Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:12, доклад
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Содержание
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры.
Политическая культура
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Содержание
Термин «политическая
культура» впервые появился
Функции политической культуры
В рамках функциональных
методологических установок
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает
3) коммуникативная (позволяет
4) регулятивная (закрепляет в общественном
сознании необходимые
5) воспитательная (дает возможность
сформировать гражданина, личность
как полноценного субъекта
К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.
Типологии
Наиболее известная типология
политических культур
приходская культура (Parochial)
зависимая культура (Subject)
культура участия (Participant)
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая
культура отличается большей
заинтересованностью в
И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
В русский язык термин «СМИ» пришёл как калька с фр. moyens d’information de masse. Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 1970-х годов, вытесняя тем самым понятие «СМК» (средства массовой коммуникации), введённое исследователями в СССР в 1960-х годах.[источник не указан 165 дней]
К СМИ относятся:
Печатные издания (пресса): газеты, журналы
Электронные СМИ: телевидение, радио, интернет.
С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)
Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Взгляды на политическую систему
Понятие
политической системы носит
Если рассматривать
систему в институциональном
плане, то ее можно свести к совокупности
государственных и
В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый
из названных подходов будет
корректным при условии
В обыденной лексике понятие «идеология» (от греч. «idea» - понятие и «logos» - знание) употребляется для обозначения свода взглядов на реальность, способов ее освоения, трансформации с позиции целей, ценностей, идеалов, принятых различными субъектами социокультурной жизни, начиная с индивида, группы, класса, общества, сообщества и кончая человечеством в целом. Сам термин "идеология" был введен в политический оборот французским философом и экономистом XIX в. А. Дестютом де Траси. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать «естественное происхождение идей» и разоблачать «иллюзорные мысли».
Идеологии, как типу, разновидности тенденциозного, нарочитого, умышленного сознания, по мнению В. В. Ильина, присущи следующие черты:
· спекулятивность – своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от ее интересов. Идеи превращаются в руководящий, направляющий, определяющий относительно действительности параметр;
· иллюзорность – отсутствие рефлексии и понимания реальных источников идей на фоне демонстрации предметов такими, какими они идеологам кажутся. Идеологический процесс есть творение человеческой головы, в корне своем мистифицированный, ложный;
· догматичность;
· апологетичность – неспособная к изменениям, прогрессивной самокоррекции согласно требованиям жизненных реалий идеология является защитницей принятой (заданной) линии, по своей сути она противостоит критицизму и в данном отношении сближается с мифом; процесс идеологического творчества становится процессом производства идеологем, смыкается с мифотворчеством;
· авторитарность – обслуживая частные субъективные интересы, идеология приписывает им всеобщность, выдавая за универсальные;
· репрессивность – подведение явлений
под искусственные доктринальны
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:
· Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);
· Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;
Актуализированный, которые составляют
осознанные гражданами конкретные политические
цели, а также их реализация с
помощью конкретных методов и
действий. Данный уровень может
Ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. При этом, однако, не следует воспринимать идеологию как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу сверху, а скорее как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин. По самому общему определению, идеология- это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.
В рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.
1) Системный подход (Т. Парсонс)
рассматривает идеологию как
важный функциональный элемент
политической системы общества,
а именно, как система ценностей,
определяющая основные
2) Марксистский подход