Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:40, контрольная работа
Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви. Христианство из религии угнетенных превратилось в государственную.
1. История мировой политической мысли: этапы развития…………………………………………………………………………..3
2. Концепция патриархального государства и государства как носителя “общего блага”…………………………………………………………………..6
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления……………………………………………………………………….8
4. Политическая мысль античного мира……………………………………….9
а) политические аспекты учения Конфуция……………………………10
б) политика во взглядах Лао Цзы и даосизме………………………….10
в) политико-правовые составляющие школы легизма
в Древнем Китае …………………………........................................... 12
г) “Артхашастра” как труд о политике…………………………………13
д) политические теории Платона……………………………………….14
е) политические концепции Аристотеля……………………………….15
ж) Цицерон и политическая мысль
республиканского Рима………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17
1. История мировой политической
мысли: этапы развития………………………
2. Концепция патриархального
государства и государства как
носителя “общего блага”…………………
3. Первые концепции идеальных
моделей государственного
4. Политическая мысль античного мира……………………………………….9
а) политические аспекты учения Конфуция……………………………10
б) политика во взглядах Лао Цзы и даосизме………………………….10
в) политико-правовые составляющие школы легизма
в Древнем Китае …………………………....................
г) “Артхашастра” как труд о политике…………………………………13
д) политические теории Платона……………………………………….14
е) политические концепции Аристотеля……………………………….15
ж) Цицерон и политическая мысль
республиканского Рима………………………………………………..16
Список литературы………………………………
1.История мировой политической мысли : этапы развития
Средние века в истории человечества, как известно,
приходятся на становление и развитие
феодализма. В это время на большей части
Западной Европы сложилась своеобразная
политическая структура, главная особенность
которой проявилась в том, что значительная
часть властных функций была передана
на средние и нижние ступени социальной
структуры при усилении власти церкви.
Христианство из религии угнетенных превратилось
в государственную. Это в ряду других причин
привело к тому, что господствующим стало
религиозное мировоззрение. Социальные,
политические проблемы стали рассматриваться
через призму религиозных догматов. Эпоху
Средневековья обычно подразделяют на
три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет
феодального строя и 3) позднее средневековье.
Для политической мысли средних веков
характерно доказательство того, что высшей
властью в обществе является власть духовная
(власть церкви).В период раннего средневековья
наиболее крупным мыслителем проявил
себя Аврелий Августин (354—430), учение которого
легло в основу католицизма. С наибольшей
полнотой дух эпохи средних веков получил
отражение в политической доктрине Фомы
Аквинского (1225—1274) — философа, теолога,
основоположник томизма. Государство,
по Ф. Аквинскому, — результат божественного
творения. Первичным источником власти,
которая позже передана одному или нескольким
лицам, полагал он, явилось все человеческое
сообщество, народ. Фома Аквинский допускал
возможность сопротивления государственной
власти вплоть до восстания. Его учение
(томизм) в 1879 году было объявлено «единственно
истинной» философией католицизма. Оно
очень влиятельно во многих странах Европы
и в настоящее время. Поворотным пунктом
в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Период с 40-х годов
XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался
решительным отходом от церковно-теологической
традиции средних веков. Эпоха Возрождения
явила миру невиданные достижение во всех
областях культуры, стала величайшим прогрессивным
переворотом. Основателем новой науки
о политике стал итальянский общественный
деятель и мыслитель Николло Макиавелли
(1469—1527). Он отказался от средневековой
практики рассмотрения политической власти
как некоего божественного института,
дарованного богом. В трактате «Государь»
Макиавелли рассматривал политическую
жизнь с чисто земных позиций, показал,
что она не подчиняется действию религиозных
догм. По его мнению, политическая власть
развивается по своим собственным закономерностям,
которые не совпадают и даже противоположны
закономерностям, которые действуют в
других сферах жизни общества. Политика,
пренебрегающая законами морали, имеющая
целью достижение личной выгоды лицами
и группами, обладающими властью, получила
название «макиавеллизма». Н. Макиавелли
ввел в науку понимание государства как
общего политического состояния общества,
его определенней политической организации.
Развитие политический мысли в эпоху Возрождения
не ограничилось Италией. Оно проявилось
и в других странах. Заметным вкладом в
сокровищницу политической мысли явились
концепция «государственного суверенитета»
французского политического мыслителя,
социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596).
Ж. Боден полагал, что государство обладает
специфическим признаком — суверенитетом
– верховной властью — постоянной, независимой,
единой, неделимой, неограниченной властью
над гражданами и подданными. Эта власть
не может быть поделена, ее законы обязательны
для исполнения всеми. В эпоху Возрождения
наряду с политическими идеями, обосновывающими
необходимость возникновения и утверждения
буржуазного строя, имели место и учения,
которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения
— это время возникновения утопического
социализма, представителями которого
явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла
и другие.
На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в эпоху Просвещения. Политическая мысль эпохи Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека, убежденностью в решающей роли просвещения. Родиной Просвещения явилась Англия , так как эта страна раньше других стала па путь капиталистического развития. В последующем просветительская мысль проявилась и во многих других странах. Франции— Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ш. Монтескье; в Германии — Г. Лессинга, И. Гердера; в Северной Америке — Б. Франклина, Т. Джефферсона . Видными представителями просветительской идеологии в России явились: Я. П. Козельский (1728—1793) - осуждал паразитизм аристократии, жестокость правителей, полагал, что народ имеет право на восстание против угнетателей. По его мнению, главной задачей общественных преобразований должно являться просвещение народа, облегчение его тяжелой участи. А. Н. Радищев (1749—1802) подверг резкой критике существовавшие в России общественные отношения, выступил с призывом полной отмены крепостного права, ликвидации самодержавия путем народной революции.
