Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:49, контрольная работа
Основной целью данной контрольной работы является изучение термина «политическая культура», ее структуры, функций и типологии политической культуры, а также анализ специфики современной российской политической культуры. Для достижения цели работы сформулируем ряд задач:
- дать определение понятию «политическая культура»;
- выделить основные элементы политической культуры;
- определить основные функции политической культуры;
- определить смысл понятия «политическая субкультура» и выделить основные типы таких субкультур;
- дать подробную характеристику наиболее распространенным моделям типологии политических культур.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, структура и функции политической культуры……………4
2. Типологии политической культуры………………………………….....9
3. Специфика современной российской политической культуры………13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………
Традиционная культура характерна для политически неразвитой среды, где социальные роли еще не специализировались, не распределились между разными субъектами. Люди в таких обществах, по сути, не имеют четких политических ориентаций, отделенных от иных социальных ориентаций. Поэтому представления о политической жизни весьма смутны и неопределенны, а отношение к ней индиффирентно. От политики ничего не ожидают, и интерес к ней отсутствует.
Подданническая политическая культура формируется в условиях феодального общества, в политической структуре которого существует явно выраженная иерархичность, соподчиненность верхних и нижних «этажей» политической власти. Однако и сегодня этот тип вовсе не редок: он образуется, как правило, на основе авторитарных политических режимов. Для этой культуры характерно пассивное отношение к политической системе со стороны граждан, отсутствие их попыток на что-либо реально повлиять или изменить в политике. Подданные знают о существовании специализированных политических институтов, могут их оценивать и ориентироваться в содержании политики в целом, но всерьез интересуются лишь практическими результатами правления политических вождей.
Партисипативная политическая культура соответствует уже модернизировавшемуся обществу с развитой и дифференцированной политической системой. Данный тип культуры отличается высокой заинтересованностью граждан в политике, их стремлением активно участвовать в ней, оказывая реальное влияние на характер решений политической власти. В этом случае возможны ориентации не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности.
Авторы
приведенной типологии
Другой американский политолог В. Розенбаум предложил дифференцировать типы политических культур по иному критерию – степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства. Он выделил:
1) Фрагментированный тип культуры означает отсутствие консенсуса граждан в принятии главных политических ценностей, оценке политических институтов или необходимости их реформирования и т.д. Фрагментируют общество разные социальные разломы: языковые, этнические, религиозные, экономические. И все эти различия отражаются на характере политической жизни – она становится взрывной, нестабильной, изобилующей бескомпромиссными столкновениями. Такой тип культуры, по мнению американского политолога, преобладает в африканских и латиноамериканских странах, хотя его черты можно обнаружить и в таких странах, как Канада, Северная Ирландия, Бельгия.
2) Полярно противоположный тип – интегрированный – отличается высокой степенью согласия граждан в вопросе о базовых ценностях, в представлениях об эффективности функционирования политических институтов, в признании приемлемости различных форм политического участия. В этом случае политическая жизнь стабильна, процедуры урегулирования возникающих политических конфликтов отлажены, политическая активность граждан невысока. В отношениях господствует толерантность, политкорректность, лояльность к существующей политической системе (Англия, США, Скандинавские страны).
Еще одно основание различения типов политической культуры предложил российский исследователь Э.Я. Баталов, в концепции которого рыночная политическая культура противопоставляется этатистской. Рыночная фиксирует проникновение рыночных конкурентных механизмов в политику. Политическая деятельность при этом трактуется как разновидность бизнеса, в котором профессиональные политические умения и навыки представляют собой специфический товар, служащий предметом купли-продажи на своеобразном политическом рынке. Этатистский (государственный) тип культуры предполагает, что жестким стержнем организации политической жизни служит государство, которое считается основополагающей ценностью. Что хорошо для государства, то хорошо и для индивида или группы.
Особым вниманием пользуется сравнительный анализ культур, функционирующих в рамках разных цивилизаций, обобщенно обозначаемых как восточная и западная.
