Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа
Все теории и модели модернизации основываются на признании неравномерности общественного развития, наличия до современного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин “модернизация” означает одновременно и состояние общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.
Политическая модернизация: понятие и основные теории.
Пути модернизации общества и политической системы. Реформы и революции.
Особенности политической модернизации в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.
В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания.
ТЕМА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Политическая модернизация.
ХАРАКТЕРИСТИКА:
Политическая модернизация (от франц. moderniser, от англ. modern - делать современным, современный) - закономерная тенденция функционирования и развития политической системы, проявляющаяся как объективная необходимость соответствия политической деятельности современным реалиям и требованиям, особенностям и своеобразию конкретно-исторической обстановки.
Все теории и модели модернизации основываются на признании неравномерности общественного развития, наличия до современного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин “модернизация” означает одновременно и состояние общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.
Неся в себе нормативность, заданность перехода к “модерну”, эти теории вынуждены определять критерии современного общества, которые необходимо учитывать недостаточно развитым странам в процессе своего реформирования. При этом страны, достигшие высокого уровня развития естественным путем, рассматриваются как носители “спонтанной модернизации”, а те, которым еще предстоит пройти этот путь, – как государства “отраженной модернизации”.
В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:
1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация
понималась как вес-тернизация, т.е.
копирование западных устоев
во всех областях жизни; в
этот период господствовала
2) В 70-90-е гг. связь между
модернизацией и развитием
В экономике важнейшими факторами модернизации являются расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров.
В социальной сфере - ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых це-лерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;
В сфере политики - образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;
В культурной сфере - дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.
Проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов. Для ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. По их мнению, характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан. При этом возможны следующие варианты развития событий:
1) при приоритете конкуренции
элит над участием рядовых
граждан складываются наиболее
оптимальные предпосылки для
последовательной
2) в условиях возвышения
роли конкуренции элит, но при
низкой активности основной
3) доминирование политического участия населения над соревнованием элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) может способствовать нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;
4) одновременная минимизация
соревновательности элит и
Согласно теории полиархии Р. Даля, эффективность правящего режима в процессе модернизации зависит от политической либерализации, предполагающей:
а) обеспечение взаимной безопасности среди конкурирующих в борьбе за власть политических групп;
б) формирование сильной исполнительной власти, зависящей от демократических институтов;
в) создание интегративной партийной системы;
г) появление представительных местных правительств.
По мнению ученых консервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации режима правления. Модернизированность политических институтов, по С. Хантингтону, связана не с уровнем их демократизации, а с их прочностью и организованностью, гарантирующими приспособление к постоянно меняющимся социальным целям, за которые борются включающиеся в политическую жизнь широкие массы населения. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство. В своих работах консерваторы выделяют и условия, необходимые для эволюционной модернизации под руководством авторитарной политической власти:
а) компетентность политических лидеров;
б) выделение качественно различных и продолжительных этапов в процессе реформ, каждый из которых должен иметь конкретные цели и собственные приоритеты;
в) точный выбор времени их проведения.
Итак, если консерваторы акцентируют
внимание на обеспечении политического
порядка с помощью
Как показывает практика общественного
развития, основными политическими
формами осуществления
Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социальных экономических преобразований. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.
Революция - это вид политических
преобразований, широко распространенный
в истории, поэтому выявить некоторые
важнейшие ее характеристики представляется
возможным и необходимым, При
этом ясно, что эти общие черты
не исключают, а предполагают наличие
множества специфических
Революция всегда служит выражением
непреодоленных социальных антагонизмов,
интенсивной и разнообразной
политической борьбы, проходящей с
применением решительных мер, сильных
средств для достижения поставленных,
выстраданных целей. Она всегда возникает
на исходе затяжного, глубокого социально-
Из всех видов политических процессов
революции в наибольшей степени
присущи такие качества, как решительность
и полнота наступающих в ходе
нее изменений, которые традиционно
способствуют формированию в обществе
большого числа сторонников и
приверженцев именно данного пути осуществления
социальных перемен. Но у него же существует
целый ряд коренных недостатков,
значительно снижающих
Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведении до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки перемен, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что по крайней мере в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, может быть таким, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.
3. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На рубеже ХХ и XXI вв. проблема
выработки стратегии
Главные принципы государственной
политики Республики: планомерность, последовательность,
постепенность, преемственность.
На протяжении всего периода президентских
полномочий принципы планомерности, последовательности,
постепенности и преемственности выражаются
в следующем: сильная, эффективная государственная
власть, политическая стабильность в нашей
стране - важнейшие условия государственного
курса на эволюционное и поступательное
развитие национальной экономики, последовательной
интеграции в мировую экономику.