Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:48, реферат
Политическая культура общества представляет собой структурно сложное и динамичное явление, отражающее воздействие множества различных факторов объективного и субъективного характера. Она развивается постоянно и непрерывно по мере накопления обществом исторического опыта.
Введение. 2
1. Понятие политическая культуры. 4
2. Политическая культура в России и проблемы ее формирования. 9
2.1 Исторические предпосылки и современная политическая культура в России 9
2.2 Проблемы формирования политической культуры в России 14
2.3 Роль институтов в формировании политической культуры 16
3. Заключение. 20
4. Использованная литература 21
Русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Отсюда конфликтность государственного сознания русского человека, с одной стороны, и неприятие власти - с другой. Эта особенность приобрела свои крайние формы в советский период. Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью. Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры.
Н.А.Бердяев писал: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время – «Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством…».
Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны - частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой - соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. Развитие торговли, товарно-денежных отношений, частной инициативы, частной собственности, не будучи дополнено массовым распространением соответствующих ценностей, порождало и накапливало в обществе скрытое ощущение неудовлетворенности, усиливало массовое негативное отношение к подобным переменам.
Таковы характеристики российской политической культуры, заданные геополитической и исторической спецификой России и определяющие в значительной мере ее своеобразие и сегодня, в конце XX столетия. Вместе с тем на содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества главное влияние оказывают те процессы, которые происходят в нем сегодня:
радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из Ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
наконец, расширение информации и на ее основе переоценка уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи[3] выделяют следующие:
ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
индифферентное отношение к политическому участию;
персонализированное восприятие власти;
предрасположенность к конформизму;
неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
подданническое отношение к власти;
правовой нигилизм;
нетерпимость к другим мнениям, принципам;
некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.
Такая специфика порождает определенные проблемы в формировании политической культуры современной России. Во-первых, многочисленные политические субкультуры современной России никак не могут прийти к согласию или полному консенсусу относительно базовых политических ценностей, идеалов и целей всего общества. Эта ситуация характеризуется тем, что представители старшего поколения отдают свои предпочтения как к материальным, так и к социалистическим ценностям. Тогда как представители среднего поколения, также учитывая приоритет материальных ценностей, вместе с тем имеют неоднозначное отношение к социалистическому прошлому. Более сложная ситуация с молодым поколением, представители которого, не отказываясь от материальных благ, одновременно немаловажное значение отдают нематериальным ценностям (принципу свободы слова, индивидуализму, возможности самореализации и так далее). Такая разобщённость во взглядах, по сути дела, формирует повышенную конфликтность и социальную напряжённость, обусловливающие, в свою очередь, политическую нестабильность в обществе.
Во-вторых, помимо конфликта различных политических субкультур можно также с уверенностью говорить о том, что в современных условиях в России ведётся иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических тенденций (по линиям: демократизм-авторитаризм,
централизация-регионализация), а в различных политических движениях, организациях продолжает играть существенную роль своеобразный культ борьбы, который был присущ советскому тоталитарному прошлому. Всё это может означать то, что, с одной стороны, такая конфликтность
является закономерностью, потому что процессы перестройки сознания, ценностных ориентации, стандартов политического поведения не только отличаются наибольшим консерватизмом, но и при этом они постепенно развиваются через механизмы смены поколений, а, с другой стороны,
совершенно очевидно, что раскол в российском обществе до сих пор не прёодолён и когда это случится - очень трудно спрогнозировать.
В-третьих, политическая культура современной России характеризуется крайне низкой степенью доверия населения к государственным институтам власти. На такое отношение граждан к властным структурам в нашей стране огромное влияние оказывает длительное отчуждение населения от властных ресурсов, вообще, от процесса принятия политических решений, а также так называемая псевдореальная активность граждан. Иначе говоря, всё это можно объединить в одну причину: нашей стране свойственна низкая степень участия населения в институтах гражданского общества. Эти пробелы, как правило, замещались сильными эмоциями и теми чувствами, которые выплескивали люди на различных стачках, митингах и съездах.
В-четвёртых, в современном российском обществе отсутствуют фундаментальные и общепринятые политические ценности, а, следовательно, и единая (стандартная) модель политической социализации, основной задачей которой является формирование устойчивых ценностных воззрений и взглядов, а также самостоятельного и ответственного субъекта политики на
основе свободного выбора им политических ориентиров. Иначе говоря, политическая социализация должна не только воспроизводить фундаментальные и общепринятые политические ценности, но и
транслировать их большинству населения. Сегодня отсутствие единой модели политической социализации чаще всего списывают на переходный период, который переживает вся страна и на процессы постепенной смены поколений.
Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.
На формирование такого типа политической культуры современной России оказали влияние различные факторы, которые можно объединить в две группы: внутренние (политические) и внешние (неполитические).
Основной путь формирования политической культуры современной России был обусловлен включённостью людей в политический процесс (внутренние факторы). В котором действует целый ряд различных институтов, среди которых можно выделить: государство, политические партии и движения, церковь, общественные организации, средства массовой информации, предпринимательские (бизнес) круги, научно-образовательные учреждения (интеллигенция), семья, трудовые коллективы, армия и другие.
Можно сказать, что указанные институты в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры страны, определяя основные направления этого процесса.
Государство, играет в формировании политической культуры современной России ведущую роль. Так как именно этот институт, определяя оптимальные модели политического поведения для своих граждан и закрепляя на своей территории, политические и национальные символы, формирует тем самым важнейшие параметры политической культуры.
Таким образом, можно сказать, что современная российская политическая культура в настоящее время остается в той или иной степени "государствоцентрической".
Армия, являясь одним из государственных институтов, также может играть важную роль в процессе формирования политической культуры. В политической культуре современной России армия занимает двойственное положение: с одной стороны, большинство населения России сохранило доверительное отношение к армии, но, с другой, то же население не видит в лице армии политически активного субъекта. В тоже время армия продолжает оставаться одним из институтов поддерживающих действия федеральной власти.
Политические партии и общественные организации. Говоря о влиянии политических партий на процесс формирования политической культуры современной России, можно увидеть несколько характерных противоречий: во-первых, программные документы практически всех
ведущих партий страны содержат в целом много общих тематических и структурных элементов; во-вторых, многие активисты современных российских партий прошли политическую социализацию, главным образом, в органах КПСС, тем самым они принесли свои «старые» политические привычки в новые партийные структуры; в-третьих, малочисленность сильных партий и стремление к широким коалициям как следствие этой тенденции; в-четвёртых, наличие партий, ориентированных
исключительно на лидера, с уходом которого партия, как правило, исчезает; в-пятых, в последнее время все чаще политическая партия рассматривается в качестве органа, лишенного каких-либо идеологических установок и основ. Но, самое главное из того, что сдерживает влияние партий на формирование политического сознания граждан, их мышления и образцов поведения является то, что партийная идеология большинства ведущих партий в той или иной степени носит периферийный характер.
Средства массовой информации играют заметную роль в процессе формирования политической культуры современного государства. Особенно, эта роль возрастает в переходные периоды, которые могут переживать различные страны, что является характерным для современной
России. Эффективность средств массовой информации как «строителей» политической культуры проявляется, прежде всего, в том, что они способны психологически воздействовать на огромное количество людей в самые короткие промежутки времени и при этом формировать основные
политико-культурные ценности граждан, а также стереотипы политического поведения.
Церковь принимает активное участие в процессе формирования политической культуры. Во многих западных странах церковь принимает участие в формировании основных моделей политического мышления и поведения граждан. Что касается Русской православной церкви, то она в большей степени отвечает за духовное поведение граждан, чем за формирование моделей политического мышления.
Образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях. Важность данного фактора объясняется тем, что именно в рамках учебных заведений проходит значительная часть политической социализации, целью которой помимо прочего является подробное информирование о
политической системе и её нормах.
Внешние (неполитические) факторы формирования политической культуры современной России связаны, прежде всего, со спецификой исторического развития государства, геополитическим расположением страны и экономическими показателями.
Историческое развитие государства во многом определяет сложившийся тип политической культуры, тем более, если учитывать, что данное развитие включает в себя и политический опыт страны. Характерная особенность исторического фактора проявляется ещё и в том, что он приобретает особое значение в связи с глубокими последствиями: войнами, национально- политическими кризисами и т.п. Исторический опыт России оказывает активное влияние на формирование как позитивных, так и негативных черт политической культуры современной России.
Геополитическое расположение государства в некоторых случаях также имеет важное значение для процесса формирования политической культуры. Политическая культура современной России, также как и советская политическая культура нашей страны отличаются определённой закрытостью. Причины этого, возможно, кроются в перманентных угрозах целостности страны на протяжении всей её истории (в том числе в период существования современной России). Таким образом, геополитическое расположение того или иного государства формирует в его политической культуре либо открытость, либо определённые закрытые черты.
Экономические факторы также могут играть особую роль в формировании политической культуры. В частности, на уровень политической культуры современной России могут оказывать влияние: экономико-финансовый климат в стране, действующее законодательство регулирующие экономические отношения, наличие среднего класса, его экономическое влияние, наличие в стране определённых природных ресурсов и т.д.
Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня.