Политическая мысль эпохи буржуазных революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

В основу своей теории государства и права Гобсс(1588-1679) кладет определенное представление о природе индивида.( «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского») Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физ. и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это положение Гобсс называет «естественного состоянием рода человеческого».

Файлы: 1 файл

Политическая мысль эпохи буржуазных революций.docx

— 31.94 Кб (Скачать файл)

Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Т. Гоббс и Дж. Локк (общее  и особенное во взглядах на государство, личность, закон)

В основу своей теории государства  и права Гобсс(1588-1679) кладет определенное представление о природе индивида.( «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского») Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физ. и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это положение Гобсс называет «естественного состоянием рода человеческого». Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия есть естественные законы. Главным естественным закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в которой этого требуют интересы мира и самозащиты (2-ой естественный закон). 3-ий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В 3-ем законе содержится источник и начало справедливости. Существуют еще 16 естественных законов. Обобщение всего: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Абсолютная власть государства - вот, по Гобссу, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.

Государство учреждается  людьми для того, чтобы с его  помощью покончить с «войной  всех против всех». По Гобссу, государства могут возникать не только через добровольное согласие, но и приобретать власть силой. Гобсс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или полит государствами. Государства, появившиеся с помощью силы - основанные на приобретении. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу(отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть то лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Власть суверена всегда абсолютна и безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. При этом обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, никаким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гобссу, не одни только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государства гарантирует своим подданным свободу, которая является, по Гобссу, правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Гобсс призывал использовать силу закона»не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений».

 Гобсс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. Согласно Гобссу, может быть три формы государства: монархия, демократия, и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше др. форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы тесно совпадают с частными. Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку «в личности короля олицетворяется государство». Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность- право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

Дж. Локк (1632-1704) развил доктрину раннебуржуазного либерализма.(«Два трактата о государственном правлении»). По Локку , до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды , не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Т.е. отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надлежащего обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство.

 Строя государство  добровольно, люди предельно точно  отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству.  О каком-либо тотальном отказе  от всех принадлежащих людям  свобод в пользу государства  ( что имело место у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом , свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.

 Титул закона имеет  ишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такого указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. По Локку , закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. В государстве никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Закон ,по Локку, - инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других. «Там, где нет законов, там нет и свободы. Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить свободы каждому. Как все полит установления, как само государства, законы создаются по воле и решению большинства. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый полит организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

 Поддержание режима  свободы требует, по Локку,  разграничения публично-властных  полномочий между разными органами  государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная  власть - монарху, кабинету министров.  Первое место - законодательной  власти. Иные власти подчиняются  ей, оказывая в свою очередь  на нее влияние. Нормальная  «структура правления», по Локку, - комплекс официальных сдержек и противовесов.

 Локк категорически  отвергал абсолютно-монархическое  устройство власти. Личные симпатии  к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.

 

Маркс и Энгельс о политике и  государстве

Происхождение государства (по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»)

 В своей книге Энгельс  высказал мысль о том, что  «Морган был первый, кто … попытался  внести в предысторию человечества  в определенную систему». Эта  система состоит «из трех главных  эпох – дикости, варварства, цивилизации.  Каждую из этих двух первых  эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно  с прогрессом в производстве средств к жизни».1

 В период дикости  были изобретен лук и стрелы, благодаря которым охота стала  одной из обычных отраслей  труда. Варварство – период  ведения скотоводства и земледелия, период овладением методами увеличения  производства продуктов природы  с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период введения  дальнейшей обработкой продуктов  природы, период промышленности и искусства.

 Государство начинает  формироваться в эпоху варварства  вследствие разложения родовой  организации общества. Какие причины,  по мнению Ф. Энгельса, привели  к разложению родового строя?  Для ответа на этот вопрос  необходимо кратко рассмотреть  те социально-экономические процессы, которые происходили на низшей  ступени варварства. С этой ступени  развития мы и начнем рассмотрение данного вопроса.

 Ф. Энгельс называл  род «чудесной организацией». «Величие родового

 строя…проявляется в  том, что здесь нет места  для господства и порабощения.  Внутри родового строя не существует  еще никакого различия между  правами и обязанностями».2 Разделение  труда существует только между  полами. Мужчина воюет, ходит на  охоту добывает пищу и изготовляет  необходимые для этого орудия  труда. Женщина работает по  дому. Каждый из них – хозяин  в своей области и является  собственником изготовленных и употребляемых им орудий. Общей собственностью является: дом, огород, лодка, т.е.  то, что изготовляется и используется сообща.

