Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:02, лекция

Описание работы

Функциональная роль политического сознания заключается в осмыслении процессов и противоречий взаимодействия между субъектами политики и власти, между субъектами и объектами власти. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного минимума прав человека. Политическое сознание как устойчивая совокупность мнений и суждений ориентирует граждан на решение целого ряда вопросов

Файлы: 1 файл

Политическая культура.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

6. Политическая  культура

Синергетика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных систем эволюционирует по пути превращения биогеохимической энергии в энергию культуры. Появление политики является отражением роста значения культуры как основы принятия эффективных управленческих решений. В этом контексте политическая культура представляет собой такой уровень принятия управленческих решений, который обеспечивает устойчивое развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека. Негэнтропийность политической культуры заключается в оптимизации взаимодействия политиков, принимающих адекватные управленческие решения, и граждан, осуществляющих контроль над деятельностью субъектов политики и власти. Способность к принятию адекватных решений определяется: а) особенностями национального характера; б) способностью усваивать инновации; в) способностью создавать условия, в которых личность может свободно реализовать свой творческий потенциал посредством созидания.

§ 6.1. Предпосылки  возникновения политической культуры

Взаимодействие  субъектов и объектов власти, политических элит и масс осуществляется, в первую очередь, на основе инстинктивных моделей  национального характера, а затем  и осознанных норм обеспечения целостности, стабильности и развития общества. Эти модели и нормы отражают концентрированный  опыт жизнедеятельности этноса, который  обеспечивает рациональное использование  энергетики природно-климатических  факторов и социального взаимодействия в конкретных геополитических условиях. Эти нормы поведения воспринимаются обществом как сумма житейских  правил, обязательных для исполнения среди «своих», реализация этих правил обеспечивает эффективность их взаимодействия. На основе архетипов «свой» – «чужой»  формируется система моделей  конструктивного взаимодействия «своих», которая в силу исторического  опыта не требует доказательства своей эффективности и реализуется  инстинктивно, естественно, без осознания  причинно-следственных связей. На базе этих моделей возникают и развиваются  ценностно-ориентирующие структуры, функция которых заключается  в формировании мотивов, стимулов и  ценностей, побуждающих субъекта к  конструктивному взаимодействию со «своими» и неприятию «чужих».

Национальный  характер – это исторически сложившаяся  совокупность инстинктивных моделей  взаимодействия членов этноса, обеспечивающая выживание и развитие в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Естественно-природные  предпосылки политической культуры формируются независимо от воли и  сознания субъектов политики на основе инстинктивных моделей жизнедеятельности  национального характера. Эти модели отражают многовековой опыт рационального  использования энергетического  потенциала социального взаимодействия в конкретных природно-климатических условиях жизнедеятельности.

Социально-экономические  предпосылки политической культуры формируются на основе осознания  различными группами общества необходимости  оптимизации своего взаимодействия, чтобы повысить эффективность национального  производства, его конкурентоспособность, уровень и качество жизни граждан. Реальность социально-экономических  отношений различных групп общества отражается в политическом сознании общества.

Функциональная  роль политического сознания заключается  в осмыслении процессов и противоречий взаимодействия между субъектами политики и власти, между субъектами и объектами  власти. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического  взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности  и развития общества, реализации конкретного  минимума прав человека. Политическое сознание как устойчивая совокупность мнений и суждений ориентирует граждан  на решение целого ряда вопросов, например, таких: а) какой должна быть власть?; б) какие у нее должны были быть цели?; в) какой власти следует подчиняться?; какую можно игнорировать?; против какой необходима борьба?

Структура политического  сознания дифференцируется по уровню осознания субъектами своих интересов  и их представления о своих  возможностях влиять на политику для  защиты и реализации своих частных интересов.

