Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:52, реферат
С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.
Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику.
Введение
1. Политическая культура: понятие, структура, функции
2. Содержание политической культуры
3. Политическая культура и характер власти в обществе
Заключение
Список использованной литературы
Введение 1. Политическая культура: понятие, структура, функции 2. Содержание политической культуры 3. Политическая культура и характер власти в обществе Заключение Список использованной литературы
Введение Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются не прямо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Сами же смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. С момента своего возникновения
политика как одна из главных публичных
сфер жизни имела ценностно- Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Политическая культура представляет
собой совокупность ценностей, установок,
убеждений, ориентации и выражающих
их символов, которые являются общепринятыми
и служат упорядочению политического
опыта и регулированию Таким образом, политическая
культура определяет наиболее типичные
образцы и правила
1. Политическая культура: понятие, структура, функции Политическая культура (от лат. cultura — «возделывание», «воспитание», «образование»): 1) составная часть общей культуры человечества, формирующаяся и непосредственно проявляющаяся в процессе политической жизни; 2) ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентации, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества. Политическая культура — это обширная сфера общей культуры человечества, которая непосредственно связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политического бытия человека, политической жизни общества и, соответственно, в характере политических процессов, политической деятельности людей, функционирования и развития политических институтов и режимов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения, теорий и идеологии, политической социализации граждан и коммуникационной системы модернизации общественных отношений. Политическая культура в широком смысле выступает как совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения в сфере как международных, так и внутренних отношений. Политическая культура неотделима от уровня и качества развития человека. Она представляет собой комплекс тех элементов и феноменов общественного сознания, которые в значительной мере влияют на формирование, функционирование и совершенствование политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, политической деятельности и поведению широких масс населения. Существующие определения
политической культуры можно разделить
на две основные группы. В первую
из них входят сравнительно узкие
трактовки данного понятия, когда
политическая культура сводится, по сути,
к комплексу политических ориентации,
установок и поведения Политическая культура неразрывно
связана с политической деятельностью
и обусловливает определенный характер,
«технологию» ее осуществления. Она
тесно взаимодействует с В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формах: духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса. Эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их господства над властью собственного объединения, своего рода «степень отчуждения власти». Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для политической системы, социальной группы или индивида способами выражения и реализации политической свободы. 2. Содержание политической культуры Политическая культура общества
может быть проанализирована как
по суммарным показателям уровней
политических культур его членов
— граждан, их социальных групп и
слоев, классов, так и по показателям,
характеризующим только общество как
единый и неделимый организм. К
числу последних следует По мнению польского социолога А. Боднара, к политической культуре следует относить: а) знание политики, фактов, заинтересованность ими; б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам; г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях. Он полагал, что в общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят: а) политические ценности; б) политические нормы; в) политические институты; г) политические образцы; д) способы политического действия индивидов и общественных групп. Политическая культура — это многоаспектное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни. Наряду с рациональными позициями и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные нерациональными и в силу этого не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению факторами. Различные элементы политической
культуры обладают неодинаковой степенью
устойчивости и функциональной значимости
и при этом находятся в определенном
соподчинении. Можно выделить компоненты
ядра политической культуры, т.е. такие
ее элементы и феномены, которые
играют основополагающую роль в формировании
«политического порядка нации». Это
ориентации в отношении правительственных
структур; ориентации в отношении
других политических систем; ориентации
в отношении собственной Первая группа включает «ориентации
режима», т.е. оценку основных правящих
институтов, их символов, официальных
лиц и «ответ» на них, а также
«ориентации в отношении Вторая группа ориентации представляет «политические идентификации», т.е. самоотождествление субъекта с определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, историческими символами, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; «политическое доверие» к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса, а также «правила игры», которыми должен руководствоваться субъект политических отношений и процессов. Третья группа ориентации охватывает «политическую компетентность», участие граждан в политической жизни и использование ими доступных средств обеспечения этого участия, а также «политическую эффективность», ощущение возможности оказания влияния на политический процесс. Определяя ареал политической
культуры, следует исходить из того,
что применительно к сфере
политических отношений она характеризуется
всеобщностью присутствия. Политическая
культура как бы растворена по всей
совокупности отношений, складывающихся
между участниками Нетрудно заметить, что
в большинстве обществ в рамках
политического процесса существует
несколько групп субъектно- Первая группа — отношения
социального субъекта (индивид, группа,
класс, нация) к политическим институтам,
а также к международному сообществу.
