Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:16, контрольная работа
Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени.
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
1.Политическая мысль в
Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени.
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность - наивысшие социальные ценности. Второй - реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих возможностей личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них - представления о рациональном устройстве мира, прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно, присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и др.
Среди виднейших представителей либерализма в Англии, в первую очередь, следует назвать И. Бентама (1748—1832 гг.) и Д.С. Милля (1806—1873 гг.); во Франции — Б. Констана (1767—1830 гг.) и А. де Токвиля (1805—1859 гг.); в Германии — В. Гумбольдта (1767—1835 гг.) и Л. Штейна (1815—1890 гг.).
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:
1)данных от природы естественн
2)равноправия и равенства перед законом;
3)рыночной экономики;
4)ответственности
5)Функция государственной
власти при этом сводится к
минимуму, необходимому для обеспечения
этих принципов. Современный
Некоторые современные течения
либерализма более терпимы к го
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.
Первым представителем либерализма, который постиг значение и важность демократии, был Алексис де Токвиль 1805-1859. Юрист по образованию, с 1827 г. он занимал должность судьи. В 1831-1832 годах находился в США с целью изучения американского опыта организации системы исполнения наказаний. Его труд "Демократия в Америке", написанная после этой поездки в 1835-1840 гг, приобрела широкую популярность и до 1850 г. выдержала 13 изданий. Он принимал активное участие в государственном и политической жизни, был депутатом парламента, министром иностранных дел. В период правления Наполеона III вынужден был эмигрировать. В 1856г. вышла его книга "Древний устройство (старый порядок) и революция".
В центре его внимания прежде всего оказалась Франция - его родное отечество, раздираемое противоречиями и за свою историю успевшее пройти как через монархическую, так и республиканскую форму правления. Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества, Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Интересно то, какое содержание получает понятие государства в работах французского мыслителя. Для него это прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Первым государством, которому в полной мере удалось воплотить принципы демократического устройства общества, были, по Токвилю, Соединенные Штаты. А коль скоро наступление демократии в мировом масштабе было неизбежно, то ознакомление с положительными и отрицательными чертами демократического устройства становилось крайне актуальной и насущной проблемой. Токвиль выступает по преимуществу как социолог-компаративист, стремящийся путем сопоставления разных обществ, принадлежащих к одному и тому же виду или типу, выявить в них значительное.
Токвиль написал две главные книги: «Демократия в Америке» и «Старый режим и революция». Посмертно был опубликован том его воспоминаний о революции 1848 г. и его переходе в министерство иностранных дел, а также переписка и речи. Но главное - две большие книги, одна из которых посвящена Америке, другая – Франции.
Книга об Америке призвана дать ответ на вопрос: почему в Америке демократическое общество оказалось либеральным? Что касается «Старого режима и революции», то в этой книге автор стремится ответить на вопрос: почему Франции на пути к демократии было столь трудно поддерживать политический режим свободы?
По его мнению, демократия
есть уравнивание условий жизни.
Демократическим можно считать
общество, в котором больше не существует
различий между сословиями и классами,
в котором все индивиды, составляющие
коллектив, равны в социальном плане.
Отсюда отнюдь не вытекают ни интеллектуальное
равенство (предположить его было бы
абсурдным), ни равенство экономическое
(по Токвилю, невозможное). Социальное
равенство означает, что нет наследуемого
различия общественного положения
и все виды деятельности, профессии,
звания, почести доступны каждому. Таким
образом, в самой идее демократии
заключены одновременно социальное
равенство и тенденция к
Первая составляющая понятия свободы - это отсутствие произвола. Когда власть осуществляется лишь в соответствии с законами, индивиды в безопасности. Следует, впрочем, остерегаться людей: они не настолько добродетельны, чтобы поддерживать абсолютную власть, не коррумпируя ее; никому не нужно предоставлять абсолютной власти. Значит, нужно, чтобы власть останавливала власть, чтобы было множество центров принятия решений, политических и административных органов, уравновешивающих друг друга. А поскольку все люди - подданные, нужно, чтобы те, кто осуществляет власть, были так или иначе представителями управляемых, их делегатами. Другими словами, нужно, чтобы народ, насколько это физически возможно, управлял самим собой.
Когда Токвиль пишет о
преобладании коммерции и промышленности,
он объясняет это преобладание в
основном сравнительно с прошлым
и применительно к своей
2.2 Политика Франции.
Токвиль изучает Францию под определенным углом зрения, думая об Америке. Он стремится понять, почему во Франции столько препятствий на пути к политической свободе, хотя она является демократической страной или выглядит таковой, подобно тому как, изучая Америку, он занимался поисками причин феномена обратного свойства, т.е. причин сохранения политической свободы: благодаря демократическому характеру общества или вопреки ему?
«Старый режим и революция»
есть социологическое толкование исторического
кризиса с целью сделать
«Французская революция
действовала в отношении этого
мира точно так же, как религиозная
революция поступает
Токвиль, естественно, приходит к выводу: почему учреждения старого режима, разваливаясь во всей Европе, лишь во Франции вызвали революцию? Каковы основные феномены, проясняющие это событие? Первый из них уже был косвенно исследован в «Демократии в Америке» - это централизация и единообразие управления.
Франция управлялась из центра и единообразно, пока не разразилась революционная буря. В то время когда Париж, таким образом, окончательно закрепил свое внешнее могущество, стало заметно, как внутри него самого совершается другое изменение, достойное не меньшего внимания истории. Вместо того чтобы оставаться только местом товарообмена, деловых сделок, потребления и развлечений, Париж окончательно становится городом заводов и фабрик. И этот второй факт придавал первому новое и гораздо большее значение. Хотя статистические документы прежнего, режима в большинстве случаев заслуживают мало доверия, возможным было бы без опасения утверждать, что за шестьдесят лет, предшествовавших Французской революции, число рабочих в Париже увеличилось более чем в два раза, тогда как общее население города за этот же период выросло только на одну треть».
Кроме того, в управляемой
из центра Франции, на всю территорию
которой распространялись одни и
те же правила, общество было, так сказать,
раздроблено. Французы не были в состоянии
обсуждать свои дела, т.к. недоставало
важнейшего условия формирования политических
органов - свободы. Из-за отсутствия политической
свободы привилегированные
Информация о работе Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.