Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:02, лекция

Описание работы

Функциональная роль политического сознания заключается в осмыслении процессов и противоречий взаимодействия между субъектами политики и власти, между субъектами и объектами власти. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного минимума прав человека. Политическое сознание как устойчивая совокупность мнений и суждений ориентирует граждан на решение целого ряда вопросов

Файлы: 1 файл

Политическая культура.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

1. Выбор методов  развития. Условно можно выделить два метода.

а) Метод  радикального развития основан на структурных  преобразованиях общества в кратчайшие сроки посредством энергии и  волеизъявления доминирующего субъекта политики и власти. Достоинства: быстрое  получение результатов. Недостатки: раскол общества на победителей и  побежденных, повышение значения аппарата принуждения, резкое сужение возможностей развития общества.

б) Метод  цивилизационного развития основан  на естественно-историческом и культурном развитии человека. Прогресс общества должен осуществляться совокупными усилиями всех граждан, а не только деятельностью правящей элиты. Раскол общества является губительным для его развития, т.к. переводит энергию созидания в энергию разрушения. Недостатки: требует высокой политической культуры правящей элиты; замедленность преобразований; результаты ощущаются только в отдаленном будущем. Достоинства: стабильность в развитии, максимальное использование потенциала созидания граждан.

Выбор обществом  того или иного метода определяется: а) уровнем развития производства и  разделения труда; б) историко-политическим и культурным опытом народа; в) соотношением политических сил; г) степенью остроты  кризиса. Чем острее кризис, тем сильнее  потребность в радикальных методах.

2. Выбор политической  силы, управляющей развитием общества. Условно выделяются следующие группы сил.

Правые политические силы подчеркивают приоритет интересов  экономически и политически господствующих групп, занятых в системах управления. Достоинства деятельности правых политических сил в следующем: а) обеспечивают естественность развития общества; б) создают культурный слой управленцев  из элитных групп; в) придерживаются традиционных методов и способов управления. Недостатки деятельности: а) элита, слишком долго находящаяся  у власти, теряет способность к  управлению, превращаясь в касту; б) слабо используется творческий потенциал  массы в процессе созидания ценностей; в) различие в уровне доходов сверхбогатых и больших масс бедных стимулирует  развитие социально-политических конфликтов.

Граждане  избирают представителей правых сил  как субъектов власти, когда считают, что традиционные элиты обеспечат  испытанными способами стабильность и развитие общества, реализацию гражданских прав человека.

Левые политические силы выделяются на основе признания  необходимости приоритетной защиты интересов тех, кто непосредственно  создает ценности, необходимые для  жизнедеятельности общества. Достоинства  деятельности левых сил: а) повышение  уровня и качества жизни за счет реализации естественных прав рядовых  граждан; б) создание системы возможностей самореализации представителей масс; в) поиски новых методов и моделей  самоуправления общества, основанных на привлечении масс к управлению. Недостатки деятельности левых сил: а) разрушается культурный слой подготовленных управленцев; б) снижается общая  культура управления (за исключением  сфер реализации естественных прав человека); в) в политической жизни страны могут  быть использованы традиции грубого  коллективизма, уравнительности и насилия.

Граждане  предпочитают представителей левых  сил в качестве субъектов власти, когда считают, что необходимо сменить  правящую элиту и привлечь массы  к участию в управлении, чтобы  повысить уровень и качество их жизни.

3. Выбор идеологической модели развития.

В обществе личной зависимости выбор  модели доверяется доминирующему субъекту власти при условии сохранения традиционных основ жизнедеятельности общества. В обществе экономической зависимости  модель оценивается по следующим показателям:

а) способности  обеспечить стабильное развитие производства, общества на основе поиска естественных вариантов согласования частных  интересов в рамках общего посредством созидания ценностей;

б) способности  обеспечить преемственность в развитии общества путем воспроизводства  наиболее ценного из историко-культурного  опыта народа, привнесения и адаптации  наиболее ценного из мирового опыта;

в) возможности  адекватно выразить идеалы, ценности и возможности народа в процессе созидания;

г) последовательности развития навыков самоуправления, личной свободы граждан и ответственности за нее.

д) росту  уровня и качества жизни, расширению степени защиты прав человека.

