Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:12, доклад

Описание работы

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Содержание
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры.

Файлы: 1 файл

Политическая культура.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Политическая  культура

 

Политическая культура — часть  общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Содержание 

    Термин «политическая  культура» впервые появился лишь  в XVIII в. в трудах немецкого  философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

    В рамках функциональных  методологических установок принято  выделять ряд функций политической  культуры в обществе.

    Функции политической  культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать  согласия в рамках существующей  политической системы и избранного  обществом политического строя,  объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить  связь между участниками политического  процесса, а также передавать  элементы политической культуры  от поколения к поколению и  накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном  сознании необходимые политические  ценности, установки, мотивы, цели  и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

      К исследованию  политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.

Типологии

    Наиболее известная типология  политических культур принадлежит  Г. Алмонду и С. Верба, которые  выделили три вида политической культуры:

приходская культура (Parochial)

зависимая культура (Subject)

культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется  безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан  на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

   Зависимая политическая  культура отличается большей  заинтересованностью в деятельности  властей. Граждане имеют свое  представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

   И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

 

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

 

В русский язык термин «СМИ» пришёл как калька с фр. moyens d’information de masse. Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном  порядке стал навязывать этот термин с середины 1970-х годов, вытесняя тем самым понятие «СМК» (средства массовой коммуникации), введённое исследователями в СССР в 1960-х годах.[источник не указан 165 дней]

 

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, интернет.

 

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)

 

Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.

 

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

 

Данное  понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих  групп и подвластных, управляющих  и управляемых, господствующих и  подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Взгляды на политическую систему

   Понятие  политической системы носит многоаспектный  характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать  систему в институциональном  плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных  институтов и норм, в рамках которых  проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением  государственного принуждения как  средства регуляции взаимоотношений  между людьми.

В третьем  — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

   Каждый  из названных подходов будет  корректным при условии конкретного  указания аспекта определения  понятия...

В обыденной  лексике понятие «идеология» (от греч. «idea» - понятие и «logos» - знание) употребляется для обозначения свода взглядов на реальность, способов ее освоения, трансформации с позиции целей, ценностей, идеалов, принятых различными субъектами социокультурной жизни, начиная с индивида, группы, класса, общества, сообщества и кончая человечеством в целом. Сам термин "идеология" был введен в политический оборот французским философом и экономистом XIX в. А. Дестютом де Траси. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать «естественное происхождение идей» и разоблачать «иллюзорные мысли».

 

Идеологии, как типу, разновидности тенденциозного, нарочитого, умышленного сознания, по мнению В. В. Ильина, присущи следующие  черты:

 

· спекулятивность  – своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от ее интересов. Идеи превращаются в руководящий, направляющий, определяющий относительно действительности параметр;

 

· иллюзорность – отсутствие рефлексии  и понимания реальных источников идей на фоне демонстрации предметов такими, какими они идеологам кажутся. Идеологический процесс есть творение человеческой головы, в корне своем мистифицированный, ложный;

 

· догматичность;

 

· апологетичность – неспособная  к изменениям, прогрессивной самокоррекции согласно требованиям жизненных реалий идеология является защитницей принятой (заданной) линии, по своей сути она противостоит критицизму и в данном отношении сближается с мифом; процесс идеологического творчества становится процессом производства идеологем, смыкается с мифотворчеством;

 

· авторитарность – обслуживая частные  субъективные интересы, идеология приписывает  им всеобщность, выдавая за универсальные;

 

· репрессивность – подведение явлений  под искусственные доктринальные схемы не может не сопровождаться профилактическим применением силы.

 

В рамках любой идеологии, любого идеологического  учения выделяются следующие структурные  компоненты или уровни:

 

· Теоретико-концептуальный, который  образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

 

· Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

 

Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с  помощью конкретных методов и  действий. Данный уровень может характеризоваться  довольно широким спектром вариантов  усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира являются, по определению К. Мангейма, «тотальными». Системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные»[93].

 

Ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она формирует  у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. При этом, однако, не следует воспринимать идеологию как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу сверху, а скорее как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин. По самому общему определению, идеология- это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

 

В рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы  к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.

 

1) Системный подход (Т. Парсонс)  рассматривает идеологию как  важный функциональный элемент  политической системы общества, а именно, как система ценностей,  определяющая основные направления  развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок;

 

2) Марксистский подход рассматривает  природу и функции идеологии  двояко. Буржуазную идеологию, существующую  в рамках капиталистической системы,  он характеризует как форму  ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. Собственно же марксистскую идеологию ("идеологию нового типа") Маркс и его последователи обычно трактуют как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

Информация о работе Политическая культура