 Но не везде было  так. У некоторых наиболее передовых  племен (арийцев, семитов и т.д.) главной отраслью труда было  сначала приручение и лишь  потом уже разведение скота  и уход за ним. «Пастушеские  племена выделились из основной  массы варваров – это было  первое крупное общественное  разделение труда».1 Пастушеские  племена производили больше, чем  остальные варвары. Это сделало  возможным обмен между членами  различных племен. Главным предметом  обмена был скот. Скот сделался  товаром, посредством которого  оценивались все другие товары, т.е. он приобрел функцию денег.  Обрабатываемая земля в этот  период оставалась еще собственностью  племени и передавалась в пользование  сначала роду, позднее самим родом  – домашним общинам, наконец,  отдельным лицам. В это время  появился ткацкий станок и стала возможным плавка металлических руд и обработка металлов.

 Увеличение производства  во всех отраслях привело к  производству большего количества  продуктов, чем требовалось для  поддержания рабочей силы. Вместе  с тем оно увеличивало ежедневное  количество труда. Появилась потребность  в привлечении новой рабочей  силы. Ее доставляла война. Военнопленные  превращались в рабов. «Из первого  крупного общественного разделения  труда возникло и первое крупное  разделение общества на два  класса – господ и рабов,  эксплуататоров и эксплуатируемых».2

 Стада из общего  владения рода перешли в собственность  глав отдельных семей. В семье  произошла революция. Скот принадлежал  мужчине; мужчине же принадлежали  и полученные в обмен на  скот товары и рабы. Весь избыток,  который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потреблении его, но не имела доли в собственности. Утверждением господства мужчины в доме, введение отцовского права, постепенный переход от парного брака к моногамии – все это создало трещину родовом строе. Отдельная семья стала силой, способной противостоять роду.

 На высшей ступени  варварства человеку стало служить  железо. Железо сделало возможным  полеводство на более крупных  площадях. Богатство быстро возрастало, но как богатство отдельных  лиц. Возрастала степень разнообразия  и совершенства ремесел, столь  разнообразная деятельность не  могла уже выполняться одним  и тем же лицом. Произошло  второе крупное разделение труда:  ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на  две крупные отрасли, земледелие  и ремесло, возникает товарное  производство и торговля, причем  не только внутри племени, но  и с заморскими странами. Благородные  металлы начинают становиться  всеобщим товаром – деньгами, их обменивают по весу.

 Различие между богатыми  и бедными выступает наряду  с различием между свободными  и рабами, с новым разделением  труда возникает новое разделение  общества на классы. «Имущественные  различия между отдельными главами  семей взрывают старую коммунистическую  домашнюю общину везде, где  она еще сохранилась; вместе  с ней исчезает и совместная обработка земли средствами этой общины…отдельная семья становится хозяйственной единицей общества».1

 Вследствие роста плотности  населения становится необходимостью  союз родственных племен, а вскоре  делается необходимым даже их  слияние и тем самым слияние  отдельных племенных территорий  в одну общую территорию для  всего народа. Военный вождь народа  становится необходимым, постоянным  должностным лицом. Появляется  народное собрание. Военачальник, совет,  народное собрание образуют органы  родового общества, развивающегося  в военную демократию. Война теперь  становится регулярной.

Богатство соседей возбуждают жадность народов. Грабеж им кажется  более легким, чем труд. Война  теперь ведется только ради грабежа. То же самое происходит и внутри общества. Грабительские войны усиливают  власть верховного военачальника, как  и его приближенных; установленное  обычаем избрание их приемников из одних и тех же семей переходит  в наследственную власть, закладываются  основы наследственной королевской  власти. Органы родового строя отрываются от своих корней и постепенно превращаются «в организацию для грабежа и  угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные  органы господства и угнетения, направленные против собственного народа».1

 Мы подошли к порогу  цивилизации, одним из признаков  которой является возникновение  городов и городской культуры (материальной и духовной). Усиливается  разделение труда между городом  и деревней, и возникает торговля. Третье разделение труда создает  класс, который занимается уже  не производством, а только  обменом продуктов, а именно  купцов. Этот класс «захватывает  в общем и целом руководство  производством и экономически  подчиняет себе производителей».2 Вместе с купечеством появляются и металлические деньги. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежная ссуда, а вместе с ней – ростовщичество.

Информация о работе Политическая мысль эпохи буржуазных революций