§ 6.4. Политическая культура России

Политическая  культура России развивается на основе национального характера, включает в себя все то, что способствует оптимизации процесса созидания. Истоки национального характера заложены в многовековом опыте народа, живущего в условиях резко континентального климата, малоплодородных почв, громадного пространства, враждебного геополитического окружения. Соответственно Россия –  это зона постоянных военных конфликтов, постоянной борьбы за выживание. Поэтому  в структурах национального характера  россиян и политической культуре граждан заложена приоритетность общего интереса над частным. Эта приоритетность обеспечивала выживание русского народа и его развитие, но в то же время  заложила противоречие между ориентацией на общий интерес и потребностью личности в индивидуальной, свободной самореализации. Отсюда вытекают основные противоречия политической культуры России. Элиты, как правило, ориентированы на западный вариант развития, т.к. он дает им больше возможностей для самореализации. Массы преимущественно ориентированы на восточный тип развития как способ гарантированной реализации естественных прав человека.

Основные  черты политической культуры России

1. Интересы  государства или правящей элиты  доминируют над частными интересами граждан.

2. Государство  рассматривается общественностью  как аналог семьи-общины, основанной на кровнородственных связях.

3. Отношения  внутри государства-общины носят  патриархально-семейный характер. Все  являются в той или иной  мере родственниками, Родина –  матерью, глава государства –  отцом народа.

4. Политические  решения в рамках такого общества  принимаются на основе поиска  компромиссного решения в целях  сохранения единства. На этой  основе действовали такие политические  институты, как вече, сельские  сходы, земские и церковные  соборы, Государственная Дума (при Николае II), Советы.

5. Общее политическое  решение носит глобально–интеграционный  и социально справедливый характер (Москва – Третий Рим, коммунизм и т.д.).

6. Общее политическое  решение выполняется всеми. Для  этого государственная власть  может использовать любые средства принуждения.

7. Идеалом  политика является его бескорыстная  преданность общей идее, самоотверженность  и последовательность в ее реализации.

8. В политическом  поведении граждан осуждаются  такие черты, как индивидуализм,  корыстолюбие, тщеславие, безответственность.

Политическая  культура России – это конкретная система взаимодействия ее граждан, основанная на их историческом и культурном опыте и направленная на стимулирование созидательной активности каждого  для обеспечения развития общества, повышения уровня и качества жизни человека.

6. Политическая  культура

Синергетика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных систем эволюционирует по пути превращения биогеохимической энергии в энергию культуры. Появление политики является отражением роста значения культуры как основы принятия эффективных управленческих решений. В этом контексте политическая культура представляет собой такой уровень принятия управленческих решений, который обеспечивает устойчивое развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека. Негэнтропийность политической культуры заключается в оптимизации взаимодействия политиков, принимающих адекватные управленческие решения, и граждан, осуществляющих контроль над деятельностью субъектов политики и власти. Способность к принятию адекватных решений определяется: а) особенностями национального характера; б) способностью усваивать инновации; в) способностью создавать условия, в которых личность может свободно реализовать свой творческий потенциал посредством созидания.

Выводы

1. Естественно-природной  предпосылкой политической культуры  является национальный характер, поскольку он формируется независимо  от воли и сознания субъектов  политики в конкретных природно-климатических условиях.

2. Социально-экономической  предпосылкой политической культуры  является потребность экономики  в согласовании интересов элит, средних слоев и массы как  субъектов национального производства  в точке созидания общественно  значимых ценностей на основе  социально справедливого распределения.

3. Политическая  культура – это осознанная деятельность граждан, направленная на создание условий свободного развития личности посредством созидания общественно значимых ценностей.

4. Критерием  реализации политической культуры  является уровень реализации  прав человека, рост уровня и качества жизни граждан.

5. Роль политической  культуры заключается в способности  граждан сделать осознанный и  ответственный выбор методов  развития общества; политической  силы, управляющей этим развитием;  идеологической модели развития данного общества.

6. Политическая  культура России – это конкретная  система взаимодействия ее граждан,  основанная на их историческом  и культурном опыте и направленная  на стимулирование созидательной  активности каждого для обеспечения  развития общества, повышения уровня  и качества жизни человека.


Информация о работе Политическая культура