2.Концепция патриархального
государства и государства как носителя
«общего блага»
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму. Полагаясь на Библию, он делает выводы , что Адам, как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя - то есть личность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, , подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. |
3. Первые концепции идеальных моделей государственного управления
Среди английских просветителей первейшей величиной явился Джон Локк (1632—1704). Его политические взгляды наиболее полно изложены в труде «Два трактата о государственном правлении». Суть политической концепции Локка состоит в обосновании единства и взаимозависимости прав человека. По Локку, для обеспечения политической свободы и предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеральной, ведающей внешними сношениями. Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Все формы государственной власти, по Локку, вырастают из общественного договора, а потому имеют право па существование. Утверждая это, он отдавал предпочтение конституционной монархии. Теория разделения властей в наиболее развернутом виде получила воплощение в трудах французского философа и политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755), который различал в государстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Реализация принципа разделения властей в устройстве государства, по его мнению, необходима и для того, чтобы обеспечить верховенство закона, политическую свободу граждан, гарантировать их безопасность, предотвращать беззаконие. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. Вместе с тем он отмечал, что республиканская форма государственного правления так же закономерна, как и монархическая. К деспотической форме правления мыслитель относился крайне отрицательно.
б) .Политика во взглядах Лао Цзы и даосимизме
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н. э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной верхушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о.котором народ знает лишь то, что он существует".' Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний". Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
в).Политико-правовые составляющие
школы легизма в Древнем Китае Легизм, или “школа закона”,
представляет собой сформировавшееся
в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование
тоталитарно-деспотического управления
государством и обществом, которое первым
в китайской теории добилось статуса единой
официальной идеологии в первой централизованной
империи Цинь (221–207 до н.э.) Ни одна
правовая система в мире не испытала столь
мощного влияния двух противоборствующих
философских учении, как правовая система
Древнего Китая, в истории которой этико-политические
догматы конфуцианства и политико-правовые
концепции легизма стали определяющими
факторами самого поступательного развития
права, его идейных основ, принципов и
институтов, а также механизмов правоприменения,
традиционного правопонимания китайцев.
На основе отдельных идей, сформулированных
предшественниками, практиками государственного
управления, и под влиянием некоторых
положений даосизма, моизма и “школы имен”
произошло сложение легизма в целостное
самостоятельное учение, ставшее в самую
резкую оппозицию конфуцианству. Гуманизму,
народолюбию, легизм противопоставил
деспотизм, почитание власти, милитаризм
и законническое новаторство. Из даосизма
легисты почерпнули представление о мировом
процессе как естественном Пути-дао, в
котором природа значимее культуры, из
моизма – утилитаристский подход к человеческим
ценностям, принцип равных возможностей
и обожествление власти, а из “школы имен”
– стремление к правильному балансу “имен”
и “реалий”.
Управление людьми должно строиться на
понимании их порочной, корыстной природы,
преступные проявления которой подлежат
суровым наказаниям. Отсюда следует, что
и в политике полезно придерживаться спокойной
скрытности. Надо предаваться своей природе
и своему предопределению, а не обучать
людей гуманности и должной справедливости,
которые так же непередаваемы, как ум и
долголетие.
г). «Артхашастра» как труд
о политике
Артхашастра — замечательный политико-экономический трактат древней Индии, приписываемый Каутилье, — получила в настоящее время широкую известность. Этот своеобразный литературный памятник, содержащий ценнейшие сведения по вопросам государственного, экономического и политического устройства древней Индии. Изложенными в этом трактате правилами должны были руководствоваться цари и правители, если они были заинтересованы в безопасности и благосостоянии своей страны. В этом историческом трактате изложены также методы ведения сельского хозяйства, ремесел и торговли, внешней политики и войны, принципы строительства вооруженных сил, вопросы права и др. В процессе длительного социального и экономического развития. складывания и развития классовых отношений и возникновения государств, борьбы между классами и самими государствами в индийском обществе был накоплен большой опыт по государственному строительству и организации экономической жизни. Этот многовековой опыт нашел свое обобщенное выражение в философских, социально-политических и экономических взглядах. Согласно Артхашастре, все порядки, правила и установления вводились и издавались в стране от имени царя, а весь государственный аппарат, многочисленный и разветвленный, обеспечивал выполнение всех этих установлений. В целях обеспечения и соблюдения правопорядков, установленных в данном государстве, утвердились и соответствующие юридические и социальные институты. Существовала система повинностей, штрафов и наказаний, которые налагались на лиц, нарушавших установленные правила, обычаи и порядки. Существовала также детально разработанная система судопроизводства, преследовавшая ту же цель — защиту социальных интересов правящего класса во главе с царем. Естественно, что для обслуживания этих юридических институтов, составлявших государственный аппарат, потребовалась огромная армия различных категорий чиновников. Были даже разработаны своеобразный «табель о рангах» лиц, занятых на государственной службе, и соответствующая система оплаты их. Таким образом, основными классами древнего индийского общества являлись, с одной стороны, трудовое население деревни, производящее продукты сельского хозяйства, и ремесленный люд, который являлся составной частью деревенской общины. В древней Индии было юридически и политически оформлено внеэкономическое принуждение, т. е. форма эксплуатации, характерная для феодализма. По своему содержанию и значению это произведение не только представляет собой руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической, философской и военной мысли в древней Индии.