Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:09, контрольная работа
К политической культуре можно отнести:
• знание политики, фактов, заинтересованность ими;
• оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
• эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;
1. Сущность, структура и функции политической культуры……………3
2. Типологии политической культуры…………………………………...10
3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….20
Второй тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными "этажами" политической системы. Нижестоящие подданные, согласно традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору. "Почитательная" модель отношений и до сих пор ясно видна во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности лидеру, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием.
Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и собственно активность, позитивное отношение к политике.
В реальности в "чистом" виде типы не встречаются. Их различные сочетания дают смешанные типы: патриархально-подданнический, подданнически-активистский и т.д. Один из этих смешанных типов, получивший название "гражданской культуры" и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, характерен для английской и американской культур.
В основу типологизации, разработанной У. Розенбаумом, положен характер взаимоотношений между субкультурами. На этой основе он выделяет интегрированные и фрагментированные типы политических культур.
Фрагментированная политическая культура характеризуется отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Этой культуре свойственны идеологическая непримиримость и бескомпромиссность между конфликтующими группами, нежелание выработать общепринятые правила политической игры.
Интегрированная политическая культура отличается сравнительно высокой степенью согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма.
В зависимости от доминирующих ориентаций на общество или государство, российский политолог Э. Баталов предложил различать политические культуры рыночного и этатистского типов.
Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э.Я. Баталовым на примере США. Она строится на том, что политика – это разновидность бизнеса, политик – бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды. В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры является сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.
В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках «хорошего общества», цель которого – социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии
Особенности политических культур западного и восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции, которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической
культуры западного типа
Экономическим фундаментом
западного образа жизни, в
В силу такого
типа цивилизационного
Такая ценностная
мотивация политических
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.
Разрешение конфликтов
в таких условиях
Такого рода условия
способствовали укоренению в
качестве базовой ценности
3. Проанализируйте
специфику современной
Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.
На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
Все эти процессы диктуют
необходимость серьезной
В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
Свое предназначение
в качестве инструмента консолидации
общества и его переустройства политическая
культура может выполнить лишь при
условии преодоления
В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.
Происходящие политико-