Появляется также и
земельное богатство. Право отдельных
лиц на владение земельными
участками становится наследственным.
Вслед за этим появилась частная
собственность на землю. Земля
могла теперь стать товаром,
который продают и закладывают.
А с установлением собственности
на землю была изобретена и ипотека.
В результате всех
этих процессов происходила концентрация
и централизация богатств в руках
немногочисленного класса, в то время
как основная масса населения беднела.
Появилась новая аристократия, которая
оттесняла на задний план старую родовую
знать. И наряду с этим разделением свободного
населения на социальные группы происходило
увеличение числа рабов, первого в истории
эксплуатируемого класса. Возникновение
государства стало неизбежным.
«Родовой строй отжил
свой век. Он был взорван
разделением труда и его последствием
– расколом общества на классы.
Он был заменен государством».1
«Итак, государство
никоим образом не представляет
собой силы, извне навязанной
обществу. Государство есть продукт
общества на известной ступени
развития; государство есть признание
того, что общество…раскололось
на непримиримые противоположности,
избавиться от которых оно
бессиль-но».2 А чтобы эти противоположности
не уничтожили друг друга, необходима
сила, стоящая над обществом. И этой силой
является государство.
По сравнению со
старой родовой организацией государство
отличается:
1) разделением подданных
государства по территориальным
делениям, т.е. гражданам предоставили
осуществлять свои права и
обязанности там, где они поселились
независимо от того, к какому
роду или племени они принадлежат;
2) учреждение публичной
власти. Она существует в каждом
государстве и представляет собой
вооруженную силу. Она состоит
не только из вооружен-ных людей,
но и из тюрем и других принудительных
учреждений, которые не были известны
при родовой организации общества;
3) налоги, которые необходимы
для содержания этой публичной власти.
«Так как государство возникло
из потребности держать в узде противоположность
классов; так как оно в то же время возникло
в самих столкновениях этих классов, то
оно является государством самого могущественного,
экономически господствующего класса,
который при помощи государства становится
также политически господствующим классом
и приобретает новые средства для подавления
и эксплуатации угнетенного класса».1
Государство – это
организация имущего класса для
защиты его от неимущего. Однако
это политическое признание различий
в имущественном положении характеризует
низшую ступень государственного развития.
Высшая форма государства – демократическая
республика, представляющая собой форму
государства, в которой только и может
быть доведена до конца борьба между пролетариатом
и буржуазией.
Итак, государство существует
не вечно. На определенной ступени
экономического развития в связи
с расколом общества на классы государство
стало необходимостью. Классы исчезнут
так же неизбежно, как неизбежно они возникли
в прошлом. С исчезновение классов исчезнет
и государство. Общество, которое по-новому
организует производство на основе свободной
и равной ассоциации производителей, отправит
государственную машину в музей.
«С наступлением цивилизации
рост богатства стал столь
огромным, его формы такими разнообразными,
его применение таким обширным,
а управление им...таким умелым, что
это богатство неодолимой силой, противостоящей
народу. Одна лишь погоня за богатством
не есть конечное назначение человечества,
если только прогресс не останется законом
для будущего, каким он был для прошлого.
Завершение исторического поприща, единственной
конечной целью которого является богатство,
угрожает нам гибелью общества. Демократия
в управлении, братство внутри общества,
равенство прав, всеобщее образование
освятят следующую, высшую ступень общества,
к которой стремятся опыт, разум и наука».2
Политико-правовые взгляды К.
Маркса
Государство и право как
часть идеологической надстройки общественно-экономической
формации организации общества
К. Маркс в своих произведениях
рассматривал государство и право как
надстроечные явления по отношению к базису,
т.е. экономическим отношениям общества.
Базис – это производственные отношения,
зависящие от производительных сил. Маркс
писал, что в ходе общественного производства
своей жизни люди вступают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие отношения
– производственные отношения, которые
соответствуют определенной ступени развития
производительных сил. Совокупность этих
производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, реальный
базис, на котором возвышается политическая
и юридическая надстройка и которому соответствуют
определенные формы общественного сознания.
Способ производства обусловливает социальный,
политический и духовный процессы жизни
общества.1
Государство и право
как части надстройки всегда
выражают волю и интересы класса,
который экономически господствует
при данном способе производства,
т.е. господствующего класса. При
этом все способы производства
являются прогрессивными.
Маркс считал, что государство
и право в качестве надстроечных институтов
играют активную, относительно самостоятельную
роль. Маркс отмечал, что если взять определенную
ступень развития производства, то мы
получим определенное гражданское общество.
А если взять определенное гражданское
общество, мы получим определенный политический
строй, который является лишь официальным
выражением гражданского общества.2
Таким образом, не только государство
определяет гражданское общество, но
и гражданское общество определяет
государство.
^ Классовая сущность государства
и права
Маркс всегда придавал большое
значение раскрытию классовой сущности
государства и права.
В процессе развития
одна общественно-экономическая
формация сменяет другую в
результате борьбы классов и
социальной революции. Это происходит
тогда, когда постоянно развивающиеся
производительные силы вступают
в противоречие с существующими
производственными отношениями.
После изменения способа производства
происходит переворот и в надстройке.
