д ).Политические теории Платона
Политическая мысль античности развивалась
в принципиально иных условиях, чем на
Востоке. В Древней Греции политические
идеи обрели форму теорий, признаки целостности,
системности. Этому способствовал ряд
обстоятельств. Общественное разделение
труда обусловило не только рост его производительности,
классовое деление общества на рабов и
рабовладельцев, но и создало возможности
определенному слою людей, освободив их
от хозяйственной деятельности, заниматься
исключительно умственным трудом, созданием
теорий общественного устройства.
Одним из выдающихся мыслителей античности
был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои политические идеи он
изложил в диалогах “Государство”, “Политик”,
“Законы”. Платон был объективным идеалистом:
он полагал, что сам по себе, объективно
существует вечный и неизменный мир идей,
а мир явлений представляет собой лишь
его искаженную копию. Общество Платон
понимал как отражение вечных идей, которые
существуют независимо от людей и окружающей
их действительности. Наиболее важной
и непосредственной формой существования
общества является государство. Философ
стремился дать картину идеальных общества
и государства.
Государство регулирует всю жизнь граждан
вплоть до заключения брака и рождения
детей. Подлинная добродетель - истинное
знание - возможна только при идеальном
государстве. Таким государством Платон
считал современную аристократию - правление
философов-мудрецов. Именно при ней возможен
приход к власти самых лучших и благородных
представителей общества. Другие четыре
формы государства - тимократия (правление
военных), олигархия (правление богатых),
демократия, тирания - являются несовершенными.
Важно отметить, что Платон первым указал
на взаимосвязь политики, государства
и социальных изменений (разделения труда,
появление классов, неравенства).
е ).Политические концепции Аристотеля
Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его учение более реалистично,
чем учение Платона, поскольку он обобщил
опыт функционирования 158 греческих полисов.
Свои выводы он изложил в работе “Политика”.
Аристотель отрицал возможность существования
идеального государства, так как полагал,
что государство - результат естественного
развития, а не божественного промысла.
Главная цель государства - достижение
“лучшей жизни”, общего блага для всех
граждан.
Государство Аристотеля менее едино, чем
у Платона. В нем есть место частной собственности,
семье. По Аристотелю, государство - воплощение
справедливости, закона, сфера выражения
общего интереса свободных граждан. Однако
не все существующие формы государства
способны в равной мере справедливо распределять
блага согласно достоинству лиц. Формы
государственного устройства Аристотель
классифицировал по двум критериям: 1)
количество правящих, и 2) цели правления.
Монархию, аристократию и политию он считал
правильными формами, поскольку в них
правители преследуют общее благо всех
граждан. Неправильные формы государства
(тирания, олигархия, демократия) служат
корыстным интересам правителей. Лучшей
формой государства Аристотель называл
политию - правление большинства, обладающего
имущественным и образовательным цензом.
Полития была конкретной формой воплощения
идеи о смешанном режиме, который воплощает
все лучшие черты аристократии (добродетель
правителей), олигархии (богатство), демократии
(свобода).
ж ). Цицерон и политическая мысль республиканского
Рима.
Из римских мыслителей
особого внимания заслуживают идеи
государственного деятеля и философа Марка Туллия
Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве”
и “О законах” он попытался сформулировать
механизмы усовершенствования римского
государства.
Государство Цицерон трактовал как “соединение
многих людей, связанных между собой согласием
в вопросах права и общностью интересов”.
Их согласие основано на присущих человеческой
природе качествах - разуме и справедливости,
которые составляют естественное право,
высший, истинный закон. Истинный закон,
писал Цицерон, есть “разумное положение,
соответствующее природе, распространяющееся
на всех людей, постоянное, вечное, которое
призывает к исполнению долга, приказывая”.
Наилучшей формой государтвенного устройства
Цицерон признавал “смешанную” форму
государства. Она сочетает достоинства
царской власти (забота монарха о подданных),
аристократии (мудрость правителей) и
демократии (свобода народа). Заслуга Цицерона
состоит в том, что он заложил правовой
принцип во взаимоотношения управляющих
и управляемых: “Под действие закона должны
подпадать все, а не только некоторые,
избранные граждане”. Тем самым он заложил
основы теории прав.
Список литературы
1. Бадак А.Н., Войнич И.Е. История
Древнего мира. Древний Восток. Индия,
Китай, страны Юго-Восточной Азии - Минск:
Харвест, 1998.-845c.
2. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. Т.
1. [Учеб. по спец. "История"] -М.: Высш.шк.,
1998.- 495c.
3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства
и права. Т. 1.Учебник -М.:Остожье, 1998.-512c.
4. Кучма В.В. Государство и право древнего
мира. Курс лекций /Волгоград.гос.ун-т -Волгоград:Офсет,
1998.-237c.
5.Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений
и государственной власти // Государственная
власть и местное самоуправление. - М.:
Юрист, 2003, № 5. - С. 45-48