Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:02, лекция
Функциональная роль политического сознания заключается в осмыслении процессов и противоречий взаимодействия между субъектами политики и власти, между субъектами и объектами власти. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного минимума прав человека. Политическое сознание как устойчивая совокупность мнений и суждений ориентирует граждан на решение целого ряда вопросов
1. Выбор методов развития. Условно можно выделить два метода.
а) Метод радикального развития основан на структурных преобразованиях общества в кратчайшие сроки посредством энергии и волеизъявления доминирующего субъекта политики и власти. Достоинства: быстрое получение результатов. Недостатки: раскол общества на победителей и побежденных, повышение значения аппарата принуждения, резкое сужение возможностей развития общества.
б) Метод цивилизационного развития основан на естественно-историческом и культурном развитии человека. Прогресс общества должен осуществляться совокупными усилиями всех граждан, а не только деятельностью правящей элиты. Раскол общества является губительным для его развития, т.к. переводит энергию созидания в энергию разрушения. Недостатки: требует высокой политической культуры правящей элиты; замедленность преобразований; результаты ощущаются только в отдаленном будущем. Достоинства: стабильность в развитии, максимальное использование потенциала созидания граждан.
Выбор обществом того или иного метода определяется: а) уровнем развития производства и разделения труда; б) историко-политическим и культурным опытом народа; в) соотношением политических сил; г) степенью остроты кризиса. Чем острее кризис, тем сильнее потребность в радикальных методах.
2. Выбор политической
силы, управляющей развитием
Правые политические силы подчеркивают приоритет интересов экономически и политически господствующих групп, занятых в системах управления. Достоинства деятельности правых политических сил в следующем: а) обеспечивают естественность развития общества; б) создают культурный слой управленцев из элитных групп; в) придерживаются традиционных методов и способов управления. Недостатки деятельности: а) элита, слишком долго находящаяся у власти, теряет способность к управлению, превращаясь в касту; б) слабо используется творческий потенциал массы в процессе созидания ценностей; в) различие в уровне доходов сверхбогатых и больших масс бедных стимулирует развитие социально-политических конфликтов.
Граждане
избирают представителей правых сил
как субъектов власти, когда считают,
что традиционные элиты обеспечат
испытанными способами
Левые политические силы выделяются на основе признания необходимости приоритетной защиты интересов тех, кто непосредственно создает ценности, необходимые для жизнедеятельности общества. Достоинства деятельности левых сил: а) повышение уровня и качества жизни за счет реализации естественных прав рядовых граждан; б) создание системы возможностей самореализации представителей масс; в) поиски новых методов и моделей самоуправления общества, основанных на привлечении масс к управлению. Недостатки деятельности левых сил: а) разрушается культурный слой подготовленных управленцев; б) снижается общая культура управления (за исключением сфер реализации естественных прав человека); в) в политической жизни страны могут быть использованы традиции грубого коллективизма, уравнительности и насилия.
Граждане предпочитают представителей левых сил в качестве субъектов власти, когда считают, что необходимо сменить правящую элиту и привлечь массы к участию в управлении, чтобы повысить уровень и качество их жизни.
3. Выбор идеологической модели развития.
В
обществе личной зависимости выбор
модели доверяется доминирующему субъекту
власти при условии сохранения традиционных
основ жизнедеятельности
а) способности обеспечить стабильное развитие производства, общества на основе поиска естественных вариантов согласования частных интересов в рамках общего посредством созидания ценностей;
б) способности обеспечить преемственность в развитии общества путем воспроизводства наиболее ценного из историко-культурного опыта народа, привнесения и адаптации наиболее ценного из мирового опыта;
в) возможности адекватно выразить идеалы, ценности и возможности народа в процессе созидания;
г) последовательности развития навыков самоуправления, личной свободы граждан и ответственности за нее.
д) росту уровня и качества жизни, расширению степени защиты прав человека.
§ 6.4. Политическая культура России
Политическая
культура России развивается на основе
национального характера, включает
в себя все то, что способствует
оптимизации процесса созидания. Истоки
национального характера
Основные черты политической культуры России
1. Интересы
государства или правящей
2. Государство
рассматривается
3. Отношения
внутри государства-общины
4. Политические
решения в рамках такого
5. Общее политическое
решение носит глобально–
6. Общее политическое
решение выполняется всеми.
7. Идеалом
политика является его
8. В политическом
поведении граждан осуждаются
такие черты, как
Политическая культура России – это конкретная система взаимодействия ее граждан, основанная на их историческом и культурном опыте и направленная на стимулирование созидательной активности каждого для обеспечения развития общества, повышения уровня и качества жизни человека.
6. Политическая культура
Синергетика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных систем эволюционирует по пути превращения биогеохимической энергии в энергию культуры. Появление политики является отражением роста значения культуры как основы принятия эффективных управленческих решений. В этом контексте политическая культура представляет собой такой уровень принятия управленческих решений, который обеспечивает устойчивое развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека. Негэнтропийность политической культуры заключается в оптимизации взаимодействия политиков, принимающих адекватные управленческие решения, и граждан, осуществляющих контроль над деятельностью субъектов политики и власти. Способность к принятию адекватных решений определяется: а) особенностями национального характера; б) способностью усваивать инновации; в) способностью создавать условия, в которых личность может свободно реализовать свой творческий потенциал посредством созидания.
Выводы
1. Естественно-природной
предпосылкой политической
2. Социально-экономической
предпосылкой политической
3. Политическая культура – это осознанная деятельность граждан, направленная на создание условий свободного развития личности посредством созидания общественно значимых ценностей.
4. Критерием
реализации политической
5. Роль политической
культуры заключается в
6. Политическая
культура России – это