Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:36, лекция
Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом. Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
• компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть компетенции заключается в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их применять;
• поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);
• насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.
На характер поведения
значительное влияние оказывает
мотивация и степень
4
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Политическая идеология
Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.
Из определения политической идеологии
следует, что в любом случае она
является разновидностью корпоративного
сознания, отражающей сугубо групповую
точку зрения на ход политического
и социального развития, отличающейся
склонностью к духовному
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).
Различают следующие уровни политической идеологии:
- теоретико-
класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
- программно-
- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.
Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:
- либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;
- консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;
- социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.
Видную роль в современном мире
играют также национальные идеологии,
правый неоконсерватизм
5
Современные политические идеологии | |||
Идеология |
Основные идеи |
Главные ценности |
Современное состояние |
Либеральная |
Свободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности. |
Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова. |
Стала неолиберализмом, признавшим
необходимость участия |
Консервативная |
Незыблемость естественным образом сложившихся порядков. |
Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль. |
Стала неоконсерватизмом, сблизившись
с либерализмом и признав свободу
индивида и государственное |
Социал-демократическая |
Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий. |
Свобода, справедливость, солидарность. |
Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию. |
Коммунистическая |
Путь к социализму через
революцию и диктатуру |
Равенство, социальная справедливость. |
Сближение части носителей
этой идеологии с социал- |
Националистическая |
Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям. |
Национальная принадлежность. |
Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства. |
Фашистская |
Оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям. |
Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства. |
Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века. |