Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.
Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику.

Содержание работы

Введение
1. Политическая культура: понятие, структура, функции
2. Содержание политической культуры
3. Политическая культура и характер власти в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся  активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня  происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще  долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они  вообще не возобладают над культурой  участия. Если может показаться, что  такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная  работа была проделана, какой был  энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной  культуры, которую они назвали  культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует  демократической политической системе.

6. Политическая культура как социально-историческое явление (традиции, инновации)

Политическая культура -- сложное и многогранное явление, имеет много особенностей, как  в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях.

Социализация человека проходит во всех сферах жизни общества: в  экономической, социальной, политической и духовной. В политической сфере  одну из важнейших функций политической социализации выполняет политическая культура. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется  как социокультурное существо, а с другой, он, являясь носителем политической культуры, включается в многогранный и динамичный процесс политических отношений.

Политическая культура включает в себя следующие составные элементы, которые сформировались в течение  многих сотен лет, десятилетий и  поколений:

-- познавательный -- политические  знания, политическая образованность, политическое сознание, способы  политического мышления;

-- нравственно-оценочный  -- политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения;

-- поведенческий -- политические  установки, типы, формы, стили,  образцы общественно-политической  деятельности, политическое поведение;

-- ценностные отношения  -- общекультурные ориентации, отношение  к власти, политическим явлениям.

Эти элементы обусловлены  социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими  долговременными факторами. Они  характеризуются относительной  устойчивостью, живучестью и постоянством.

Характеристика составных  элементов.

1. Познавательный элемент  - предполагает знание и понимание  гражданами политических интересов  -- личных, коллективных, государственных,  общественных, региональных, глобальных; Конституции и законов страны, программных положений основных  политических партий и других  общественно-политических сил; сложившихся  в стране политических отношений,  происходящих политических событий  и явлений. В политические знания  входит знание сущности, функции  и структуры основных государственных,  партийных и общественно-политических  органов и организаций, основных  политических норм и процедур; форм и способов участия граждан  в общественно-политической жизни,  в управлении обществом и государством; основных политических процессов  международной жизни.

Политическая культура неразрывно связана с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками. Так, наряду с символами самодержавия и народности в формировании и укреплении русского государства важную роль сыграла православная церковь. Она выступала духовной опорой русских, противостояла мусульманскому Востоку и католическому Западу. Пропагандировалась постоянно концепция о Москве как «новом Вечном Городе, наследнице Рима и Константинополя». Церковная иерархия постоянно предупреждала царей об их священном долге превратить Московию в «новую христианскую империю». Таким образом, в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству -- Руси-матушке, особом пути России и т. д., которые составили важнейшие компоненты политического сознания россиян, важную роль сыграла и православная вера. Подтверждением этого является и то, что многие атрибуты и символы православной церкви стали одновременно и символами российской государственности (храм Василия Блаженного, храмы в самом Кремле, храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор). Церковь возвела в ранг святых выдающихся деятелей, которые в строгом смысле не являлись ее служителями (Св. Ольга, Св. Владимир, Александр Невский и другие).

Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического  сознания, прежде всего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы. К ним, прежде всего, необходимо отнести  укоренившиеся представления о  разных аспектах политической жизни  общества: о политической системе, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т. д. Устойчивые политические представления, составляя часть  политической культуры, способны играть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние  политического сознания. По свидетельству  историка Н. Эйдельмана, «Идея высшей царской справедливости постоянно, а не только при взрывах крестьянских войн присутствовала в российском народном сознании. Как только несправедливость реальной власти вступала в конфликт с этой идеей, вопрос решался в  общем однозначно: царь все равно  «прав»; если же от царя исходила неправота, значит, его истинное слово искажено министрами, дворянами или же этот монарх неправильный, самозваный и  его нужно срочно заменить настоящим...».

2. Исключительно важными  характеристиками политической  культуры являются политические  чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, т. е. нравственно-оценочный  элемент. Особое значение имеют  оценочные суждения человека, выражающие  его индивидуально-личностное отношение  к явлениям политики и власти.

Наиболее устойчивыми  являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают  как объективное, не зависящее от воли людей явление. «Люди сами делают свою историю, -- констатировал К. Маркс, -- но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые  не сами они выбрали, а которые  непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического  опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под  влиянием социальных факторов. Для  России свойственны традиции византийского  православия, варягов, вооруженной  борьбы, уравнительного общинного подхода  в хозяйстве, а, следовательно, -- преимущественного  внимания к распределению благ.

Попытки использовать традиции и их интерпретацию в политических целях были всегда в центре ожесточенной идеологической дискуссии и борьбы. Достаточно четко она уже проявилась в середине XIX в., когда реакция  попыталась приглушить традиции, накопленные  населением в ходе крупных общенациональных выступлений. Задача реакции -- вытравить  эти традиции, представить революцию  как «стихию безумия». «Задача  реакции -- заставить население забыть те формы борьбы, те идеи, те лозунги, которые в таком богатстве  и разнообразии рождала революционная  эпоха».

