Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:16, контрольная работа
Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени.
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Проведенный Токвилем анализ особенностей французской политической системы, можно применять ко всей политической истории Франции XIX — XX вв. Так, с его помощью объясняется тот любопытный феномен, что среди стран Западной Европы в период с XIX в. и по настоящее время Франция, будучи страной наименьших преобразований в экономической и социальной сферах, в политическом плане, вероятно, самая беспокойная. Главное в толковании Токвилем французского общества заключается в том, что Франция в последний период существования старого режима была из всех европейских стран самой демократической в том смысле, какой придает этому термину автор, т.е. страной, где наиболее ясно была выражена тенденция к единообразию общественных положений и к общественному равенству отдельных лиц и групп, и вместе с тем страной, где была менее всего развита политическая свобода, общество в наибольшей степени олицетворяли традиционные учреждения, все менее и менее соответствовавшие реальности. Он намекал и даже недвусмысленно и неоднократно писал о том, что великими революциями современности, по его мнению, будут те, которые будут знаменовать переход от старого режима к демократии. Другими словами, токвилевская концепция революции носит, в сущности, политический характер. Именно сопротивление политических учреждений прошлого современному демократическому движению повсюду чревато взрывом. Подобные революции, добавлял Токвиль, вспыхивают не тогда, когда дела идут все хуже, а когда дела идут все лучше.
Токвиль считал, что Франция
того времени нуждалась в монархии,
но он раскрыл и слабость монархического
сознания. Он думал, что политической
свободы можно было достигнуть только
в том случае, если бы дело кончилось
централизацией и единообразием
управления. Ведь централизация и
административный деспотизм казались
ему связанными с демократическим
движением.
2.3 Демократическое общество.
Если условимся, что демократическое общество - это общество, в котором классовые различия и различия в условиях жизни почти исчезли, то можно ли заранее знать, какими станут религия, искусство парламентского красноречия, поэзия или проза? А ведь Токвиль ставит именно такие вопросы. Проза, поэзия, театр и парламентское красноречие в разных демократических обществах, несомненно, станут в будущем столь же разнообразными, сколь и в обществах былых времен. Данное объяснение, принимаемое социологией познания, все-таки выглядит эмпирическим и простым. Французы приобрели вкус к идеологии, потому что веками действительно не могли заниматься общественными делами.
Токвиль указывает также,
что демократическое общество постепенно
начинает исходить из бесконечной способности
к совершенствованию человека. В
демократических обществах
Токвиль пытается с помощью
структурных особенностей демократического
общества выявить те настроения, которые
станут основными в любом обществе
данного типа. В демократическом
обществе будет преобладать пристрастие
к равенству, оно возьмет верх
над склонностью к свободе. Общество
будет больше стремиться сглаживать
неравенство между индивидами и
группами, чем сохранять уважение
к законности и личной независимости.
Оно будет движимо заботой
о материальном благополучии и функционировать
под знаком некоей постоянной тревоги
относительно материального благополучия.
Демократические общества, по Токвилю,
не будут встряхиваться или
Демократическое общество, примерно так рассуждает Токвиль, есть общество всеобщего наемного труда. А такое общество постепенно идет к ликвидации различий по характеру и по существу между так называемыми благородными и неблагородными видами деятельности. Демократическое общество, продолжает Токвиль, - общество индивидуалистическое, где каждый вместе со своей семьей стремится уединиться от других. Такими институтами оказываются свободно созданные по инициативе индивидов ассоциации, которые могут и должны стать посредниками между одинокими индивидами и всемогущим государством.
Демократическое общество в
целом — общество материалистическое,
если иметь в виду то, что индивиды
озабочены приобретением
История французского либерализма представляет собой важную часть французской политической истории XIX века. Либеральное движение, пользующееся всем комплексом либеральных идей, органично вписывалось в контекст политического развития страны. Иногда либерализм опережал своё время, иногда отставал от него, однако постоянно вёл творческий диалог с другими политическими силами, искал свои ответы на жгучие вопросы современности. Без исследования либеральной традиции XIX века во Франции нельзя понять процессы становления гражданского общества и правового государства в период Третьей, а затем Четвёртой и Пятой республик. Либеральная политическая философия, в развитие которой внесли свой вклад выдающиеся французские мыслители, во многом сформировала интеллектуальный климат следующего, двадцатого, века. Опыт - интеллектуальный и политический - французских либералов остаётся востребованным во всех обществах, переживающих переход от досовременного состояния к современному.
Творческое наследие Токвиля - законная часть либеральной традиции. Оно сохраняет свою ценность, поскольку ум Токвиля предельно критичен. Бесстрастным анализом западного опыта, демонстративной независимостью и адогматизмом Токвиль вносит свою лепту в развитие либеральных идей. Понимание идейных истоков Токвиля, учёт его аргументов против западной демократии, определение его места в ряду классиков либеральной мысли необходимы для адекватного понимания истории и значения либерального движения во Франции, а следовательно, для объяснения всего политического проекта Нового времени.
- Акмалова, А.А.,
История политических и правовых учений/ А.А. Акмалова, В. М. Капицын.
-М.: 2002. - 288 с.
- Власов В.И.,
История политических и правовых учений/ В.И. Власов, Г.Б. Власова, И.Г Напалкова, В.К. Цечоев.
Ростов-н/Д.: 2004. 512 с.
- Лейст, О.Э.
История политических и правовых учений: Хрестоматия / О.Э. Лейст.
-М.: 2000. - 512 с.
- Токвиль, А.
Воспоминания/ А.Токвиль.
СПб, 1893.
- Токвиль, А.
Демократия в Америке/ А. Токвиль.
-М.: 1994.
- Токвиль, А.
Старый порядок и революция/ А. Токвиль.
-М.: 1997.
Информация о работе Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.