Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:57, автореферат
Цель диссертационного исследования – выявление дихотомиче-ских тенденций в культуре политических элит и их влияния на профессиональные качества и культуру повседневности.
Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решение следующих задач:
- осуществить анализ основных концепций политической культуры;
- интерпретировать основные концепции политических теорий элит;
- выяснить культурные особенности современных российских политических элит;
- проследить динамику развития основных дихотомий политической культуры в контексте культуры современных элит;
На правах рукописи
Кайбушев Аскар Дисивович
политическая культура
и основные Культурные тенденции
современной политической элиты России
Специальность:
23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национальные и политические процессы и технологии.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук
Астрахань 2009
Научный руководитель: Карабущенко Павел Леонидович
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты:
Морозова Елена Васильевна –
доктор философских наук, процессор
Гржейщак Светлана Евгеньевна –
кандидат политических наук, доцент
Ведущая организация: Ставропольский государственный университет
Защита состоится «12» ноября 2009 г. в «12.00» часов на заседании диссертационного совета Д.212.009.12 при Астраханском государственном университета по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д.20, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского
государственного университета.
Автореферат разослан «___» октября 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор философских наук,
профессор П.Л. Карабущенко
Актуальность исследования. Тема политической элиты на данной этапе является одной из самых востребованных в системе политической науки. В конце ХХ столетия в России возникает отдельное научное направление – элитология, предметом изучения которой является исследование элиты во всех сферах ее профессиональной деятельности. Не менее актуальной в российской общественной науке на современном этапе становится тема политической культуры. Соединение этих двух областей исследования – политической элитологии и политической культуры – встречается достаточно редко в отечественной политической науке.
Культурные тенденции современных российских элит в большинстве случаев остаются за скобками современных элитологических исследований, поскольку представители политологического сообщества чаще всего выбирают в качестве критериев оценки качества элит их административные ресурсы и технологии, обеспечивающие им политическое господство, отодвигая проблемы личности (воспитания, образования, психологии, культуры) на второй план.
Актуальность настоящего исследования заключается в изучении переменной составляющей культурных парадигм элиты, формирующей свой культурный концепт в зависимости как от своего политического опыта, так и от политической ситуации.
Необходимо отметить, что политическая культура как таковая во многом определяется именно политической культурой элит. Культура элит, трансформируясь, оказывает в свою очередь определенное влияние на развитие политической культуры общества. Хотя структурно политическая культура элит отражает политическую культуру своей страны, она имеет и свою специфику. Эта специфика определяется основными характеристиками самого субъекта элиты, системы его воспитания, уровня и качества образования и профессиональной подготовки. Поэтому анализ политической культуры элит всегда требует соблюдения диалектического принципа «конкретного анализа конкретной ситуации».
Политическая культура является частью политического сознания. Сознание элит является самым активным и профессиональным видом общественного политического сознания. В силу этого данное исследование чрезвычайно значимо для процесса изучения политической культуры элит и политической культуры в целом
Степень изученности. В настоящее время политической наукой накоплен достаточный теоретический материал по теории элит и политической культуре, что позволяет нам объединить эти два направления в качестве специальной темы политологического исследования.
В области теории политической культуры наиболее известны труды таких классиков политологической мысли, как: Т. Парсонс, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, Р. Роуз, М. Дюверже, Р. Шварценберг, У. Розенбаум, Р. Инглхарт и др.1 Но отдельные темы данной проблематики в силу различных причин остаются слабо исследованными. К таким мало исследованным проблемам относится и проблема политической культуры правящих элитных сообществ.
Среди отечественных авторов следует отметить работы таких известных политологов, как А.И. Соловьев, Г.К. Ашин, А.В. Понеделков, О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Парфенов, Е.В. Морозова, О.Ю. Малинова, И.И. Глебова2 в работах которых затрагивались рассматриваемые в нашем диссертационном исследовании проблемы. Особо следует выделить работы, носящие методологический характер и исследующие методы, критерии и критику концепций политической культуры.3 Целый ряд работ носит обобщающий характер, что позволяет нам взглянуть на выбранную проблему в ее многообразии, носящем порой весьма противоречивый характер.4
Очевидно, что важной составляющей политической культуры элит является мораль. Не случайно, проблема истолкования диалектических отношений политики и морали в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Изучение политики должно иметь морально-нравственный аспект в аксиологическом измерении политического мировоззрения и поведения, в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, правдивости (честности) и обмана (лжи) и т.п., имеющих прямое отношение к политической культуре элит. Попытки гуманизировать политику предпринимались, если не всегда, то довольно часто, однако именно в наше время этот вопрос встал особенно остро. В связи с этим, философы и политологи все чаще обращаются к исследованиям в области нравственно-политической философии, выступающей сегодня под именем политической этики.
Большой вклад в изучение выбранной нами проблемы внесли такие зарубежные ученые, как немецкий политолог К. Баллестрем и французский философ П. Рикёр.5 Среди отечественных исследователей в первую очередь следует отметить работы Азарова Н.И., Бикбова А.Т., Гаджиева К.С., Гобозова И.А., Гусейнова А.А., Дубко Е.Л., Капто А.С., Капустина Б.Г., Костюка К.Н., Назарова В.Н., Пугачева В.П., Соловьева А.И.6
В отечественной политической и политологической литературе в последнее время появилось немало работ, заслуживающих пристального внимания в контексте рассматриваемой нами темы. Следует выделить как работы, констатирующие современное состояние отечественной и мировой политической культуры, так и содержащие принципиально важные аналитические выводы относительно перспектив её дальнейшего развития7.
