Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:12, доклад

Описание работы

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Содержание
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры.

Файлы: 1 файл

Политическая культура.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

3) Культурологический подход, представленный  венгерско-немецким социологом К.  Манхеймом, рассматривает идеологию  наряду с утопией как форму  ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - эта ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

 

4) Критический подход (к числу  приверженцев которого относятся  французский социолог Р. Арон  и английский социолог Э. Шилз) рассматривает идеологию как  своего рода "политическую религию", т. е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации. Тесно связанное с данным подходом учение о "конце идеологии" ("деидеологизации") (американские социологи Д. Белл, С. Липсет и др.) исходит из того, что в современном высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском обществе, где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьезных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает. Таким образом, приверженцы этого учения настаивают на том, что современное общество - это деидеологизированное (т. е. освобожденное от идеологии) общество. Однако данная концепция не учитывает как наличия в мире большого числа "неевропейских" обществ, приверженных традиционным ценностям и идеологии (например, мусульманские страны), а также опасность для общества состояния, в котором отсутствует разделяемая большинством людей система ценностей.

 

В современной политологии распространено мнение, что политическая идеология, есть определенная доктрина, оправдывающая  притязания той или иной группы лиц  на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология стремится овладеть общественным сознанием, внедрить в него собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, создать в глазах общественного мнения позитивный образ предлагаемых ему целей и задач политического развития[94]. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

 

И все же большинство ученых сходятся в том, что политическая идеология - это относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают свои позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления.

 

Политическая идеология призвана не только распространять, пропагандировать идеалы и цели, но добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание, осуществляемого посредством реализации своих основных функций.

 

1. Ориентационная: она выражается  в том, что, включая в себя  основополагающие представления  об обществе, социальном прогрессе,  личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

 

2. Мобилизационная: предлагая некий  общественный идеал более совершенного  общества, политическая идеология  выступает в качестве непосредственных  мотивов политической деятельности, чем способствует приведению в активное состояние сил, средств, ресурсов и внутренних резервов, направленных на достижение этого идеала;

 

3. Интегративная:  наделяя «смыслом» политическое  действие в пределах предлагаемой  фундаментальной картины мира, политическая  идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология, поднимаясь над частными интересами, тем самым выступает интегрирующим фактором;

 

4. Амортизационная:  будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология содействует ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеологией идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, позволяющих индивиду, группе находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

 

5. Функция  выражения и защиты интересов  определенной социальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана представить эти интересы как всеобщие


Информация о работе Политическая культура