Уровень инстинктивного сознания характеризуется тем, что  его представители – массы  – не понимают роли политики как  системы защиты их интересов. Носители инстинктивного сознания всю полноту  власти склонны делегировать традиционным политическим элитам, в условиях кризиса  – авторитарному субъекту власти. Они не способны дать оценку деятельности субъектов политики и власти, а  также средств и методов их достижения в зависимости от реальных интересов. Отношение масс к политическим событиям определяется традиционно–стереотипными  моделями взаимодействия человека и власти.

Уровень обыденного политического сознания характеризуется  тем, что его представители –  средние слои - рассматривают политику как механизм защиты своих частных  интересов сегодняшнего дня. Субъекты обыденного сознания осознают причинно-следственные связи своих материальных интересов  в политике, но не способны к их анализу  и к прогнозу развития событий. Все  то, что выходит за рамки практического  опыта субъекта или его окружения, они либо отвергают, либо воспринимают на веру. Их политические позиции по общим мировоззренческим проблемам  легко меняются в зависимости  от практических потребностей носителей  обыденного политического сознания. Например, представители крупного бизнеса  участвуют в деятельности всех фракций  Государственной думы, независимо от идеологических лозунгов и программ той или иной партии.

Уровень идеологического  сознания характеризуется тем, что  его представители – элиты  – рассматривают политику как  механизм доступа к ресурсам общества и использования их в стратегической перспективе. Субъекты идеологического  сознания – элиты – разрабатывают  свои идеологии – теоретические  модели функционирования и развития общества, основанные на приоритете частных  интересов конкретной группы. Они  осознанно ведут борьбу за власть с тем, чтобы реализовать свой частный интерес, представляя его как общий интерес социума.

Взаимодействие  уровней политического сознания определяется спецификой их функций. Политические элиты разрабатывают конкурирующие  идеологические модели развития общества, каждая из которых отстаивает приоритет  частных интересов конкретных элит, связанных со своими секторами производства. Например, идеологическая модель государства  в период правления Ельцина обеспечивала приоритет сырьевого и финансово-кредитного секторов. В период правления В.В. Путина приоритетным сектором стала  металлургия, строительство и отрасли, связанные с машиностроением. Исходя из практических интересов, субъекты обыденного сознания – средние слои – оценивают  и выбирают ту или иную идеологическую модель в качестве правящей, а также критикуют и корректируют процесс ее реализации. Инстинктивное сознание активизирует массы в стихийной поддержке или сопротивлении правящей идеологии. Например, инстинктивная потребность в национальном освобождении стимулирует стихийное сопротивление масс оккупантам. Инстинктивная потребность в национальной самодостаточности активизирует массы в стихийной поддержке своей этнической власти.

Смена идеологий  отражает процесс поиска такой модели общественного развития, в которой  субъекты всех уровней политического  сознания могли бы оптимизировать свое взаимодействие в процессе развития национального производства, повышения  уровня и качества жизни его участников. Социально-экономической предпосылкой политической культуры является необходимость  согласования интересов субъектов  производства в точке созидания  общественно значимых ценностей  на основе их социально-справедливого распределения.

Политическая  культура общества – это согласование интересов элит, средних слоев  и массы в процессе созидания  посредством системы распределения, обеспечивающего стимулирование созидательной  активности каждого. Оптимальное совпадение ценностных ориентаций субъектов всех уровней политического сознания в процессе созидания образует сферу  действия политической культуры. Ее формирование обусловлено потребностью общества в максимальной эффективности использования  национальных ресурсов. С точки зрения синергетики политическая культура – это способ оптимизации использования  энергетического потенциала личности в системе социально-экономических отношений.

§ 6.2. Типы, сущность и принципы политической культуры

Первоначально политическая культура рассматривалась  как совокупность устойчивых черт национального  характера, национальных моделей политического  сознания и поведения человека. Простое  наблюдение фиксировало национальные различия в политическом поведении, нормах, ценностях, идеалах. Например, англичане отличаются особыми требованиями к личной порядочности политиков  и строгому соблюдению процедурных  норм функционирования власти; испанцы  склонны к поддержке эмоциональных, нестандартных политических действий политиков; немцы отличаются подчеркнутым уважением к субъектам государственной  власти. Иностранные авторы, писавшие о России, часто характеризовали  политическое сознание русских как  рабское. Однако исторический опыт показал  следующие недостатки данного подхода: а) в определенные периоды развития той или иной страны эти модели не работают; б) исходя из национальной модели невозможно объяснить закономерности развития культуры и ее интеграционные процессы.