Государство возникает
в результате раскола общества
на антагонистические классы. Классы
– это большие группы людей,
с разными интересами, различающиеся
по их отношению к средствам
производства. Класс в полном
смысле осознаёт себя как особую
социальную группу со своими
собственными интересами. Наиболее
важной формой выражения классового
самосознания является политическая партия.
Государство есть продукт
и проявление непримиримости
классовых противоречий. Государство
возникает там, где классовые
противоречия не могут быть
устранены без вмешательства
третьей силы. В свою очередь
классовая борьба неизбежно ведёт
к диктатуре одного класса. В
результате борьбы между буржуазией
и пролетариатом, рано или поздно,
будет установлена диктатура
пролетариата. И эта диктатура
сама по себе станет переходом
к уничтожению всяких классов
и к обществу без классов,
а значит, и без государства.
Маркс считал, что государство в конечном
итоге должно исчезнуть. Этот процесс
он считал абсолютно неизбежным.
Но пока государство
есть, класс, занимающий господствующие
позиции в экономике стремится
закрепить своё господство и
в политике, завоевать государственную
власть. Таким образом, государственная
власть это организация, особый
аппарат насилия господствующего
класса. И этот класс навязывает
через идеологию свои собственные
интересы, которые она представляет
как всеобщие. Поэтому, право –
это возведённая в закон воля
господствующего класса.1
В этом определении
подчеркивается классовая сущность
права, смысл которого: право выражает
волю экономически и политически
господствующего класса. Содержание
воли господствующего класса, выраженной
в праве определяется в конечном
счете господствующим способом производства.
В этом смысле, как писали Карл Маркс и
Фридрих Энгельс, право не имеет собственной
истории, ибо его история неразрывно связана
с возникновением и развитием классового
общества. Вместе с тем право, как и другие
надстроечные категории участвует в историческом
процессе. Классово-волевой характер права
заключается в том, что оно не только активно
воздействует на общественные отношения,
но и содействует их закреплению, охране,
развитию в интересах господствующего
класса. В этом назначение права. Государство
гарантирует реализацию права, охраняет
его от нарушений: право есть ничто без
аппарата, способного принуждать к соблюдению
норм права.2
С помощью права
правящий класс или правящие
классы определённым образом
регламентируют отношения и поведение
людей и их коллективов, закрепляют
в качестве обязательного, охраняемого
законом тот строй общественных
отношений, который отвечает интересам
этих классов. Маркс пишет,
что представление о праве
как отношениях равенства при
буржуазном строе – фикция. Равенство
формально. Реальной свободы нет.
Отсутствие частной собственности
у бедняков лишает их свободы и равенства.
Любопытные соображения
о праве содержатся в «Критике
Готской программы». Так как добиться
сразу полного удовлетворения
материальных потребностей, а значит,
и полного материального равенства
не удастся, будет действовать
правило: «от каждого – по
способностям, каждому по труду».
Внешне это напоминает
товарообмен при капитализме.
Действует принцип эквивалента.
Маркс пишет, что право этого
периода (переходного периода
диктатуры) остается втиснутым
в буржуазные рамки, характеризует
его как буржуазное. Тем не
менее оно необходимо как регулятор меры
труда и потребления. Лишь на высшей стадии
коммунизма станет возможным «совершенно
преодолеть узкий горизонт буржуазного
права».1 Таким образом, будет действовать
принцип «от каждого – по способностям,
каждому – по потребностям». Следовательно,
необходимость в праве и государстве отпадет.
Заключение
Создание К. Марксом и
Ф. Энгельсом диалектико-материалистической
теории государства и права –
выдающееся событие во всей многовековой
истории политической и правовой мысли.
В книге «Происхождение
семьи, частной собственности
и государства» Ф. Энгельс доказывал,
что государство возникло в
результате раскола общества
на классы с противоположными
экономическими интересами, и само
оно является инструментом господствующего
класса и остается машиной
подавления эксплуатируемых классов.
Ф. Энгельс считал, что государство
существует не вечно. Оно исчезнет
тогда, когда исчезнут классовые
различия между людьми. Уничтожить
классы можно только путем
пролетарской революции, которая
превратит пролетариат в господствующий
класс, установит пролетарскую
демократию, централизует весь капитал,
все орудия производства в
руках государства, подчинит производство
плану.
К. Маркс в своей политико-правовой
концепции рассматривал государство и
право как надстроечные явления по отношению
к базису. Государство и право как части
надстройки всегда выражают волю и интересы
класса, который экономически господствует
при данной системе производства. Одна
общественно-экономическая формация сменяется
другой в результате борьбы классов. Постоянно
развивающиеся производительные силы
приходят в противоречие с устаревшей
системой производственных отношений.
После социальной революции происходит
переворот во всей громадной надстройке.
К. Маркс уделял большое
внимание раскрытию классовой
сущности государства и права.
Так же как и Ф. Энгельс,
К. Маркс считал, что государство есть
результат раскола общества на антагонистические
классы. Само государство - орудие и собственность
господствующего класса.
В результате пролетарской
революции, считал Маркс, класс
трудящихся насильственно ниспровергнет
буржуазию: весь капитал, средства
производства окажутся в его
руках - тогда производительным
силам уже не будут препятствовать
устаревшие капиталистические производственные
отношения, выраженные в институтах
государства и права. Сами эти
институты утратят свой смысл
и неизбежно отомрут.