Политическая модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Все теории и модели модернизации основываются на признании неравномерности общественного развития, наличия до современного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин “модернизация” означает одновременно и состояние общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.

Содержание работы

Политическая модернизация: понятие и основные теории.
Пути модернизации общества и политической системы. Реформы и революции.
Особенности политической модернизации в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 32.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного  общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.

В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся  в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Политическая модернизация.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА:

  1. Политическая модернизация: понятие и основные теории.
  2. Пути модернизации общества и политической системы. Реформы и революции.
  3. Особенности политической модернизации в Республике Беларусь.

 

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ.

 

Политическая модернизация (от франц. moderniser, от англ. modern - делать  современным, современный) - закономерная тенденция функционирования и развития политической системы, проявляющаяся как объективная необходимость соответствия политической деятельности современным реалиям и требованиям, особенностям и своеобразию конкретно-исторической обстановки.

Все теории и модели модернизации основываются на признании неравномерности  общественного развития, наличия  до современного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин “модернизация” означает одновременно и состояние общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.

Неся в себе нормативность, заданность перехода к “модерну”, эти теории вынуждены определять критерии современного общества, которые необходимо учитывать  недостаточно развитым странам в  процессе своего реформирования. При  этом страны, достигшие высокого уровня развития естественным путем, рассматриваются  как носители “спонтанной модернизации”, а те, которым еще предстоит  пройти этот путь, – как государства  “отраженной модернизации”.

В центре теории политической модернизации - обоснование обшей  модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера  и направлений перехода от традиционного  к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных  изменений, преобразования нормативных  и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация  понималась как вес-тернизация, т.е.  копирование западных устоев  во всех областях жизни; в  этот период господствовала идея  однолинейного развития: одни страны  отстают от других, но в целом  они движутся по одному пути  модернизации; политическая модернизация  воспринималась, во-первых, как демократизация  развивающихся стран по западному  образцу, во-вторых, как условие  и следствие успешного социально-экономического  роста стран “третьего мира”  и, в-третьих, как результат  их активного сотрудничества  с развитыми государствами Западной  Европы и США; 

2) В 70-90-е гг. связь между  модернизацией и развитием была  пересмотрена: первая стала рассматриваться  не как условие второго, а  как его функция; приоритетной  целью было названо изменение  социально-экономических и политических  структур, которое могло проводиться  и вне западной демократической  модели; появляются концепции “частичной  модернизации”, “тупиковой модернизации”,  “кризисного синдрома модернизации”;  более детально стали исследоваться  конкретные политические процессы  с учетом специфических исторических  и национальных условий, культурного  своеобразия различных стран. 

В экономике важнейшими факторами модернизации являются расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров.

В социальной сфере - ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых це-лерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;

В сфере политики - образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

В культурной сфере - дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.

 

  1. ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ.

 

Проблема выбора вариантов  и путей модернизации решалась в  теоретическом споре либералов  и консерваторов.  Для ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. По их мнению, характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан. При этом возможны следующие варианты развития событий: 

1) при приоритете конкуренции  элит над участием рядовых  граждан складываются наиболее  оптимальные предпосылки для  последовательной демократизации  общества и осуществления реформ; 

2) в условиях возвышения  роли конкуренции элит, но при  низкой активности основной части  населения складываются предпосылки  установления авторитарных режимов  и торможения преобразований; 

3) доминирование политического участия населения над соревнованием элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) может способствовать нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;

4) одновременная минимизация  соревновательности элит и политического  участия населения ведет к  хаосу, дезинтеграции социума  и политической системы, что  также может провоцировать установление  диктатуры. 

Согласно теории полиархии  Р. Даля, эффективность правящего  режима в процессе модернизации зависит  от политической либерализации, предполагающей:

а) обеспечение взаимной безопасности среди конкурирующих  в борьбе за власть политических групп;

 б) формирование сильной  исполнительной власти, зависящей  от демократических институтов;

в) создание интегративной  партийной системы;

г) появление представительных местных правительств.