Имея в виду структурный характер
институционального объекта, следует
учитывать отношения Вторая группа — отношения
между институтами политической
системы. Выступая в качестве объекта
по отношению к социальному Третья группа — отношения
институционального субъекта к социальному
объекту. Они позволяют выявить
традиционные способы воздействия
различных партий и организаций
на электорат, определить типичность ориентации
государства и его структур на
те или иные характерные социально- При рассмотрении субъектно-объектных
отношений целесообразно Применительно к политической
культуре можно выделить относительно
постоянный «субстрат», как бы определяющий
ее социально-политическое содержание
и дающий ей определенную идейно-политическую
направленность, а также «переменные»
компоненты, изменяющиеся в зависимости
от конъюнктурных сдвигов в «Субстрат» политической
культуры составляют ее идеологические,
социально-политические и социально-психологические
компоненты, определяющиеся общественно-историческими,
национально-культурными, социально-экономическими
и другими долговременными «Переменные» же компоненты политической культуры - это те, которые поддаются изменениям в силу действия кратковременных факторов. Наиболее «изменчивы» конкретные политические деятели, их взгляды и ориентации, отдельные группы людей, некоторые институты политической системы,- политические настроения и др. В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентации, установок и др.; второй — на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются, прежде всего, социокультурными и социопсихологическими факторами. Политическая культура является составной частью общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание и т.д. Все они выступают как доминанты, некие основания. Известно, что, в конечном счете, люди выступают творцами своей политической истории, однако они не творят ее произвольно, а только в таких условиях, в каких они непосредственно находятся, какие им достались и наследованы. Традиции предшествовавших поколений довлеют над мыслями и деятельностью живущих. «Даже там, где люди обольщаются факторами революционных преобразований, где происходят существенные институциональные изменения, писал украинский политолог, академик Б.В. Шиндеров, — возникший новый уклад обусловлен укладом предшествующим и продолжают также существовать исторические традиции общества. Ценности и примеры прогрессирования, складывающиеся в политической культуре общества в изменяющихся условиях, могут стать выражением нового содержания». Важное место в развитии
и функционировании политической культуры
играют устойчивые общекультурные социально-психологические
феномены, которые или входят в
структуру политической культуры, или
соответствующим образом Политическая традиция —
важнейший элемент хранения, воспроизводства,
передачи и закрепления социально- Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило. Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силу известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса. Традиции выступают той
своеобразной силой, которая обладает
способностью организовывать сознание
и деятельность различных субъектов
политики. Организующая роль традиций
обусловлена также социально- Политические обряды наряду
с обычаями и политическими праздниками
выступают формами реализации традиций
политической культуры. Их цель состоит
в том, чтобы при помощи символов
и символических действий выразить,
передать, закрепить традиционные для
субъектов политики идеи, идеалы, нормы,
вызвать у участников действий определенные
чувства, настроения, переживания, создать
соответствующую морально- Весьма важными средствами
политической культуры являются ритуалы,
устанавливающие определенные правила
поведения, системы политических символов,
способствующие четкой ориентации политических
действий больших групп людей. Политический
символ — это знак, выполняющий
коммуникативную и Политические ритуалы
как разновидность обрядов При анализе политической
культуры целесообразно учитывать
политический менталитет ее носителей.
Ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite—«склад
ума», «мироощущение») представляет собой
глубинный уровень коллективного и индивидуального
сознания, включающий и бессознательное;
совокупность устойчивых, распространенных
в социальной группе интеллектуально- Ментальность выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельности. Ментальное осознание не имеет четко выраженных границ: на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-актуальных ценностей. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д. Менталитет обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей. Доминирующий в обществе менталитет обеспечивает политическую преемственность, социальное единство на основе утвердившихся традиций, ценностей и идеалов. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения. Для анализа политической
культуры целесообразно использовать
понятие национального Изучение национального характера и традиций, несомненно, является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа. 3. Политическая культура и характер власти в обществе В соответствии с классификацией общественных явлений по характеру власти оно может трактоваться как демократическое, авторитарное, тоталитарное или переходное между этими основными состояниями. Соответственно, и политическая культура может классифицироваться как авторитарная, тоталитарная, демократическая или переходная между ними. Основы такого подхода были заложены еще Платоном и Аристотелем, выделившими основные формы политического правления: монархию и тиранию, аристократию и олигархию, демократию, охлократию и республику («политик»» — по Аристотелю). Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс. Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления и контроляза политической жизнью и участия в ней. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: «единая идеология», «политический порядок», «поддержка государственной политики», «политическое единство». Политический язык стандартизирован. Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью средств массовой информации и коммуникации, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступления и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен. Историческими примерами такой культуры выступали политическая культура фашизма, сталинизма и др. Существуют и переходные модели политической культуры. Одна из распространенных — переходная политическая культура: от авторитарной к демократической. На наш взгляд, российскую политическую культуру можно отнести именно к переходному типу культуры. Возможна также типологизация политической культуры общества как «либерально-демократической», «авторитарно-тоталитарной» и других «смешанных» разновидностей политической культуры. Рассматриваемый подход решает те задачи, на решение которых он, собственно, и нацелен. При его использовании определяется уровень «демократизации» соответствующей политической культуры. В то же время он не предполагает анализ цивилизационных и национальных особенностей политической культуры. Другим его «узким местом» является то, что «переходные» модели политической культуры заведомо выставляются «низшими» по сравнению с «демократической» политической культурой. И если это верно с точки зрения «идеальных моделей политической культуры», то на практике может означать недооценку авторитарно-мобилизующих моделей политической культуры, которые обеспечивают единство общества и власти, а также высокие темпы развития производства (Китай, новые индустриальные страны Дальнего Востока и др.). Каждой общественно- С точки зрения отношения
к преобразованиям можно Было бы неправомерно рассматривать
политическую культуру как систему
только широко разделяемых в обществе
ценностей, убеждений и символов,
ограничивать ее лишь «позитивными»
установками в отношении Многие национальные политические культуры заключают в себе более или менее автономные структурированные образования, обозначаемые «субкультурами». О политической субкультуре можно говорить тогда, когда политические установки и ценности одной из групп общества заметно отличаются от национальной политической культуры. Политические субкультуры формируются на разных базах. Можно выделить национально-этнические политические субкультуры, которые характерны для районов компактного проживания этнических меньшинств. Не менее важно выделять и религиозно-политические субкультуры. Целесообразно также анализировать политические субкультуры рабочих, крестьян, среднего класса, предпринимателей, интеллигенции, элит, лидеров и т.д. Рассматривая проблему субъектов или носителей политической культуры, необходимо наряду с официальной или господствующей политической культурой выделять культуру политической оппозиции. Нельзя вполне охарактеризовать политическую культуру, не учитывая отношения людей к участию в политике. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующей мотивации политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям, обстоятельствам и условиям действия личности в политической сфере. В этой связи особое значение
приобретает способность Заключение политика культура власть Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и развития, а демократизация - ее реальное основание, так как в конечном итоге она служит утверждению принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности общества. Эти выводы имеют принципиальное значение для формирования новых подходов к типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура выступает, прежде всего, как культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравственности политической культуры, власти - главные критерии политических культур. Существует много Опыт типологии политических
культур конкретизирует ее теория.