Поиск общечеловеческого, интеграционного содержания политической культуры для выявления закономерности и перспективы развития национальных государств и мировых систем был  осуществлен в США. Американский политолог Т. Алмонд, внесший существенный вклад в изучение данного явления, определил политическую культуру как совокупность индивидуальных позиций, как ориентацию участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Общечеловеческое содержание политической культуры Алмонд выясняет через типы политических культур, в основе которых находится развитие политической активности личности. В соответствии с этим принципом выделяются следующие типы.

1.    Патриархальный – характеризуется отсутствием у подданных интереса к политике, политика растворяется в этнических, религиозных, культурных сферах.

2.    Подданнический – характеризуется сильной ориентацией на подчинение власти при слабой ориентации на активное участие в политике.

3.    Гражданский (промежуточный) – совмещает в себе в определенном соотношении характеристики второго и четвертого типов.

4.    Активистский – граждане участвуют в политике для защиты своих интересов (это характерно для англосаксонских стран).

Недостатками  данного подхода являются: а) отсутствие критерия культуры; б) игнорирование  факта, что активность граждан может  быть разрушительной; в) не учитывается  необходимость индивидуального  всестороннего развития личности посредством созидания.

Сущность  и принципы политической культуры

Для определения сущности политической культуры необходимо проанализировать содержание основного понятия «культура». Из множества определений культуры наиболее приемлемым является понимание  культуры как исторически конкретной меры реализации творческих сил и  способностей человека посредством  созидания общественно значимых ценностей. В данном определении  заложены основные аспекты понятия  «культура»: а) результаты деятельности, созданные общественно значимые ценности; б) навыки, опыт, квалификация, требующиеся для созидания; в) условия, в которых личность может реализовать себя при создании ценностей.

Анализ культуры как исторически конкретной меры предполагает рассматривать ее в  качестве стихийно сложившихся норм, образцов, идеалов созидания ценностей. Все, что не соответствует нормам созидания, не является культурой. Все, что разрушает творческий потенциал  человека и созданные им ценности, является анти-культурным. Функциональная роль культуры заключается в росте эффективности реализации энергетики человека посредством созидания общественно значимых ценностей.

Исходя из вышесказанного необходимо дать альтернативное определение. Политическая культура – это осознанная деятельность граждан, направленная на создание благоприятных условий для творческой самореализации каждого посредством созидания общественно значимых ценностей. Основными принципами политической культуры являются:

1). поиск вариантов естественной гармонизации частных интересов в рамках общего. Достигнуть согласия частных интересов возможно только в сфере созидания – производства общественно значимых ценностей;

2). создание условий, максимально стимулирующих созидательную активность человека при адекватном вознаграждении за его деятельность;

3). поиск согласия и компромисса как основы социального взаимодействия конкурирующих субъектов производства и политики;

4). рост образования и культуры граждан как определяющей силы цивилизационного развития общества;

5). последовательное расширение сферы действия представительной власти, самоуправления, личной свободы граждан в зависимости от степени осознания ими личной ответственности за целостность и развитие общества.

Критерием реализации политической культуры является уровень  реализации прав человека, рост уровня качества жизни граждан.

§ 6.3. Роль политической культуры в развитии общества

Роль  политической культуры заключается  в способности граждан сделать  осознанный и ответственный выбор  методов развития общества; политической силы, управляющей этим развитием; идеологической модели развития данного общества. Выбор гражданина осуществляется в  соответствии с его частным интересом. Столкновение частных интересов  и поиск вариантов их согласования дает возможность сделать грамотный  выбор для обеспечения развития общества, роста уровня и качества жизни граждан.

Информация о работе Политическая культура