Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Содержание работы

1. Сущность, структура и функции политической культуры
2. Типологии политической культуры
3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                          

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «Политология»

на  тему: «Политическая  культура»

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

 

Содержание

План……………………………………………………………………………2

1. Сущность, структура   и функции политической культуры  ……………...3

2. Типологии политической  культуры ………………………………….……7

3. Проанализируйте специфику  современной российской политической  культуры………………………………………………………………………13

Список  литературы………………………………………………………..…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, структура  и функции политической  культуры.

        Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

        Политическая  культура в определенном смысле  устанавливает некие рамки, в  которых члены общества приемлют  существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее. Она также способствует  формированию определенных типов поведения, придает ему определенную направленность в тенденции.

        Анализ  состояния политической культуры  позволяет, например, объяснить,  почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

         Политическая культура представляет  собой сложное явление, состоящее  из комплекса взаимосвязанных  элементов. Некоторые из них:

  • ценностно-нормативный – политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
  • познавательный – политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;
  • оценочный – отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;
  • установочный  – устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;1

1.Глебова И. И. Политическая  культура России: образцы прошлого  и современность. – М.: Наука, 2006.- 124с.

  • поведенческий – готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости – участие в соответствующих действиях.

         То есть политическая культура является ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство населения. В системе ценностей и установок политической культуры центральное место занимают те, которые способствуют формированию и сохранению политической системы.

         Связующими элементами политической  культуры являются национально-государственные  символы и идеалы. Символ –  это художественный образ, воплощающий  в себе какую-либо идею. К ним  относятся флаги, гербы, гимны,  конституции, праздники, денежные знаки.

         Политическая культура выполняет  следующие социальные и политические  функции в обществе:

  • ценностно-нормативную – создание общих «правил игры» в политической сфере общества;
  • идентификации и интеграции – понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;
  • нормативно-регулятивную – выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;
  • мотивационную – способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);
  • социализации – усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;
  • коммуникативную – обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

         Помимо общезначимых, универсальных  типов политической культуры складываются и существуют также такие ее образования, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики и которые отличаются специфическими взглядами и предпочтениями людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такие образования, характеризующие процесс усложнения и индивидуализации политической жизни, называются субкультурами.

         Важнейшими видами политической субкультуры являются:

  • социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);
  • национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многофункциональных государствах, исторически формировавшихся путем постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;
  • религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;
  • региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России.
  • поколенческие, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого (в США, например, до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители).

         По мнению известного польского  политолога А. Бондара, ценностные

ориентации человека в политике включают в себя: познавательную ориентацию, т.е. истинные или ложные знания о политических объектах; аффективную ориентацию, эмоционально связывающую человека с политическими явлениями, а также суждения и мнения человека о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев.

Среди этих духовных явлений  центральное положение занимают оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение  к явлениям политики и власти. Наличие  такого рода личностно-смысловых отношений конституирует человека как политического субъекта, осознавшего свой гражданский долг и соединившего внутренне значимые для него идеи (о свободе, справедливости, равенстве и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе. Очевидно, что одно и то же явление, но только осмысленное через разные ценностные отношения, может радикальным образом изменить свое значение и роль в политической жизни. Например, уважительное или пренебрежительное отношение к государственному флагу не только выражает противоположный статус политических символов, но и является содержанием прямо противоположных политических культур. Поэтому и дифференциация ценностных отношений человека (например, к власти, государству, партиям и пр.) характеризует важнейшую структуру политической культуры.

Вместе с тем культурный статус идей отражает не только устойчивость ценностных отношений. Для культуры эти ценностные воззрения важны  не только сами по себе, сколько как  «работающие», т.е. воплощенные в жизни представления. Собственно культурные подход к политическим явлениям и демонстрирует, как цели и принципы, нормы и установки класса (нации, государства)  «растворяются» в политических качествах человека, «умирают» в привычных для него актах мыслительной и практической активности, в предпочитаемых им образцах поведения, в реальных связях с государством и властью. Иначе говоря, специфика политической культуры связана именно с воплощением мировоззренческих ориентаций в типичных для человека поступках.

2. Типологии  политической культуры

         На протяжении развития разнообразных  государств и народов выработано  множество типов политической  культуры, выражающих преобладание  в стиле политического поведения  граждан определенных ценностей  и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии  политических культур могут лежать факторы, отражающие, к примеру, специфику  разнообразных политических систем (Х.Экстайн), стран и регионов (Г.Алмонд, С.Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных – Д.Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р.Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д.Каванах), идеологические различия (Е.Вятр), общекультурные поведенческие особенности человека (М.Даглас), отличия деятельности элитарных и неэлитарных слоев и т.д.

Типы политической культуры могут определяться и иначе. Так, например, можно говорить о рыночной (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатической политической культуре (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида, а также традиционной (соответствующей аграрному этапу развития общества), модернистской (развивающей свои традиции и ценности на основе индустриального способа производства) и постмодернистской (формирующей нормы на основе доминирования постматериальных ценностей, качественного повышения политической роли электронных СМИ и соответствующих им информационных технологий властвования) разновидностях.

Особую известность в  науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выработали три «чистых» типа политической культуры: парохиальный (приходской, местечковый, патриархальный, традиционный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической  системе и значимых для людей ожиданий ее деятельности; подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; партисипаторный (participation – участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и активистские формы участия людей в политике.

Общественно-исторические, национально-культурные, географические, религиозные и иные особенности  формирования и эволюции каждой нации и национального самосознания наложили глубокий отпечаток на содержание и форму ее политической культуры.

Развивая типологию Алмонда, У.Розенбаум выделяет фрагментированные и интегрированные типы политической культуры, между которыми находятся различные модели и промежуточные типы. Фрагментированный тип характеризуется отсутствием консенсуса относительно принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д.

Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического  устройства, преобладанием гражданских  процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).

          По преобладающему механизму  воспроизводства политической жизни  принято выделять рыночную и  этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру.

Информация о работе Политическая культура