Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:23, реферат
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к
современному (modernity) или индустриальному является политическая
модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы
как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе
политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция
уже существующих политических институтов, находящихся в сложном
динамическом взаимодействии.
Введение | 3 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. | 5 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 2. Содержание и основные характеристики политической | 11 |
| модернизации. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и | 14 |
| условия их решения. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Заключение | 19 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Список использованной литературы | 20 |
+------------------------------------------------------------------------+
ОГЛАВЛЕНИЕ
+-----------------------------
| Введение
|-----------------------------
| 1. Сущность политической
|-----------------------------
| 2. Содержание и основные
| модернизации.
|-----------------------------
| 3. Модернизационный процесс в
Украине: основные проблемы и
| условия их решения.
|-----------------------------
| Заключение
|-----------------------------
| Список использованной
литературы
+-----------------------------
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к
современному (modernity) или индустриальному является политическая
модернизация, содержание которой
составляют изменения
как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе
политической модернизации
происходит как становление
уже существующих политических институтов, находящихся в сложном
динамическом взаимодействии.
При этом объективно
стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие
общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности
и формы политического
участия различных слоев
изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм
социально-исторического
Исторический опыт перехода
различных стран к
свидетельствует, что общая
системная трансформация
принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на
первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических
институтов.
В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной
политической науке теория
модернизации первоначально
стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с
освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального
господства и возникшими
перед ними трудностями
модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие
исследователи.
Современный этап развития
украинского государства
оживлением обсуждения
началом и усилившейся активизации в странах бывшего СССР, Восточной
Европы, Китая переходных политических процессов.
Перемены, происходящие в
современной Украине на
десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация,
как очередной транзит, но осуществляемый в принципиально иной исторической
ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира вступил уже в новый этап
развития, чаще всего определяемый как постиндустриальное или
информационное общество.
Значительное место в поисках ответа на вопросы о характере и перспективах
нынешней российской
стран Западной Европы
и Северной Америки,
Можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного
опыта модернизации как
целостного и закономерного
обществ, переходящих в
индустриальную стадию и/или
самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач
современной отечественной политической науки.
1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
Теория политической
с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к
развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы
защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед
необходимостью осмысления
перспектив развития
передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны
могли бы стабилизировать
у себя политическую и
осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально
и политически стабильные,
экономически развитые
предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными
политическими и
политической модернизации
превратилась в обоснование
глобального процесса
направления перехода от традиционного к рациональному обществу в
результате научно-
преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация
модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом
пространстве и историческом
времени, признании
развития, наличия долговременного периода в развитии государств.
По самому общему определению,
модернизация представляет
перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой
и жестко закрепленной
социальной иерархией) к
на крупном машинном
процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду
развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной
моделью общества. В теории под модернизацией понимается совокупность
процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления
системы всеобщего образования,
усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к
формированию «современного
открытого общества» в
закрытому».
В качестве синонимов
понятия “модернизация” в
экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание,
инновационные преобразования, переходное развитие.
В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:
1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала
естественно и органично, начавшись \\\"снизу\\\", с изменения общественного
сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и
политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и
промышленный переворот в странах Запада;
2) Догоняющая и неорганичная в странах \\\"Второго\\\" и \\\"Третьего мира\\\" (часть
Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -
экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем
заимствования у последних преимущественно технических и культурных
достижений, распространяемых на \\\"чуждой\\\" им \\\"почве\\\";
3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из
- за отсутствия прочной
поддержки в обществе
преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая
сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия
и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто
сопровождается внутренними
конфликтами и социальным
привести к \\\"сворачиванию реформ\\\" (например, Исламская революция 1979 г. в
Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);
4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие
экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении \\\"узкого
характера\\\" внутреннего
рынка и преимущественно традиц
патриархальных) политических отношений (страны Юго - Восточной Азии -
Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);
5) Частичная - заимствование
некоторых элементов
типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого
изменения социально - политических отношений, которые сохраняют
традиционный характер;
6) Тупиковая или т.н.
создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение
мощного промышленного,
оборонного и научного
мобилизационной модели
экономики, которая
приспособиться и нормально
развиваться в рыночных
глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина
индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).
Современные и
огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной
Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких
государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более
автократических государств
и менее урбанизированных
Под собственно же
процесс создания эффективных
властных институтов и
формирование компетентной
и эффективной бюрократии
расширение участия масс в политике, становление правового государства и
гражданского общества. При этом политическая модернизация является
составной и неотъемлемой
частью общего процесса
определенных изменений во властной и политической сфере невозможно
обеспечить ускоренное
свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и
гражданской культуры требует
изменения политических
тех странах, где модернизация
осуществлялась в рамках
органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и
культурные изменения (
феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим
(буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к
конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела
догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны \\\"Второго\\\" и
\\\"Третьего мира\\\"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей
элиты предшествовали широкомас
изменениям (реформы основоположника
современного турецкого
Кемаля Ататюрка 20 - 40 - х гг., \\\"белая революция\\\" шаха Резы Пехлеви 60 -
70 - х гг. в Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70
- ые гг. и продолжающиеся по сей день в Китае).
Выделим ряд критериев
модернизации в различных
* в социальной области
- дифференциация и
индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения
функциональных
ролей, выполняемых разными
особенности разделения
между обязанностями в
производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и
общественной
жизни, вытеснение отношений
людьми отношениями
их личной независимости,
эквивалентном обмене вещами;
* в экономике - развитие
промышленной системы,
технологии, основанной на использовании научного (рационального)
знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного