Политическая мысль Античности, Средних веков и эпохи Возрождения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 11:57, контрольная работа
Описание работы
Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или, во всяком случае, не повторять их.
Содержание работы
Политическая мысль античности и средневековья. 3
Политические учения Средних веков. 5 Политическая мысль эпохи Возрождения 8
По Макиавелли, высшее правило
политики и главная её проблема - найти
тот образ действия, который соответствует
характеру времени и специфическим обстоятельствам
в момент принятия решения. Вот почему
политика не сводится к простому усвоению
общих предписаний, ”тут нельзя говорить
отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости
от обстоятельств“. Людям свойственно
действовать по природной склонности
своего характера и темперамента; один
достигает цели ”осторожностью и терпением“,
другой -”натиском и внезапностью“, но
оба неизменно терпят крах, когда условия
требуют изменения манеры поведения, а
человек остаётся при прежнем способе
действия, ранее приносившем успех.
Подготовка политического деятеля
требует не только изучения истории, прежде
всего античности (Макиавелли был человек
эпохи Ренессанса, боготворившим античную
культуру), но и знания современной жизни,
постоянного наблюдения и размышления
по поводу событий и действующих лиц на
”авансцене“ истории.
Макиавелли ни одну из форм
правления (монархия, аристократия, демократия)
не считал совершенной и пригодной во
всех обстоятельствах.
Размышляя над действиями государственных
деятелей, Макиавелли выдвинул тезис о
том, что политик должен соединять в себе
черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать
расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить
противника в открытом бою.
Макиавелли не был сторонником
принципиального аморализма в политике,
он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах,
когда ”народ развращён“, нужны и чрезвычайные
меры. ”Государь“ - только один из факторов
политической ситуации, в которую входят
ещё ”народ“, ”знать“ и ”войско“.
Главным условием политического
успеха Макиавелли считает ”доблесть“,
а не низость души.
Движущими силами
политики, по Макиавелли, являются фортуна и личная
энергия индивида (под фортуной он понимал
объективную историческую необходимость).
Итальянский мыслитель выдвигает
тезис ”цель оправдывает средства“. Он
писал, что, как показывает опыт, грандиозные
дела творили те князья, которые не считались
с обещаниями, а действовали хитростью
и обманом. Приверженцев этого тезиса
в литературе часто называют сторонниками
”макиавеллистской политики“, ”макиавеллизма“.
В то же время Макиавелли осуждал тех,
кто насилием разрушает, а не исправляет.
Полагая, что стремление к завоеванию
- естественное состояние людей, государств,
Макиавелли под политикой понимал, прежде
всего, политику силы. Главной опорой политики
государства он считал хорошие законы
и сильное войско. Выступая за создание
постоянной армии, строящейся на основе
воинской повинности, он осуждал наёмничество.
В своих сочинениях Макиавелли отдаёт
приоритет политическому руководству
над военным. Он доказывал, что государь
должен лично возглавлять войско в походах
и сражениях.
Макиавелли строил классификацию
войн на учёте реальных общественных отношений,
освобождая её от религиозных наслоений.
Макиавелли, например, выделял один из видов войн,
которые возбуждаются честолюбием государей
и республик, стремящихся укрепить и расширить
своё владычество. В ходе этих войн причиняется
существенный ущерб государству, но жители
не изгоняются из своего края. Другим видом войн он
считал те, которые связаны с выселением
целого народа из страны. Главная цель
таких войн - не покорить страну, а овладеть
ею, изгнать или истребить её жителей.
Заслугой Макиавелли явилось
также исследование военной организации,
её устройства. В военных действий, трактате
”О военном искусстве“ им разработаны
принципы военного искусства, способы
требования к военачальника.
Политические взгляды
Жана Бодена. Известный французский
политический мыслитель и правовед Ж.
Боден (1530–1596) является родоначальником
теории суверенитета. В своей работе “Шесть
книг о государстве” он отстаивал абсолютный
суверенитет монархии, но отмечал, что
власть монарха не имеет божественного
происхождения. Боден так же, как и Макиавелли,
четко отделял политику от религии и морали.
“Государство, – писал он, – есть осуществление
суверенной властью справедливого управления
многими семьями и тем, что находится в
их общем владении”29.
В этом определении обращают на себя внимание
понятия суверенной власти и государственного
имущества (общего всем семьям). Государственное
управление распространяется только на
государственной имущество, а не на имущество
частных семейств. В понимании Бодена
суверенитет государственной власти означал
высшую, неограниченную, нераздельную
власть, независящую ни от папы, ни от империи,
ни от внутрисословной борьбы. [c.73] В эпоху
раздиравших Францию усобиц и религиозных
войн Боден выступил выразителем взглядов
передовых кругов общества, сторонником
абсолютной монархии, национального государства.
Власть государя ограничена только Божественными
и естественными законами. Составными
частями суверенной власти являются: право
законодательства, право войны и мира,
право назначения высших чиновников, право
высшей судебной инстанции, право помилования,
право чеканки монеты.
Ж. Боден задолго до Монтескье обратил
внимание на влияние окружающей среды
на быт, нравы, психологические особенности
людей и формы их общежития. В работе “Метод
легкого изучения истории” он подчеркивал
такую особенность южан, как привычка
к созерцанию, позволившую им открыть
тайны природы, установить принципы математики,
постичь сущность религии и небесных тел.
У северян же зародилась всевозможная
механика, пушки, плавка металлов, книгопечатанье.
От жителей средней зоны происходят установления,
законы, обычаи, административное право,
торговля, красноречие, диалектика и, наконец,
политика. Люди севера – скифы ценят физическую
силу, они склонны к грабежам и потому
расточительны. Южане скаредны. Для защиты
своего государства северяне чаще прибегают
к силе, южане – к страху Божьему, а люди
средней зоны –к законам и справедливости.
Азия, Греция, Ассирия, Италия, Франция
и Верхняя Германия – срединные страны,
расположенные между полюсом и экватором,
от 40 до 50 градуса северной широты, знали
расцвет величайших империй, дали миру
великих полководцев, лучших законодателей,
справедливейших судей, проницательных
юристов.
Основная заслуга
Бодена состояла в том, что он вслед за
Макиавелли решительно пролагал путь
самостоятельной, независимой от церкви,
политической науке, доказывал необходимость
государственного суверенитета, возвышал
достоинство права. Если у Макиавелли
право выступает преимущественно как
средство для достижения тех или иных
государственных целей, то у Бодена само
право выступает целью бытия государства.
Труды Макиавелли и Бодена послужили важным
источником для последующего развития
политической мысли, внесли существенный
вклад в политико-теоретическое знание
своего времени.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О. Э. Лейста. М., 2001.
История политических учений [Текст] / под ред.
О. В. Мартышина. М., 2000. Вып. 3.
Политология : История политических и правовых учений [Текст] : учебник / под ред. хрестоматия / под ред. М. А. Василика.
М., 2000.
Сафонов, В. Н. Политические взгляды Аристотеля [Текст] / В. Н. Сафонов
// Соц.-полит. журн. 1998. № 4.
Сафонов, В. Н. Политические взгляды Платона [Текст] / В. Н. Сафонов // Соц.-полит. журн. 1998. № 3.