укреплении и культивировании собственных черт политической культуры белорусского народа.

После Октябрьской революции, точнее с начала 20-х годов, в БССР стала активно проводиться политика белорусизации, а с июля 1924 г. программа белорусизации приняла силу закона. Под белорусизацией в широком смысле понималось следующее:

1) развитие белорусской  культуры: создание школ, техникумов, вузов с белорусским языком  обучения, открытие культурно-просве-тительных учреждений, развитие белорусской литературы, издание на белорусском языке книг, газет, журналов и т.д.;

2) выдвижение белорусов  на партийную, советскую и профсоюзную  работу;

3) перевод делопроизводства  на белорусский язык.

Белорусизация способствовала развитию политического самосознания, политической культуры белорусов, однако продолжалась она недолго. Террор 1930-х годов в Советской Белоруссии был катастрофой для белорусской культуры и ее народа. В трех волнах арестов (1930, 1933, 1937 - 1938 гг.) были уничтожены десятки тысяч людей всех слоев общества. Эта кампания проводилась под лозунгом борьбы с «нацдемами» (национальными демократами), которые якобы хотели оторвать Беларусь от Советского Союза и продать ее капиталистическим странам.

В 1933 г. властями была проведена  языковая реформа, которая приблизила белорусскую орфографию и лексику  к российской. Белорусский язык был изгнан из государственных учреждений и сферы высшего образования. История Беларуси была переписана целиком. Многие из выдающихся личностей - в том числе К. Калиновский, В. Ластовский, И. Луцкевич и др. - были объявлены реакционерами и преданы забвению. В результате надолго был остановлен процесс формирования национальной интеллигенции. А интеллигенция - это не только составная часть народа, но и аккумулятор его интеллекта, носитель идей, в том числе и политических, двигатель общественного прогресса в целом.

И только с последующим  демократическим периодом в развитии Беларуси связан новый этап становлении  политического сознания, политической культуры, политического менталитета  белорусов.

Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствования», свойственный той или иной социально-этнической общности. Иными словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального, политического поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип мышления в целом.

Менталитет белорусов  формировался под влиянием разнообразных  этнических, социально-исторических и  геополитических факторов. Он складывался  на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции и обычаи, повседневный опыт народа. Одной из основных и неотъемлемых черт характера белорусов следует  назвать толерантность, в том  числе и политическую. Это способность  легко уживаться с другими  этносами, их идеями и системами  ценностей.

Таким образом, анализируя предпосылки, факторы национального, политического  менталитета белорусов, можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, на формирование национального характера, политической культуры белорусов огромное влияние оказала географическая среда, особенно на первоначальном этапе  этого процесса. Во-вторых, на формирование рассматриваемых феноменов большое  воздействие оказала религия. С  православием на белорусскую землю  была принесена идея соборности, которая  противопоставлялась индивидуализму, поэтому в менталитете белорусского народа интуитивизм в какой-то мере доминирует над рационализмом. В-третьих, на формирование политической культуры белорусов значительная влияние  оказало коллективно-родовое начало, основу которого составляют неконфронтационная социальная установка и замещение понятия свободы понятием общей воли, которая блокировала активность отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше».

Жители нашей страны веками ориентировались преимущественно  на нормы общинного коллективизма, на примат интересов семьи, общины, сословия, государства перед целями, потребностями и ценностями отдельной  личности. Ориентация на собственные  интересы, поиск жизненных целей  за рамками своей общины однозначно подвергались осуждению. Этому способствовали сложные природно-климатические условия и постоянная угроза со стороны внешних врагов. Нашему обществу приходилось напрягать все силы на борьбу за выживание, подчинять частные интересы общим и ограничивать личную свободу своих членов. Особый характер развития требовал постоянно «пришпоривать» естественный ход событий, формировать разветвленные механизмы внеэкономического принуждения и соответствующие нормы политического поведения. А это сформировало определенный социально-экономический и политико-культурный генотип.

Влияние всех вышеперечисленных  и ряда других факторов предопределили следующие общие особенности  политической культуры белорусов:

1. Приоритет интересов  государства и коллектива перед  интересами отдельного индивида.

2. Признание решающей  роли государства в решении  общественных проблем, надежда  на защиту и опеку с его  стороны - патернализм; особенность  политической культуры белорусов,  которая унаследована, как мы  уже отмечали, в значительной  мере от прошлого. Это взгляд  на взаимоотношения государства  и граждан, в соответствии с  которым государство обязано  обеспечивать удовлетворение их  потребностей за государственный  счет, принимать на себя заботу  о благополучии граждан. В советский  период официально утверждалось, что государство гарантирует  социальную защиту, право на труд, отдых, на бесплатное образование,  здравоохранение, предоставляет  бесплатное жилье и многое  другое. Рядовой гражданин полностью  полагался на государство, снимал  с себя всякую ответственность  за происходящее вокруг. Поэтому,  по-видимому, и в современных условиях  наблюдается устойчивые стремления  к патернализму.

3. Традиционное патриархальное  отношение к власти, персонифицированное  ее восприятие (т.е. в связи  с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному  облику руководителей (честность,  бескорыстие, самоотверженность  и др.).

4. Надежда на призванного  разрешить все проблемы сильного  лидера - вождя, царя, президента  и т.д.

5. Недооценка и недопонимание  роли представительных органов  в общественной жизни, подсознательное  отождествление власти только  с исполнительными структурами  (правительство и т.д.).

Информация о работе Политическая культура Беларуси