И в настоящее время  бурная полемика идет вокруг событий  прошлого и недавнего прошлого, породивших те или иные традиции. Одни политические силы поднимают значение идей демократии, самодеятельности населения, самоуправления, другие -- идей покорности, фатализма, пассивности. Все это полностью относится  и к сегодняшней России. Совершенно очевидно, что формы борьбы законодательной  власти с исполнительной, поведение  различных партий, блоков и организаций  в 1992--1993 гг. определялись существующими  традициями страны и одновременно породили много новых.

Для современной России, которая переживает переломный период своей истории, представляет наибольший интерес вероятное проявление традиций, имеющих непосредственное отношение  к политике.

-- В собственно политической  области это -- недоверие (или  наоборот, доверие) к государству,  к политической власти, к господствующим  или правящим классам и слоям,  политической элите; приверженность к индивидуальным и коллективным свободам; муниципальные и коммунальные вольности; общественно-политическая активность населения или его отдельных слоев, участие в решении общественных местных или общенациональных проблем; понимание общенациональных целей и размаха активности и борьбы на этом уровне; завоевание позиций и деятельность, в различных звеньях представительной системы.

-- В области форм политического  действия и политической борьбы--цивилизованные  приемы полемики и дискуссии;  способность выслушивать оппонента,  убеждать и переубеждать при  помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра  и союзов, активные формы давления  на законодательную, исполнительную  власть и политические партии, использование прессы и средств  массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые  выступления и движения в защиту  тех или иных требований и  интересов; «завоевание улицы», забастовки -- локальные и общенациональные, экономические и политические; использование  наиболее эффективных и решительных  форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

Нравственно-оценочный элемент  политической культуры включает в себя ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура проявлялась прежде всего  в понимании и "искании российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал  нашел в политическом менталитете. Менталитет (от лат. mens -- ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) -- глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Менталитет -- совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека. Поэтому под менталитетом понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах.

3. Традиционное и индустриальное  общества, сосуществующие в одно  и то же время, дали современному  миру два основных типа политической  культуры: тоталитарный и демократический.

Для тоталитарного типа характерны унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела политической элиты, а значит и рядовых граждан. В обстановке массовых репрессий в сознании последних в качестве нормы поведения утверждается принцип «не высовываться!»

Демократическая политическая культура предполагает в наличии  плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типажей поведения. Более того, она санкционирует, возводит в повседневность принцип «согласие  быть не согласным». И как следствие  включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и  кому-то иному, но и готовность с  ним (этим иным) взаимодействовать, вбирать  в себя наиболее рациональное.

Можно ли сегодня говорить о каком-то определенном или ведущем  типе политической культуры для российского  общества? Все исследователи едины  во мнении: переходное состояние самого общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие  в разных комбинациях, как элементов  тоталитарной культуры, так и ростков  демократической. Чаще всего применительно  к политической культуре нынешней России используется термин «авторитарно-коллективистская». Однако этим отнюдь не исчерпывается  характеристика современной политической культуры российского общества. В  ней столько специфического, уходящего  корнями вглубь истории и в  нынешнее состояние страны, что можно  по праву говорить об особом генотипе российской политической культуры и  о культуре вообще.

4. Инновация -- это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; образование, управление и т. д.) и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, прогресс).

Таким образом, необходим  процесс: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения.

До недавнего времени  считалось, что инновации могут  быть двух типов -- экзогенными (заимствованными  из других культур) и эндогенными (возникшими в данной среде без влияния  извне). Более удачное деление предложил С.А. Арутюнов, считающий, что культурная трансформация, осуществляемая через введение инноваций, может происходить тремя способами: 1) спонтанно; 2) стимулировано; 3) путем заимствования.

* Спонтанная трансформация  -- это любая инновация, которая  возникает внутри культуры за  счет факторов ее собственного  развития без влияний извне.  Так возникает большинство систем  письменности и стилей в искусстве,  политике.

* Стимулированная трансформация  -- это инновация, которая, не  являясь прямым заимствованием  из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием  внешних обстоятельств. Такой  характер носят изменения в  ценностных ориентациях, связанные  с распространением зарубежных  веяний в культуре.

* Заимстовование -- это инновация, которая связана с прямым внешним воздействием. Сюда можно отнести и распространение мировых религий, и и заимствования систем письменности (китайская иероглифика, латиница, кириллица), и лексические заимствования, и особенно -- распространение технических изобретений и усовершенствований.

Основные направления  Российской инновационной политики: - поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и  технику; - финансирование поисковых  НИОКР для создания новых продуктов  и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального  производства.

Информация о работе Политическая культура