Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

К политической культуре можно отнести:
• знание политики, фактов, заинтересованность ими;
• оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
• эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;

Содержание работы

1. Сущность, структура и функции политической культуры……………3
2. Типологии политической культуры…………………………………...10
3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

 

на тему «Политическая культура»

Вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

  1. Сущность, структура и функции политической культуры……………3
  2. Типологии политической культуры…………………………………...10
  3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, структура и функции политической  культуры.

Термин «политическая  культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.

  Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

К политической культуре можно отнести:

  • знание политики, фактов, заинтересованность ими;
  • оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
  • эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;
  • признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.

Носителей политической культуры субъектов подразделяют на:

  • неинституционализированные субъекты (индивиды, социально-классовые группы и слои);
  • институционализированные субъекты (государство, политические партии и союзы, группы давления).

В структуре политической культуры можно выделить несколько элементов:

  1. Познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления. Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами политических интересов (личных, коллективных, государственных, общественных), Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов международной жизни.
  2. Нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура исторически проявлялась, прежде всего, в понимании и поиске российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете, под которым понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. В известном смысле традиции выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление. В традициях отлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества. Политические традиции представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.
  3. Эмоционально-поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение. Структура политической культуры не ограничивается нравственными оценками. Поведенческий элемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в выборах субъектов государственной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов; в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях. Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки.
  4. Установочно-поведенческий – компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка — это  отношение  субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Эти элементы обусловлены  социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими  долговременными факторами. Они  характеризуются относительной  устойчивостью и постоянством.

Таким образом, политическая культура предстает как совокупность установок на политическую деятельность, которые предопределяют выбор направления этой деятельности; как структура ориентаций, в которую включены знания о политической системе, чувства  и суждения и мнения относительно нее.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

  1. познавательная – политическая культура формирует у людей необходимые знания, повышает политическую образованность;
  2. идентификационная – политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определенной группе общества и определить приемлемые для себя способы участия в отстаивании интересов данной общности;
  3. нормативно-регулирующая – политическая культура выражает приоритетность отдельных ориентаций и норм, которые определяют направленность поведения;
  4. социализации – политическая культура способствует приобретению индивидом определенных навыков и свойств, которые позволяют ему реализовывать свои гражданские права и интересы;
  5. интеграционная – политическая культура обеспечивает различным социальным группам возможность совместного существования в рамках данной политической системы, что способствует сохранению ее целостности;
  6. коммуникативная – политическая культура обеспечивает взаимодействие всех субъектов политики на основе использования общих компонентов культуры;
  7. воспитательная – политическая культура способствует формированию личности, гражданина как полноценного субъекта политики.

Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она  пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками  политического процесса.

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политических субкультур.

Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так  нации в целом.

Политическая культура общества не может быть абсолютно  однородной. Разнообразие интересов  различных общностей порождает  отличающиеся друг от друга модели политической культуры — субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

  • Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В некоторых промышленных регионах (на Урале, например) население предпочитает высокоактивные формы участия — демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.
  • Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т.д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.
  • Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.
  • Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями.
  • Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типологии  политической культуры.

На протяжении развития разнообразных государств и народов  выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в  стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (Х.Экстайн), стран и регионов (Г.Алмонд, С.Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных – Д.Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокултурным контактам (Р.Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д.Каванах), идеологические различия (Е.Вятр), общекультурные поведенческие особенности человека (М.Даглас), отличия деятельности элитарных и неэлитарных слоев и т.д.

На пересечении характеристик  субъекта и объекта вырисовывается личный профиль политических ориентации опрашиваемого человека. Во всяком случае, такой методикой пользовались известные исследователи политической культуры Г. Алмонд и С. Верба. Массовое изучение таких психологических профилей должно, по их мнению, дать тип национальной политической культуры. Накануне президентских выборов 1995 г. во Франции политологи Французского национального фонда политических наук провели опрос более 4000 человек и сравнили эти данные с итогами аналогичного исследования в 1996 г., накануне президентских выборов в США. Такие масштабные проекты позволяют наблюдать развитие глубинных тенденций, выявленных в исследованиях 60-х годов Г. Алмондом и С. Вербой.

Уже на основании первых исследований были высказаны гипотезы относительно важнейших типов политических культур. Предложенная американскими  политологами классификация трех основных и нескольких смешанных типов  политических культур сейчас признается классической. Первый основной тип - патриархальный. Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе, поскольку она требует от них слепого подчинения. Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

Информация о работе Политическая культура