Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:01, реферат
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности»
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности»
В данном определении зафиксированы следующие качественные характеристики (существенные особенности) политической культуры как социального феномена.
Прежде всего политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.
Политическая культура обладает общечеловеческими
характеристиками (например, для граждан любогогосударства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.), но в конечном счете она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, она поэтому не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Скажем, не представляется возможным политическую культуру США, Англии, или же соседней Польши, в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры .
Политическая культура – не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения.
Политическая культура Беларуси начала ХХІ века с неотвратимо формирующимися демократическими ценностями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от политической культуры 80-х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме политических мнений в средствах массовой информации, политических дискуссиях и т.п. Отличается уже в плане политических ценностей, пристрастий и сам человек – субъект политической культуры.
Иногда политическую культуру представляют в виде суммы политических культур индивидов, исходя из того, что ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят к культуре «политической элиты». Но это не научный подход. Действительно, носителями и творцами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры.
Но политическая культура – это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими политические доктрины, а надындивидуальное, т.е. обособившееся от носителей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания по своим собственным законам.
Политическая культура –
лишь один из многих сегментов
(форм) духовной культуры, представляющей
собой систему «исторически
развивающихся
К числу основных функций политической культуры относятся: когнитивная (приобретение политического знания), аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов), эмоциональная (формирование политических чувств), интегративная (объединяющая граждан в сообществе), коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между гражданами), регулятивная (управление политическими процессами), воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процессов, политической жизни.
Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь – более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая жизнь – это всестороннее взаимодействие субъектов политики – народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, преследующих политические цели. Политическая культура – сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Прежде всего к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической
сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя.
На протяжении всей своей истории Беларусь находилась на стыке культур: между Западом и Востоком, , между христианством и католицизмом. Это наложило свой отпечаток и на современность.
Несколько веков культура Беларуси формировалась под влиянием двух мощных социокультурных потоков. Первый, приходящийся на середину XVI - середину XVIII вв., был связан с присоединением Беларуси к Речи Посполитой. В этот период происходит «полонизация» белорусской национальной культуры, насаждаются польский язык, польские обычаи и традиции как среди шляхты, так и крестьянства. Католическая церковь активно проникает во все сферы общественной жизни, усиливает свое влияние и униатская церковь. Но к 1792 г. ситуация коренным образом меняется: вся этническая Беларусь вошла в состав Российской империи. И вновь на белорусскую нацию обрушиваются новые культурные нормы, идет трансформация белорусского национального характера и культуры в целом. Царская Россия принесла иные ценности: византийское православное христианство с его центральной идеей единой харизматической власти, отсутствие свободомыслия, сильное государственное начало. Все эти новые веяния отрицательно сказались на укреплении и культивировании собственных черт политической культуры белорусского народа.
После Октябрьской революции,
точнее с начала 20-х годов, в БССР
стала активно проводиться
1) развитие белорусской
культуры: создание школ, техникумов,
вузов с белорусским языком
обучения, открытие культурно-просве-
2) выдвижение белорусов
на партийную, советскую и
3) перевод делопроизводства на белорусский язык.
Белорусизация способствовала развитию политического самосознания, политической культуры белорусов, однако продолжалась она недолго. Террор 1930-х годов в Советской Белоруссии был катастрофой для белорусской культуры и ее народа. В трех волнах арестов (1930, 1933, 1937 - 1938 гг.) были уничтожены десятки тысяч людей всех слоев общества. Эта кампания проводилась под лозунгом борьбы с «нацдемами» (национальными демократами), которые якобы хотели оторвать Беларусь от Советского Союза и продать ее капиталистическим странам.
В 1933 г. властями была проведена языковая реформа, которая приблизила белорусскую орфографию и лексику к российской. Белорусский язык был изгнан из государственных учреждений и сферы высшего образования. История Беларуси была переписана целиком. Многие из выдающихся личностей - в том числе К. Калиновский, В. Ластовский, И. Луцкевич и др. - были объявлены реакционерами и преданы забвению. В результате надолго был остановлен процесс формирования национальной интеллигенции. А интеллигенция - это не только составная часть народа, но и аккумулятор его интеллекта, носитель идей, в том числе и политических, двигатель общественного прогресса в целом.
И только с последующим демократическим периодом в развитии Беларуси связан новый этап становлении политического сознания, политической культуры, политического менталитета белорусов.
Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствования», свойственный той или иной социально-этнической общности. Иными словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального, политического поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип мышления в целом.
Менталитет белорусов формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции и обычаи, повседневный опыт народа. Одной из основных и неотъемлемых черт характера белорусов следует назвать толерантность, в том числе и политическую. Это способность легко уживаться с другими этносами, их идеями и системами ценностей.
Таким образом, анализируя предпосылки,
факторы национального, политического
менталитета белорусов, можно выделить
следующие основные моменты. Во-первых,
на формирование национального характера,
политической культуры белорусов огромное
влияние оказала географическая
среда, особенно на первоначальном этапе
этого процесса. Во-вторых, на формирование
рассматриваемых феноменов
Жители нашей страны веками
ориентировались
Влияние всех вышеперечисленных и ряда других факторов предопределили следующие общие особенности политической культуры белорусов:
1. Приоритет интересов
государства и коллектива
2. Признание решающей
роли государства в решении
общественных проблем, надежда
на защиту и опеку с его
стороны - патернализм; особенность
политической культуры
3. Традиционное патриархальное
отношение к власти, персонифицированное
ее восприятие (т.е. в связи
с определенными фигурами - носителями),
высокие требования к
4. Надежда на призванного
разрешить все проблемы
5. Недооценка и недопонимание
роли представительных органов
в общественной жизни,