Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:01, контрольная работа
Целью моей работы являются политические учения эпохи Возрождения и Реформации.
Для того чтобы раскрыть тему в полном объеме я ставлю пред собой следующие задачи:
1.Раскрыть представление о политических идеях Реформации и Возрождения.
2.Показать сущность политики Н.Макиавелли.
3.Раскрыть понятие и сущность европейского социализма 16-17 вв.
4.Проанализировать идеи государственного суверенитета, разработанные Ж. Боденом.
Введение……………………………………………………………………3
1 .Мораль и политика в учении Н. Макиавелли………………………....5
2.Идеи утопического социализма / Т. Мор, Т.Кампанелла………………………………………………………………8
3.Разработка Ж. Боденом идеи государственного суверенитета……..11
Заключение……………………………………………………………......13
Список использованных источников………………………....................14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра политологии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Политология»
Тема:
«Политическая мысль в период Возрождения и Реформации»
Вариант № 5
Выполнила: |
Студентка 2 курса юридического факультета заочной формы обучения, специальность «правоведение», группа «А» Игнатчик Елена Викторовна |
|
доцент Скакун Евгений Всеволодович |
Брест,2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 .Мораль и политика в учении Н. Макиавелли………………………....5
2.Идеи
утопического социализма
/ Т. Мор,
Т.Кампанелла………………………………………………
3.Разработка Ж. Боденом идеи государственного суверенитета……..11
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………...........
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей работы являются политические учения эпохи Возрождения и Реформации.
Для того чтобы раскрыть тему в полном объеме я ставлю пред собой следующие задачи:
1.Раскрыть представление о политических идеях Реформации и Возрождения.
2.Показать сущность политики Н.Макиавелли.
3.Раскрыть понятие и сущность европейского социализма 16-17 вв.
4.Проанализировать идеи государственного суверенитета, разработанные
Ж. Боденом.
Возрождение и Реформации - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально - исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим , но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально - культурную окраску.
Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой обеспеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.
Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр /в отдельных случаях - отрицание/ религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших /точнее, наивысших/ результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его приделы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали ограниченными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.
В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т.п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации [2, с. 168]. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общество. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения новых исторических задач, которые стали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обуславливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА В УЧЕНИИ Н. МАКИАВЕЛЛИ
В истории концепции государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Николо Макиавелли /1469-1527/. Большой знаток античной литературы, дипломат и политик /в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики/, он вошел в историю политико -юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» /1513/, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» /1519/, «История Флоренции» /первое издание - 1532/ и др.
Самое знаменитое политическое сочинение Макиавелли - трактат «Государь» /переводят также «Князь»/. Оно представляет собой руководство правителю по завоеванию и удержанию политической власти. Он писал свой трактат для сильной личности - политика, способного объединить Италию, которая в то время была разобщена на много мелких государств. Для достижения этой цели требовался человек, которого бы не остановили моральные и религиозные принципы. Такая личность представляет в сочинении как идеал правителя. Содержание книги «Государь» вошло в арсенал мировой политической мысли как «макивеаллизм».
В «Государе» власть предстает как явление внеморального порядка. Понятия морали и религии, с одной стороны, и политики, с другой, сами по себе противоположены и не сочетаемы. Поэтому тот, кто хочет остаться нравственным человеком, должен отказаться от политической деятельности. Главная цель власти - удержание самой власти, для достижения этого позволительны любые средства. Государь волен поступать как ему угодно тогда, когда дело касается его политических интересов. Это значит, что критерии политической практики, оправдывающий все, Макиавелли видел в эффективности. Смысл политических отношений своего времени флорентийский секретарь определял как постоянную борьбу народа и
аристократии. Поэтому единоличный правитель должен опираться на народ ему требуется установить с ним тесные связи. Фактически государь выступает как опекун народа в котором последний чувствует необходимость. Поэтому неприятные поручения правителю следует перекладывать на других дабы не навлечь на себя ненависть. Поскольку люди по своей природе злы и эгоистичны они способны заботиться лишь о своих материальных интересах. Всем остальным в государстве должна заведовать верховная власть опирающаяся на две силы - войско и законы. Правительство выступает в качестве монополиста публично - правовых прерогатив. Единоличный правитель концентрирует в своих руках все нити управления, ему подчиняется аппарат чиновников, он один имеет право издавать законы. В управлении государством он следует лишь собственной воле и никому не подчиняется. Макиавелли писал, что государей, которые действуют силой и хитростью, можно уподобить львам и лисицам.
Другое сочинение Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», показывает его с иной стороны. Он вызывает себя сторонником республиканской формы государства, поскольку один человек редко сочетает в себе все качества, необходимые политику. Картина, нарисованная в «Государе», применима к чрезвычайным обстоятельствам, в которых необходимо действовать жестко и беспринципно. Но следствием установления единовластного правления должно быть восстановление идеальной формы государства - республики. Таким образом, «Государь», скорее, теоретическое сочинение, а не практическое руководство для правителя.
Макиавелли
одним из первых применил термин «государство»
для определения политически организованного
общества [1, с.69]. Он рассматривал его как
определенное соотношение между правительством
и подданными, опирающееся на любовь или
страх последних. Государство возникло
тогда, когда люди избрали себе в руководители
самого сильного из них и стали ему повиноваться.
Впоследствии для регулирования совместной
жизни появились законы и правосудие.
Целью государства и основой его прочности
Макиавелли считал безопасность личности
и незыблемость собственности. В соответствии
с этим две основные функции власти - это
военная и полицейско -охранительная,
т.е. соответственно защита от внешних
врагов и охрана внутреннего порядка.
ИДЕИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА (Т. МОР, Т. КАМПАНЕЛЛА)
В произведениях Мора и Кампанеллы представлены одни из первых коммунистических проектов общественного устройства. Томас Мор (1478 -1535 гг.) - представитель английского гуманизма. Некоторое время он был канцлером Англии и окончил свою жизнь на плахе, не подчинившись королю Генриху VIII (он выступил против религиозной политики короля). Мор является автором «Золотой книжечки о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», более известной под сокращенным названием («Утопия»). Это произведение состоит из двух частей, первая из которых посвящена критике английского общественного устройства. Корень всех зол Мор видел в существовании частной собственности; английское государство он называл орудием богачей. Во второй части книги приводится вымышленный рассказ одного моряка об острове Утопия, на котором он побывал. Слово «утопия» в дословном переводе с древнегреческого означает «несуществующая страна». Сейчас словами «утопия» и «антиутопия» обозначают модели идеального или негативного общественно- политического устройства [1, с. 76].
Утопию
Мор описывает как общество, в котором
отсутствует частная собственность и
царит имущественное равенство. Чтобы
не способствовать развитию инстинкта
собственности, каждые 10 лет граждане
по жребию меняются домами и личным имуществом.
Физический труд (6 часов в день) является
обязательным практически для каждого
гражданина, исключая людей науки. За тем,
чтобы «никто не сидел в праздности», наблюдают
специальные должностные лица. Основу
общества на Утопии составляет семья,
являющаяся в то же время производственной
ячейкой. Политический строй Утопии демократичен;
ежегодно все должностные лица избираются
народом. Руководитель общества - князь
- избирается пожизненно, однако может
быть смещен. Большую роль в обществе играет
народное собрание, решающее важнейшие
вопросы. Главные функции должностных
лиц - надзор за соблюдением законов и
организация труда. На Утопии царит веротерпимость,
утопийцы избегают каких- либо запретов в частной жизни. Преступления на Утопии редки, поскольку там отсутствует частная собственность; чтобы продемонстрировать презрение к драгоценным металлам, имеющихся преступников заковывают в золотые цепи и отправляют на тяжелые работы: «Ибо своим трудом они принесут больше пользы, чем своей смертью».
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.) - автор другой прославленной социальной утопии, описанной в книге «Город Солнца». Это был доминиканский монах, за участие в заговоре осужденный на заключение, в котором он и написал свою книгу. В обществе соляриев /жителей города Солнца/, как и на Утопии, также нет частной собственности. Люди совместно трудятся и получают продукты согласно необходимости. Они живут умеренно и ограничивают свои потребности. Принцип общности распространяется также на брачно-семейные отношения, у соляриев «любовь выражается, скорее, в дружбе». Поэтому производственной ячейкой в городе Солнца является бригада или мастерская. Труд считается почетной обязанностью каждого солярия. В то же время они занимаются работой, отталкиваясь от своих интересов, и потому трудятся «всегда с радостью». Кампанелла ставил принцип общей пользы выше потребностей отдельных лиц. Поэтому жизнь соляриев тщательно регламентируется; они носят одинаковую одежду, одинаково питаются, строем ходят на работу и отдых. Развлечения соляриев также контролируется государством. Государственная опека доходит до выбора имен новорожденным соляриям.
Исходя из существования трех видов деятельности, власть в городе поделена между тремя должностными лицами. Это Сила, который ведает военными делами, Мудрость, руководящий развитием наук, и Любовь, контролирующий воспроизводство и воспитание населения, обеспечение его пищей и одеждой. Эти три должностных лица являются самыми компетентными в своих областях; им помогают другие специалисты, не такие знающие. Верховный правитель города носит титул Солнце /или Метафизик/. Он одинаково хорошо разбирается во всех сферах и потому занимает свой пост.
Эти и другие руководители назначаются, в зависимости от их способностей и занимают должности до тех пор, пока не найдется кто-то, кто превосходит их в этом. Низшие должностные лица избираются на народном собрании. В реальности простые солярии оказывают минимальное влияние на дела государства, интересы которого доминируют над интересами отдельных личностей.
РАЗРАБОТКА Ж.БОДЕНОМ ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СУВЕРЕНИТЕТА
Жан Боден (1530-1596 гг.) - французский правовед и политический деятель. В произведении «Шесть книг о государстве» он обосновал теорию государственного суверенитета. Государство Боден определил как «правильную систему управления многими семьями и тем, что для них общее, при высшей власти». То есть государство, прежде всего, аппарат управления. Оно действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, защиты от внешних врагов. Три признака государства - суверенитет, наличие права, гарантия собственности. Под суверенитетом Боден понимал как «абсолютную, не связанную никакими законами и постоянную власть над гражданами и подданными». Носитель суверенитета является источником законов и не может быть ограничен никакими условиями и обязательствами. Выше него - только Бог и естественные законы. Власть носителя суверенитета непроизводна - она никем ему не передана и не ограничена во времени. Суверен осуществляет свои полномочия с помощью законов. Кроме того, к его ведению относится объявление войны и заключение мира, назначение на должности, право помилования, чеканка монеты, установление системы мер и весов, взимание налогов. Поскольку частная собственность лежит на основе цивилизации, государство не должно вмешиваться в то, что с ней связано. Вопросы веры, семьи и собственности находятся за пределами власти носителя суверенитета. Боден писал «Подлинная свобода народа состоит в том, чтобы наслаждаться своими частными делами» [1, с.74].
Информация о работе Политическая мысль в период Возрождения и Реформации