Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:20, контрольная работа
Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания политического мира, в нашей обществоведческой литературе эта тема еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. Иногда можно услышать, что у такого-то нет политической культуры, у другого высокий или низкий уровень политической культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и значение политической культуры…………………………….4
Типология политической культуры……………………………………….7
Функции политической культуры……………………………………….11
Политическая культура современной России…………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемых источников……………………………………………..21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»
(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)
ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДА
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Тема: «Политическая культура:
понятие, функции»
Проверил:
Выполнил работу: студент 2 курса
4 группы заочной формы обучения
Шитарёва Наталья Евгеньевна
Адрес: 160022, г. Вологда,
ул. Медуницинская, д. 19-А, кв. 35
Вологда 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания политического мира, в нашей обществоведческой литературе эта тема еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. Иногда можно услышать, что у такого-то нет политической культуры, у другого высокий или низкий уровень политической культуры. Некоторые полагают, что политическая культура может быть только у образованных людей. Ее часто путают с политической системой и политическим поведением.
В научной литературе отражено несколько десятков определений политической культуры. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность сведения ее к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену.
В данной работе я поставила цель – выделить основные моменты понятия «политическая культура» и определить ее функции.
Размеры работы не позволяют подробно изучить данную тему, поэтому я выделила для себя несколько основных задач:
Среди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода в трактовке как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и так далее. Здесь существует самый широкий спектр мнений, определений, формулировок и так далее. «По подсчетам канадского исследователя Г. Патрика к 1976 году существовало более сорока определений политической культуры».1 С тех пор число работ по данной проблеме значительно возросло, что привело, соответственно к росту также количества определений.
Политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, критерием ее зрелости. Введение термина «политическая культура» в свое время было вызвано потребностью измерения направленности политической деятельности (конструктивная или негативная, созидательная или разрушительная). Определяя характер и содержание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагающим объяснительным принципом.
Как уже говорилось, существует множество определений понятия «политическая культура», выделим некоторые из них.
Приоритет принадлежит американскому политологу Габриэлю Алмонду, который в статье «Сравнительные политические системы» (1956) впервые предпринял попытку разработки концепции политической культуры. В дальнейшем он совместно с Сиднеем Вербой в работе «Гражданская культура» (1963) дал определение понятия «политическая культура».
«Политическая культура - система ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций или ориентацией и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике».2
Политическая культура есть то, каким образом политическая система, политический процесс и политический курс интернализируются в когнитивных представлениях, чувствах и оценках населения того или иного общества.
Современная политология к классическому определению понятия «политическая культура», предложенному Алмондом, добавила новый компонент — политическое поведение. Политическое поведение есть часть культуры. Если мы ограничимся лишь политическими ориентациями, то политическая культура будет рассматриваться лишь в рамках политического сознания. Поэтому современное понятие политической культуры объединяет в себе политическое сознание и политическое поведение.
К сфере политического
сознания относятся следующие
● степень интереса субъекта к политике;
● отношение к политическим институтам;
● отношение к другим участникам политического процесса;
● готовность принять личное участие в политике;
● представление о «правилах политической игры»;
● характер политической самоидентификации;
● политический язык.
К сфере политического поведения относятся следующие характеристики:
● формы и степень участия в политической жизни;
● формы и уровень взаимодействия с политическими институтами;
● формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества;
● тип электорального поведения.
Ученый А. И. Соловьев, изучив различные подходы к понятию политической культуры, дал свое наиболее полное и соответствующее настоящему времени определение политической культуры.
«Политическая культура - совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества».3
Современная политическая культура отражает сложность и многообразие современного этапа политического развития человечества. Само понятие политической культуры возникло, прежде всего, из потребности найти существенные отличительные признаки в функционировании современных политических систем. Поэтому политическая культура предполагает существование различных типов политической культуры.
Существуют три основных типа политической культуры, в зависимости – патриархальная (или приходская), подданническая (или культура подчинения) и культура участия. Эти три типа были выделены Г. Алмондом и С. Вербой в упомянутой уже работе «Гражданская культура» на основе изучения функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики.
Патриархальная (приходская) политическая культура «характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции»4. Население не обладает необходимым набором знаний и не разбирается в политике, не интересуется ею и не связывает перемены жизни с политической системой. Разделение властей отсутствует, вождь или иное лицо, олицетворяющее собой власть, рассматривает и решает все вопросы общественной жизни единолично. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур, например, отсталые в развитии африканские племена.
Подданническая (культура подчинения) политическая культура «предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе»5. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата. Общество достаточно хорошо понимает устройство своей политической системы, склонно к подчинению установленным правилам политической игры и не считает себя способным оказать влияние на господствующую власть.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. «Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.».6 Индивид здесь рационален и прагматичен, считает, что рядовой член общества в состоянии повлиять на принятие политических решений вне зависимости от того, нравится ему то, как работает политическая система и ее представители на местах, или нет.
В результате социологического
исследования политической культуры ученые
обнаружили, что даже в ведущих
демократических странах
Была выведена «идеальная модель» политической культуры. Она характеризуется целым рядом достоинств:
● общей положительной оценкой значения деятельности национального правительства для него лично и глубоким осознанием этого факта;
● высоким уровнем интереса к деятельности правительства и хорошей осведомленности в этой области;
● чувством гордости за политические институты своей нации;
● ожиданием того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
● желанием обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
● открытым и лояльным проявлением оппозиционных настроений;
● чувством удовлетворенности в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, избирательных кампаний;
● компетентностью суждений по поводу правительственной политики и четким пониманием обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
● компетентностью в использовании законов для успешного противодействия актам произвола;
● верой в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
Ученые считают, что гражданская политическая культура, в которой политическая активность или вовлеченность в политику и рациональность уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к местным ценностям, обеспечивает необходимую стабильность в развитии демократии.
«В середине 1990-х годов голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс усовершенствовали типологию политических культур Алмонда и Вербы, дополнив ее новыми типами, отражающими изменившуюся композицию культур к концу XX века».7 Они делят совокупность всех типов на две группы — пассивные и активные политические культуры.
К пассивным типам относятся уже известные политические культуры из типологии Алмонда и Верба (приходская и подчинения), а также новая подгруппа типов, названная «культурой наблюдателей». Последняя отличается от первых двух более высоким уровнем субъективного политического интереса к политическим явлениям. Общей характерной чертой всех групп этого типа является политическая апатия.
К активным типам политической культуры относятся следующие культуры:
● протестная, характеризующаяся низким уровнем политических интересов и доверия власти;
● клиентистская, отличающаяся низким уровнем политических интересов, но высоким доверием к власти;
● автономная, определяющаяся средним уровнем политических интересов и низким уровнем политического доверия;
● гражданская, характеризующаяся средним уровнем политических интересов и высоким уровнем доверия к власти;
● партиципантная (участия), отличающаяся высоким уровнемполитических интересов и низким уровнем политического доверия;
● гражданская партиципантная, выделяющаяся высоким уровнем субъективных политических интересов и высоким уровнем политического доверия.
Общей характерной чертой этой группы типов является «высокий уровень участия в политике, убежденность людей в своей возможности реально влиять на принятие политических решений».8
Воплощая целостно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. «Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах»9. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более институционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.