Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:50, реферат
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
. ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
. период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
1. ВВЕДЕНИЕ
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Одну из главенствующих ролей в
истории формировании этого опыта
сыграли мыслители Древней
Усилиями древнегреческих
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
. ранний период (IX - VI века до
нашей эры) связан с
. период расцвета (V - первая половина
IV века до нашей эры) - это время
расцвета древнегреческой
. период эллинизма (вторая
Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.
2. РАННИЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально- политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода
попытки рационализации представлений
об этическом, нравственно-правовом порядке
в человеческих делах и отношениях
получают дальнейшее развитие в творчестве
семи мудрецов
Древней Греции. К ним обычно причислялись
Фалес, Питтак, Периандр, Биант,
Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких
изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали
уже вполне рациональные и светские по
своему духу этические и политические
сентенции. Мудрецы настойчиво подчёркивали
основополагающее значение господства
справедливых законов в полисной жизни.
Многие их них сами были активными участниками
политических событий, правителями или
законодателями и приложили немало усилий
для практической реализации своих политико-правовых
идеалов. Соблюдение законов, по их мнению,
- существенная отличительная черта благоустроенного
полиса. Так, наилучшим государственным
устройством Биант считал такое, где граждане
боятся закона в той же мере, в какой боялись
бы тирана. С идеей необходимости преобразования
общественных и политико-правовых порядков
на философских основах выступили Пифагор,
пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.)
и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали
аристократические идеалы правления “лучших”
- умственной и нравственной элиты.
Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.
Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни. Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п.
Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.
3. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПОЛИТИКО-
Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. (3, стр. 43(
В учениях Демокртита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.
Законы, по Демокриту, призваны обеспечить
благоустроенную жизнь людей в полисе,
но чтобы действительно достигнуть этих
результатов, необходимы соответствующие
усилия и со стороны самих людей, их повиновение
закону.
Законы, соответственно, нужны для обычных
людей для того, чтобы обуздать присущие
им зависть, раздоры, взаимное причинение
вреда. С этой точки зрения мудрому человеку
подобные законы не нужны.
В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико- правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.
Софисты не составляли какой-то единой
школы и развивали различные
философские, политические и правовые
взгляды. Различали два поколения
софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик,
Гиппий и др.) и младших
(Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие
из старших софистов придерживались в
целом демократических воззрений. Среди
младших софистов наряду со сторонниками
демократии встречаются приверженцы и
иных форм правления (аристократии, тирании).
(3, стр. 45(
Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Сократ занимался поисками рационального,
логически-понятийного
Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.
В плане практической политики сократовские
идеи означали правление знающих, т.е.
обоснование принципа компетентного
правления, а в теоретическом
плане - попытку выявить и
Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.
В своём диалоге “Государство”
Платон, конструируя идеальное
«Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон. (4, стр.6(
Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.
Идеальное государство Платона - справедливое
правление лучших. Этим он разделяет
естественно-правовое положение Сократа
о том, что законное и справедливое одно
и то же, поскольку в их основе лежит божественное
начало.
(3, стр. 53(
Дальнейшее развитие и углубление
античной политико-правовой мысли после
Платона связано с именем его
ученика и критика - Аристотеля. Он
предпринял попытку всесторонней разработки
науки о политике. Политика как
наука у него тесно связана
с этикой. Научное понимание политики
предполагает, по Аристотелю, развитые
представления о
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида
справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Критерием уравнивающей справедливости
является
“арифметическое равенство”, сферой
применения этого принципа - область гражданского-правовых
сделок, возмещения ущерба, наказания
и т.д.
Распределяющая справедливость исходит
из принципа “геометрического равенства”
и означает деление общих благ по достоинству,
пропорционально вкладу и взносу того
или иного члена общения. Здесь возможно
как равное, так и неравное наделение соответствующими
благами (властью, почестью, деньгами).
Результатом этических исследований,
существенным для политики, является положение
о том, что политическая справедливость
возможна лишь свободными и равными людьми,
принадлежащими к одному сообществу, и
имеет целью их самоудовлетворённость.
Аристотель в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». (Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.
4. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Кризис древнегреческой
IV века до нашей эры греческие полисы теряют
свою независимость и попадают сначала
под власть Македонии, а затем Рима. Походы
Александра Македонского положили начало
эллинизации Востока и формированию эллинистических
монархий. Учения Эпикура, стоиков и Полибия
являлись отражением политико- правовая
мысль этого периода.
По своим философским
Этика - связующее звено между
его физическими и политико-
Главная цель государственной власти
и основания политического
Настоящая безопасность достигается лишь
благодаря тихой жизни и удалении от толпы.
Исходя из этого государство и закон трактуются
Эпикуром как результат договора людей
между собой об их общей пользе - взаимной
безопасности. Основателем стоицизма
был Зенон. Мироздание в целом, согласно
стоицизму, управляется судьбой. Судьба
как управляющее и господствующее начало
есть одновременно “разум мироздания,
или закон всего сущего в мироздании”.
Судьба в учении стоиков выступает в качестве
такого
«естественного закона», который имеет
в то же время божественный характер и
смысл.