Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:36, лекция

Описание работы

Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом. Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Файлы: 1 файл

Политилогия Семинар №6.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

Семинар 6

1


Политическая культура

Термин «политическая  культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем  И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория  политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом. Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и образцов их политического поведения. В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitive – познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества. Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества политические ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально-психологический компонент – это чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д. Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу политических представлений, ценностей и эмоциональных состояний в плоскость их практической реализации. Политическая культура выполняет определенные функции: Интеграционная функция политической культуры проявляется в том, что посредством общих для всех субъектов политики стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое, поддерживается устойчивость общества и его динамичное развитие. Коммуникативная функция политической культуры выражается в том, что посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений. Регулятивная функция политической культуры состоит в том, что благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений. Политическая социализация есть процесс усвоения индивидами знаний и навыков, необходимых им для успешной деятельности в рамках различных общественных институтов. Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия. 
 

2


Объекты , факторы, условия политической социализации

Уровень политической культуры определяется в процессе политического  становления личности. Практически  в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе  ценностей, приемлемым формам политического  поведения.

Если социализация вообще представляет собой процесс  усвоения индивидом определенной системы  знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и  к формам общественной деятельности.

Существуют различные  трактовки процесса социализации:

  • процесс развития личного контроля;
  • результат межличностного общения;
  • ролевая тренировка;
  • социальное научение.

Одна из наиболее распространенных трактовок состоит  в понимании социализации как  процесса развитияличного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующим его биологические (сексуальные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности.

В западной политологии  на основе характера политических ценностей  и норм, предписывающих индивидам  определенные образцы политического поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Считается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь;

плюралистический  тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материковой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т.д.). Консолидированная демократия в рамках этого типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности;

конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных культур и властью. Значительная культурная неоднородность является основной причиной высокой степени политического насилия в этих обществах. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур;

гегемонистский  тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии 
(например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.

Необходимо иметь  в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические  цели и ценности, к которым  стремится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления  о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение  индивида к окружающей среде  и политической системе;

4) вырабатывает определенное  отношение к политической символике;

5) формирует способности  к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения  и отношения, являющиеся «кодом»  политической жизни.

Выделяются различные  типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и  установок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько  этапов.

На первом из них  – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе  – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют  между собой несколько субъектов: социализант,или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).

Агентуры могут  быть специальными (органы государства, политическое образование в учебных  заведениях, политические партии, средства массовой информации, их цель – социализировать  личность политически) и неспециальными (семья, школа, окружение, которые не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида).

Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:

    • внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);
    • социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);
    • биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. В России серьезной проблемой  стало отсутствие преемственности  в передаче опыта политического  участия. Старые модели политического  поведения и участия зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, возможностей адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо создание новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения их предшественников.

3


Политическое поведение

Политическое поведение  — это качественная характеристика политической деятельности и политического  участия; это го, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение всех этих субъектов политики неоднозначно: одни спокойно дремлют в депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону и т. д.

По-разному ведут  себя и участники политического  события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи — спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в  действиях субъектов и участников политики подпадают под определение  «политическое поведение». Иными  словами, все описанные субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют  в политическом событии, но каждый ведет  себя по - разному. Следовательно, политическое поведение — это способ проявления политического участия и политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-объективные отношения, это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане субъективно-объективные отношения т. е. отношения, обусловленные видом деятельности.

Политическое поведение  индивида (группы) может зависеть от многих факторов. К их числу относятся:

• индивидуальные эмоционально-психологические  качества субъекта или участника  политического процесса. Например, В. В. Жириновского характеризуют эмоциональность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина — рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешние спокойствие;

• личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника  в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

• адаптивное поведение  — поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным  условиям политической жизни;

• ситуативное поведение  — это поведение, обусловленное  конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;

• поведение, обусловленное  моральными принципами и нравственными  ценностями политического актора;

Информация о работе Политическая культура