Российский исследователь Ю.В. Ирхин предлагает следующую разработку для условного разграничения западной и восточной политических культур на основе сравнительного подхода:
Запад | Восток |
1. Преимущественно
«партисипативная» модель |
1. Преимущественно «подданническая» политическая культура |
2. Индивид – основной элемент политики. | 2. Общность (семейная, клановая, профессиональная, этническая) – ведущий элемент политики. |
3. Устойчивые
традиции политической |
3. Устойчивые традиции авторитаризма. |
4. Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней. | 4. Индивид пока не приобщился к политике. |
5. Западные
религии формируют открытый |
5. Восточные
религии формируют тип |
6. Преобладание общенациональных интересов. | 6. Первостепенная
роль национально-этнического |
7. Преобладание
модернизма в общей и |
7. Устойчивость традиционной и политической культуры. |
8. Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов, распространения СМИ и усложнения политического развития. | 8. Возрастание
роли политических лидеров в
силу «харизмы», повышения |
9. Наличие
«солидного» среднего класса
и соответствующего его |
9. Резкий «разрыв» между элитами и массами, соответствующий политический менталитет. |
10. «Консенсус» в отношениях государство – гражданское общество. | 10. Особая роль
государства, его приоритеты |
11. Слабое восприятие ценностей восточной политической культуры при усиливающемся интересе к Востоку в целом. | 11. Преломление
западной политической |
Приведенные характеристики демонстрируют весьма существенное несовпадение ценностей, норм и традиций политических культур Запада и Востока. В современном интегрирующемся мире они не могут не соприкасаться. Но предполагаемого и желаемого взаимообогащения разных культур не очень-то получается. Экспансионистская культура Запада постоянно сталкивается с «непроницаемостью» восточных культур, с явно выраженным нежеланием «обогащаться» западными ценностями. Правда, есть примеры и иного рода. Японии, Южной Корее, Сингапуру и некоторым другим странам удалось найти вполне приемлемое сочетание использования политических институтов западного образца и сохранения традиционных для этих стран культурных ценностей.
Проблема
расхождения политических культур
западного и восточного типов
имеет важное значение и для России,
исторически формировавшейся на стыке
двух цивилизаций.
3. Специфика современной российской политической культуры
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
-ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма;
-внутренний
раскол политической культуры, выражающийся,
в частности, в преобладании
ценностей патриархально-
-персонализированное восприятие власти;
-недопонимание, недооценка роли представительных органов власти;
-непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.
При наличии сильной власти можно говорить о стабильности Российского государства и общества. Политическим достижением московских князей специалисты считают их отказ от принципа наследования верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси. Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позволял создать сильное государство. Большевистская диктатура, в сущности, соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей. Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти.
Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петровские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа субкультур. Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке.
Раскол общества на две основные субкультуры: «склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя аристократию, чиновничество, дворянство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характерное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.
Задача формирования современного гражданского общества в России предполагает, прежде всего, преодоление данного раскола и формирование более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.
Также одна из проблем эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна построить устойчивую демократическую систему. Причем следует иметь в виду, что демократия не сводится к регулярным выборам, многопартийности, парламентаризму и т. п. — эти внешние атрибуты имели и многие диктатуры. С другой стороны, развитие рыночных отношений и внедрение частной собственности отнюдь не гарантирует автоматически политическую демократию.
Сложность нашего положения заключается в том, что демократические идеи в России не имеют глубоких корней. Октябрьская революция 1917 года прервала процесс медленного вызревания в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей.
Другая
проблема заключается в следующем:
можно ли добиться в России цивилизованных
и органичных отношений между человеком
и государством, при которых граждане
смогли бы действенно влиять на политику
властей и государство было бы не самодовлеющей
бюрократической корпорацией или инструментом
удовлетворения каких-либо эгоистических
интересов, а проводником и защитником
общего блага, совокупностью институтов,
обеспечивающих обществу благоприятные
возможности развития? Окончательный
ответ на этот вопрос, конечно, может дать
только сама жизнь.
Заключение
Политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов: познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий, ценностные отношения.
Политической культуре свойственны следующие функции: функция идентификации, функция ориентации, функция адаптации, функция социализации, функция интеграции, функция коммуникации.
Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом. Важнейшие виды политической субкультуры: а) социально-классовые б) национально-этнические в) религиозные г) региональные д) поколенческие.
Среди наиболее распространенных моделей типологизации политических культур: 1) традиционный, подданнический и партисипативный типы; 2) фрагментированный и интегрированный типы; 3) этатистский и рыночный типы; 4) западный и восточный типы.
Задача формирования современного
гражданского общества в России
предполагает, прежде всего, формирование
более однородной по своим
основным характеристикам гражданской
политической культуры.
Список использованной литературы
1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебное пособие / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 1997.
2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебное пособие / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. – Ростов на Дону: Феникс, 1996.
3. Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура России: Учебное пособие / А.В. Каменец. – М.: Брандес, 1997.
4. Пивоваров
Ю.С. Русская политика в ее
историческом и культурном
5. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.: Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. Политология:
учебное пособие для
8. Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в
политологию: Уче6бное пособие.