Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени.
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Файлы: 1 файл

арегинал.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

           1.Политическая мысль в Западной  Европе в первой половине XIX в.

Одной из центральных идеологий  для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе  личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в  качестве политической философии принадлежит  европейской мысли Нового времени.

Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность - наивысшие социальные ценности. Второй - реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих возможностей личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них - представления о рациональном устройстве мира, прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно, присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и др.

Среди виднейших представителей либерализма в Англии, в первую очередь, следует назвать И. Бентама (1748—1832  гг.) и Д.С. Милля (1806—1873  гг.); во Франции — Б. Констана (1767—1830  гг.) и А. де Токвиля (1805—1859  гг.); в Германии — В. Гумбольдта (1767—1835  гг.) и Л. Штейна (1815—1890  гг.).

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для  каждого, свободным обменом политически  значимой информацией, ограничением власти государства и церкви верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

1)данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

2)равноправия и равенства перед законом;

3)рыночной экономики;

4)ответственности правительства  и прозрачности государственной  власти.

5)Функция государственной  власти при этом сводится к  минимуму, необходимому для обеспечения  этих принципов. Современный либерализм  также отдаёт предпочтение открытому  обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения  либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной  должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний  день политической системой, которая  наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

                                                                     2.Алексис де Токвиль.

Первым представителем либерализма, который постиг значение и важность демократии, был Алексис де Токвиль 1805-1859. Юрист по образованию, с 1827 г. он занимал должность судьи. В 1831-1832 годах находился в США с целью изучения американского опыта организации системы исполнения наказаний. Его труд "Демократия в Америке", написанная после этой поездки в 1835-1840 гг, приобрела широкую популярность и до 1850 г. выдержала 13 изданий. Он принимал активное участие в государственном и политической жизни, был депутатом парламента, министром иностранных дел. В период правления Наполеона III вынужден был эмигрировать. В 1856г. вышла его книга "Древний устройство (старый порядок) и революция".

В центре его внимания прежде всего оказалась Франция - его родное отечество, раздираемое противоречиями и за свою историю успевшее пройти как через монархическую, так и республиканскую форму правления. Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества, Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Интересно то, какое содержание получает понятие государства в работах французского мыслителя. Для него это прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Первым государством, которому в полной мере удалось воплотить принципы демократического устройства общества, были, по Токвилю, Соединенные Штаты. А коль скоро наступление демократии в мировом масштабе было неизбежно, то ознакомление с положительными и отрицательными чертами демократического устройства становилось крайне актуальной и насущной проблемой. Токвиль выступает по преимуществу как социолог-компаративист, стремящийся путем сопоставления разных обществ, принадлежащих к одному и тому же виду или типу, выявить в них значительное.

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 2.1 Демократия.

Токвиль написал две главные  книги: «Демократия в Америке» и  «Старый режим и революция». Посмертно  был опубликован том его воспоминаний о революции 1848 г. и его переходе в министерство иностранных дел, а также переписка и речи. Но главное - две большие книги, одна из которых посвящена Америке, другая – Франции.

Книга об Америке призвана дать ответ на вопрос: почему в Америке  демократическое общество оказалось  либеральным? Что касается «Старого режима и революции», то в этой книге  автор стремится ответить на вопрос: почему Франции на пути к демократии было столь трудно поддерживать политический режим свободы?

По его мнению, демократия есть уравнивание условий жизни. Демократическим можно считать  общество, в котором больше не существует различий между сословиями и классами, в котором все индивиды, составляющие коллектив, равны в социальном плане. Отсюда отнюдь не вытекают ни интеллектуальное равенство (предположить его было бы абсурдным), ни равенство экономическое (по Токвилю, невозможное). Социальное равенство означает, что нет наследуемого различия общественного положения  и все виды деятельности, профессии, звания, почести доступны каждому. Таким  образом, в самой идее демократии заключены одновременно социальное равенство и тенденция к одинаковому  образу и уровню жизни. Делая свои записи после Французской революции, Токвиль не может допустить, что  основой и гарантией свободы  в современных условиях служит неравенство  положений, то неравенство, интеллектуальные и социальные устои которого исчезли. Безрассудно стремиться восстановить авторитет и привилегии аристократии, уничтоженной Революцией.  Главным фактором становится равенство условий. Поэтому важнейшее положение Токвиля таково: свобода не может основываться на неравенстве, она должна базироваться на демократической реальности с ее равенством условий и быть защищена институтами, образец которых (полагал он) представлен в Америке.

Первая составляющая понятия свободы - это отсутствие произвола. Когда власть осуществляется лишь в соответствии с законами, индивиды в безопасности. Следует, впрочем, остерегаться людей: они не настолько добродетельны, чтобы поддерживать абсолютную власть, не коррумпируя ее; никому не нужно предоставлять абсолютной власти. Значит, нужно, чтобы власть останавливала власть, чтобы было множество центров принятия решений, политических и административных органов, уравновешивающих друг друга. А поскольку все люди - подданные, нужно, чтобы те, кто осуществляет власть, были так или иначе представителями управляемых, их делегатами. Другими словами, нужно, чтобы народ, насколько это физически возможно, управлял самим собой.