В последнее время в отечественной политической науке просыпается интерес и к исследованию политических ролей. Однако класические труды в этой области принадлежат пока культурологам. Образ трикстера в мировой культуре впервые был проанализирован П. Радиным, Г. Юнгом, и К.К. Кереньи.8 Большой вклад в дальнейшее культурологическое исследование проблемы за рубежом внесли Б. Бэбкок-Эйбрахам, В. Хайнс, В. Доти и др.9 В отечественной литературе особый вклад в культурологический аспект этой тематики внесли В.Н. Топоров, Д.А Гаврилов, Г. Беденко.10 Общекультурный смеховой контекст фигуры трикстера великолепно показан у М.М. Бахтина, В.П. Даркевич, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко.11 Фигура трикстера как политическая роль пока что изучена явно недостаточно. Можно назвать главу «О роли «шута» в структуре Политического. Эволюция жреческих функций. Метафизика смеха» в книге А.Г. Дугина «Философии политики» (М., 2004),12 рекомендованной в качестве учебного пособия по философии политики, политологии, истории политических учений, истории философии и т.д. и статьи М.В. Николко, Л. Абрамяна и др.
Образ культурного героя - прототипа харизматического лидера подробно рассматривался Е.М. Мелетинским.13 Проблему харизмы и харизматического лидерства рассматривали С. Московичи. М. Вебер, Г. Лебон.14 Политической харизме посвящены работы таких ученых, как А. Вилнера, Н.В. Фреик, А.И. Гобозова.15
Объектом диссертационного исследования является современная политическая культура элит, предметом выступают системообразующие культурные категории, представленные в виде дихотомий.
Цель диссертационного исследования – выявление дихотомических тенденций в культуре политических элит и их влияния на профессиональные качества и культуру повседневности.
Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решение следующих задач:
- осуществить анализ основных
концепций политической
- интерпретировать основные
- выяснить культурные
- проследить динамику развития
основных дихотомий
«Территориально-временные рамки» исследования включают в себя культурное пространство современных российских политических элит. В ряде случаев анализируются данные зарубежных авторов.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу диссертации составили работы российских и западных исследователей по политологии, культурологи, философии, этике. Методологической основой диссертации в соответствии с особенностями ее темы, объекта и предмета научного исследования, является совокупность принципов и методов, позволяющих реализовать цели и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов. Исследование строится на основе принципа всесторонности рассмотрения проблемы в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному. В работе использован широкий спектр общих и специальных методов исследования: диалектический, компаративистский, системный, исторический. Диссертация опирается на теоретические выводы, достигнутые в трудах исследователей, которые специализируются в области теории политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба, А.И. Соловьев, Е.В. Морозова и др.) и политических элит (В. Парето, Г. Моска, Г.К. Ашин, А.В. Понеделков и др.).
Эмпирическую базу исследования составляют: результаты политологических и культурологических исследований ведущих российских и зарубежных авторов, данные российских СМИ, а также интернет-источники.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- Дан комплексный компаративистский анализ современных зарубежных и отечественных теоретических исследований в области теории элит и политической культуры, выявлены точки соприкосновения и различия. Установлено, что разработки российских ученых в значительной мере основываются на анализе отечественной политической действительности и носят практико-теоретическую ориентацию.
- Проведен анализ современного состояния культуры российской политической элиты посредством выделения дихотомий: 1) зарубежные - отечественные традиции исследования политической культуры элит; 2) формирование политической культуры современных политических элит: через дихотомию традиции – инновации; 3) «мораль – политика» в политической культуре элит (общее и особенное); 4) бинарная оппозиция: «трикстер – харизматик» в политической культуре элит.
- Впервые системно в рамках исследования политической культуры элит России выявлена ролевая бинарная оппозиция «трикстер - харизматический лидер» как реализация национальных социокультурных традиций; на основе материалов СМИ последних лет проанализирована точка зрения прессы на данную ролевую бинарную оппозицию, показан базовый характер оппозиции «трикстер - харизматический лидер», позволяющий политическим лидерам манипулировать массовым сознанием;
- обращено внимание на то обстоятельство, что, несмотря на низкий уровень нравственного сознания и поведения в нашем обществе в целом, тема политического морализма, политической этики, моральной составляющей политической культуры граждан и, особенно, элит до сих пор находится на периферии отечественного политологического знания;
- настойчиво проводится мысль о том, что, несмотря на многочисленные негативные примеры из современной реальности, основу нравственного закона следует искать в самой же реальной действительности;
Положения, выносимые на защиту:
1. В основе политической культуры элит, являющейся не только естественной составной частью политической культуры как таковой, но и культуры общества целом, лежат традиционные механизмы воспроизводства культуры через систему бинарных оппозиций. Наличие собственных бинарных оппозиций в отдельных случаях, превращающихся в дихотомии, является отличительной характеристикой политической культуры современных элит.
2. Среди большого числе бинарных оппозиций политической культуры элит базовыми являются следующие: инновационное – традиционное, либерализм - авторитаризм, субъективное – объективное, мораль - аморализм, трикстерство - харизматичность и т.д.
3. В отличие от традиционной культуры политическая культура элит амбивалентна. Она проявляется как в двойных моральных стандартах, так и в амбивалентности поведения современны российских политических деятелей.
4. Особенностью политической