Политическую культуру можно классифицировать
по формационному и классовому признакам,
по идеологическим основаниям, по отношению
к социальному процессу, к демократии
с точки зрения международных
отношений. С точки зрения масштабов
и характера влияния Думается, что в условиях
демократического процесса развития складывается
новый тип политической культуры,
представляющий синтез исторического
опыта развития политических отношений.
Он формируется на месте декларировавшейся
"демократической", "единой и
единственной" политической культуры
социализма, а на деле - авторитарной,
статической и внутренне Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил. Основная функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода социально-политического развития.
Список использованной литературы 1. Мухаев Р.Т Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 432 с. 2. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин.- М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 686с. 3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д.,
Зотова Л.В. Политология: |
Введение
Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.
Разговоры о политической
культуре вошли у нас в моду.
Политики и политологи, рабочие и
домохозяйки, журналисты и предприниматели
дружно жалуются на дефицит политической
культуры в обществе и требуют
повышения ее уровня. В их представлении
политическая культура - это такая
же ценность, как скажем, порядочность,
грамотность и тому подобное, что
вполне соответствует издавна
Культура - это своеобразный шифр существования человека в мире, его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении.
1. Культура как явление
Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а так же образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
Культура - это, прежде всего,
характерный образ мыслей и образ
действий. В социологическом понятии,
и в первую очередь ее ядро - ценности,
регулируют взаимоотношение людей,
это скрепы, объединяющие людей в
единую целостность - общество. Следовательно,
культура, проникающая фактически повсюду,
проявляющаяся в самых
2. Определение сущности политической культуры
На политическое поведение
граждан оказывают
Определение сущности политической
культуры невозможно без правильного
истолкования родового, исходного понятия
"культура", обозначающего все
многообразие различных видов и
раскрывающего совокупность материальной
и духовной культур, их органическое
единство. Научная разработка проблем
политической культуры как видового
понятия по отношению к общей
культуре стала возможна с обоснованием
социального характера
Сложность политической культуры
как многоуровневого и
Общим в объективном, научном
подходе к пониманию
3. Назначение и функции политической культуры
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;
-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
-ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
-предписание (
4. Структура политической культуры
Политическая культура -
явление со сложной структурой, многоуровневое.
Эта сложность строения и организации
определяется многообразными связями
политической культуры с различными
социальными и политическими
процессами. Разнообразные внутренние
образования политической культуры
отображают формирование поведения
субъектов политики, этапы становления
культурного целого (т.е. политической
культуры отдельно взятой страны, региона),
наличие разнообразных
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример - отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.
Структура советского и постсоветского
обществ разнятся, и, соответственно,
разнится их политическая культура. До
1985 года в СССР, преемником которого
после распада является Россия, можно
было выделить следующие элементы социальной
структуры общества: рабочие, колхозное
крестьянство, научно-техническая
После смены власти и изменения
политического курса произошли
существенные изменения в уже
существовавших элементах социальной
структуры и исчезновения некоторых
вообще. Появились новые элементы
социальной структуры общества характерные
для всех развитых стран мира: мелкие,
средние предприниматели и
Мы можем видеть на примере
нашей сегодняшней страны, что
изменения вряд ли качественно улучшили
состояние политической культуры. Да,
появилась свобода слова и
самовыражения, но также и полное
безразличие к этому политиков
у власти. Денежные магнаты, монополисты,
коррупционеры стремятся в
Наибольшим же значением
для политического развития общества
обладает субкультура лидеров и
элит. Она определяет, каким образом
будут исполняться ее носителями
функции по управлению политической
системой. В этом смысле наиболее важными
элементами данной субкультуры являются
способности лидеров и
5. Типы политической культуры
политический культура государственная власть
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная политическая
характеризуется ориентацией на
местные, национальные ценности и может
проявляться в форме местного
патриотизма, семейственности, коррупции,
мафии. Член такого общества пассивен
в политике, не выполняет конкретных
политических ролей (например, избирателя).
Данный тип культуры характерен для
молодых независимых