Политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

К политической культуре можно отнести:
• знание политики, фактов, заинтересованность ими;
• оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
• эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;

Содержание работы

1. Сущность, структура и функции политической культуры……………3
2. Типологии политической культуры…………………………………...10
3. Проанализируйте специфику современной российской политической культуры………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Второй тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными "этажами" политической системы. Нижестоящие подданные, согласно традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору. "Почитательная" модель отношений и до сих пор ясно видна во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности лидеру, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием.

Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и собственно активность, позитивное отношение к политике.

В реальности в "чистом" виде типы не встречаются. Их различные сочетания дают смешанные типы: патриархально-подданнический, подданнически-активистский и т.д. Один из этих смешанных типов, получивший название "гражданской культуры" и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, характерен для английской и американской культур.

В основу типологизации, разработанной У. Розенбаумом, положен характер взаимоотношений между субкультурами. На этой основе он выделяет интегрированные и фрагментированные типы политических культур.

Фрагментированная политическая культура характеризуется отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Этой культуре свойственны идеологическая непримиримость и бескомпромиссность между конфликтующими группами, нежелание выработать общепринятые правила политической игры.

Интегрированная политическая культура отличается сравнительно высокой степенью согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма.

В зависимости от доминирующих ориентаций на общество или государство, российский политолог Э. Баталов предложил различать политические культуры рыночного и этатистского типов.

Рыночная модель политической культуры наглядно проанализирована Э.Я. Баталовым на примере США. Она строится на том, что политика – это разновидность бизнеса, политик – бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды. В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры является сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.

В рамках этатистской политической культуры главная роль в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп отводится государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках «хорошего общества», цель которого – социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии

Особенности политических культур западного и восточного типов 

 В содержательном  отношении существуют и более  общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции, которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.

 Идеалы политической  культуры западного типа восходят  к полисной (городской) организации  власти в Древней Греции, предполагавшей  обязательность участия граждан  в решении общих вопросов, а  также к римскому праву, утвердившему  гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.

 Экономическим фундаментом  западного образа жизни, в лоне  которого формировались основные  идеи, институты и отношения политической  жизни, стал индустриальный тип  производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.

 В силу такого  типа цивилизационного развития  основные ценности и ориентиры политической культуры Запада, прежде всего, отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.

 Такая ценностная  мотивация политических действий  элитарных и неэлитарных слоев  обусловила развитие демократической  формы организации власти, закрепилась  в разделении властей, создании  системы сдержек и противовесов, направленных на систематический  контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.

 Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.

 Разрешение конфликтов  в таких условиях предусматривало  не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету  старших начальников. Поэтому  этической максимой политической  культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.

 Такого рода условия  способствовали укоренению в  качестве базовой ценности этого  типа политической культуры убеждения  в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проанализируйте  специфику современной российской  политической культуры.

Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень  развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

  • радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
  • изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
  • переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют  необходимость серьезной модификации  мировоззренческих, оценочных и  поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных  черт политической культуры современной  России исследователи выделяют следующие:

  • ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
  • индифферентное отношение к политическому участию;
  • персонализированное восприятие власти;
  • предрасположенность к конформизму;
  • неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
  • подданническое отношение к власти;
  • правовой нигилизм;
  • нетерпимость к другим мнениям, принципам;
  • некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
  • предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при  условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей  объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств  Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может  сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

Информация о работе Политическая культура