По мнению ученых консервативного  направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) главным источником модернизации является конфликт между  мобилизованностью населения, его  включенностью в политическую жизнь  и институционализацией, наличием необходимых  структур и механизмов для артикулирования  и агрегирования их интересов. В  то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации режима правления. Модернизированность  политических институтов, по С. Хантингтону, связана не с уровнем их демократизации, а с их прочностью и организованностью, гарантирующими приспособление к постоянно  меняющимся социальным целям, за которые  борются включающиеся в политическую жизнь широкие массы населения. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство. В своих работах консерваторы выделяют и условия, необходимые  для эволюционной модернизации под  руководством авторитарной политической власти: 

а) компетентность политических лидеров; 

б) выделение качественно различных и продолжительных этапов в процессе реформ, каждый из которых должен иметь конкретные цели и собственные приоритеты; 

в) точный выбор времени их проведения. 

Итак, если консерваторы акцентируют  внимание на обеспечении политического  порядка с помощью централизованных институтов (структурная дифференциация политической системы), то либералы - на наличии возможностей для населения постоянно влиять на тех, кто имеет власть (тенденция к равенству).

Как показывает практика общественного  развития, основными политическими  формами осуществления назревших  экономических, социальных, социокультурных  изменений являются реформы и  революции. 

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное  изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социальных экономических преобразований. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Революция - это вид политических преобразований, широко распространенный в истории, поэтому выявить некоторые  важнейшие ее характеристики представляется возможным и необходимым, При  этом ясно, что эти общие черты  не исключают, а предполагают наличие  множества специфических качеств  у каждого вида преобразований такого рода.

Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной  политической борьбы, проходящей с  применением решительных мер, сильных  средств для достижения поставленных, выстраданных целей. Она всегда возникает  на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и  наступающего вследствие него хаоса, рассматривается  сторонниками такого вида социальных преобразований как необходимый  выход из катастрофы, которая в  этот момент угрожает обществу и наступает  вследствие войны, эгоистической и  недальновидной политики правящих групп, затяжки в проведении назревших  и необходимых преобразований. Большое  значение в революции имеют программные  вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.

Из всех видов политических процессов  революции в наибольшей степени  присущи такие качества, как решительность  и полнота наступающих в ходе нее изменений, которые традиционно  способствуют формированию в обществе большого числа сторонников и  приверженцев именно данного пути осуществления  социальных перемен. Но у него же существует целый ряд коренных недостатков, значительно снижающих созидательный  потенциал данной формы общественно-политических преобразований и ограничивающих сферу  ее возможного использования. Неоднократно подтверждалось в ходе исторической практики такое ее характерное отличие, как непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой  борьбой внутри ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого  рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных  преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей единственно  верного и выстраданного курса. К тому же практически всегда общество, которое возникает в ходе революционных  изменений, сильно отличается от первоначального  проекта, а иногда вообще бывает его  полной противоположностью.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении  полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведении до конца, и  этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки перемен, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что по крайней мере в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, может быть таким, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

 

3. ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

На рубеже ХХ и XXI вв. проблема выработки стратегии политического, социально-экономического развития встала и перед Республикой Беларусь. Стоит задача выработки модели развития, которая была бы адекватной как историческим особенностям страны, так и тенденциям мировой технологической и социальной организации общества. Суть необходимых  изменений состоит в переходе от индустриальной стадии развития к  постиндустриальной, или информационной. То есть стратегия общественного  развития Беларуси должна связываться  не с модернизацией, характерной  для стран, не имеющих опыта индустриального  развития, и не с идеей внедрения  свободной рыночной конкуренции. Будущее  Беларуси – в постиндустриальной модернизации, стремлении к обществу, где физический труд будет вытеснен из производственного процесса и  заменен интеллектуальным. Приоритетными  задачами при этом должны стать: становление  наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной  экономики; внедрение информационных технологий; воспитание человека, способного жить в условиях информационного  общества; преобладание сферы услуг  в экономике; широкое участие  граждан в управлении обществом  и др. Базовыми ценностями такого развития должны быть свобода, социальная справедливость, солидарность.

Главные принципы государственной  политики Республики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. 
На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем: сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику.

Информация о работе Политическая модернизация