Когда Токвиль пишет о  преобладании коммерции и промышленности, он объясняет это преобладание в  основном сравнительно с прошлым  и применительно к своей ведущей  теме демократии. Неравенство судеб, предполагаемое самой деятельностью  в области торговли и промышленности, не кажется ему противоречащим уравнительной  тенденции, которая обнаруживается в современных обществах. К тому же фортуна в сфере коммерции, промышленности и движимости, если можно так выразиться, прежде всего  непостоянна. Она не обеспечивает верности семьям, которые удерживают свое привилегированное  положение от поколения к поколению. Вместе с тем между руководителем  в промышленности и рабочими не создаются  отношения иерархической солидарности, существовавшие в прошлом между сеньором и крестьянами или фермерами. Единственное историческое основание подлинной аристократии - это собственность на землю и военная профессия. Поэтому в социологии Токвиля неравенство богатства, подчеркнутое, насколько это возможно, не противоречит фундаментальному равенству условий, свойственному современным обществам. Он не считает, будто современная промышленность порождает аристократию. Он скорее полагает, что неравенство богатства станет уменьшаться по мере того, как современные общества будут становиться более демократическими, тем более что фортуна в сфере промышленности и коммерции слишком ненадежна, чтобы быть источником прочной иерархической структуры. Наперекор катастрофическому и апокалипсическому видению развития капитализма, свойственному марксизму, Токвиль развивал, начиная с 1835 г., полувосторженную, полубезропотную (скорее безропотную, чем восторженную) теорию государства всеобщего благоденствия, или общую теорию обуржуазивания.

 

 

 

 

 

 

 

                             2.2 Политика Франции.

Токвиль изучает Францию  под определенным углом зрения, думая  об Америке. Он стремится понять, почему во Франции столько препятствий  на пути к политической свободе, хотя она является демократической страной  или выглядит таковой, подобно тому как, изучая Америку, он занимался поисками причин феномена обратного свойства, т.е. причин сохранения политической свободы: благодаря демократическому характеру  общества или вопреки ему?

«Старый режим и революция» есть социологическое толкование исторического  кризиса с целью сделать описываемые  события непостижимыми. С самого начала Токвиль наблюдает и рассуждает как социолог. Он не допускает мысли, будто революционный кризис - простая и чистая случайность. Он утверждает, что учреждения прежнего режима разрушались в тот момент, когда были подхвачены революционной бурей. Революционный кризис, добавляет он, отличался характерными признаками, т.к. развертывался наподобие религиозной революции.

«Французская революция  действовала в отношении этого  мира точно так же, как религиозная  революция поступает относительно иного мира. Она рассматривала  гражданина вне всякого отдельного общества, абстрактно, подобно тому как религия рассматривает человека вообще, вне страны и времени. Ее интересовало не только право отдельного гражданина Франции, но и общие обязанности  и права людей в области  политики. Таким образом, постоянно  восходя к тому, что имело более  общий характер, и, так сказать, к  более естественному общественному  состоянию и правлению, она смогла выказать себя понятной для всех и  достойной подражания сразу во многих местах». Это сходство политического  кризиса с разновидностью религиозной  революции представляет собой, по-видимому, одну из особенностей великих революций в современных обществах.

Токвиль, естественно, приходит к выводу: почему учреждения старого  режима, разваливаясь во всей Европе, лишь во Франции вызвали революцию? Каковы основные феномены, проясняющие это  событие? Первый из них уже был  косвенно исследован в «Демократии в Америке» - это централизация и единообразие управления.

Франция управлялась из центра и единообразно, пока не разразилась  революционная буря. В то время когда Париж, таким образом, окончательно закрепил свое внешнее могущество, стало заметно, как внутри него самого совершается другое изменение, достойное не меньшего внимания истории. Вместо того чтобы оставаться только местом товарообмена, деловых сделок, потребления и развлечений, Париж окончательно становится городом заводов и фабрик. И этот второй факт придавал первому новое и гораздо большее значение. Хотя статистические документы прежнего, режима в большинстве случаев заслуживают мало доверия, возможным было бы без опасения утверждать, что за шестьдесят лет, предшествовавших Французской революции, число рабочих в Париже увеличилось более чем в два раза, тогда как общее население города за этот же период выросло только на одну треть».

Кроме того, в управляемой  из центра Франции, на всю территорию которой распространялись одни и  те же правила, общество было, так сказать, раздроблено. Французы не были в состоянии  обсуждать свои дела, т.к. недоставало  важнейшего условия формирования политических органов - свободы. Из-за отсутствия политической свободы привилегированные классы и вообще разные классы общества не образовывали единства. Существовал  разрыв между теми привилегированными группами былого времени, которые утратили исторические функции при сохранении своих привилегий, и группами нового общества, играющими главную роль, но обособленными от былой знати. «Разделение классов было преступлением старой монархии, а позднее стало ее оправданием, ибо когда все, кто составлял богатую и просвещенную часть нации, не смогли больше понимать друг друга и помогать друг другу в управлении страной, самостоятельное управление ею стало невозможным и потребовалось вмешательство повелителя». Управление страной может осуществляться только богатой и просвещенной частью народа.

Информация о работе Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.