Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени.
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Файлы: 1 файл

арегинал.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Проведенный Токвилем анализ особенностей французской политической системы, можно применять ко всей политической истории Франции XIX — XX вв. Так, с его помощью объясняется тот любопытный феномен, что среди стран Западной Европы в период с XIX в. и по настоящее время Франция, будучи страной наименьших преобразований в экономической и социальной сферах, в политическом плане, вероятно, самая беспокойная. Главное в толковании Токвилем французского общества заключается в том, что Франция в последний период существования старого режима была из всех европейских стран самой демократической в том смысле, какой придает этому термину автор, т.е. страной, где наиболее ясно была выражена тенденция к единообразию общественных положений и к общественному равенству отдельных лиц и групп, и вместе с тем страной, где была менее всего развита политическая свобода, общество в наибольшей степени олицетворяли традиционные учреждения, все менее и менее соответствовавшие реальности. Он намекал и даже недвусмысленно и неоднократно писал о том, что великими революциями современности, по его мнению, будут те, которые будут знаменовать переход от старого режима к демократии. Другими словами, токвилевская концепция революции носит, в сущности, политический характер. Именно сопротивление политических учреждений прошлого современному демократическому движению повсюду чревато взрывом. Подобные революции, добавлял Токвиль, вспыхивают не тогда, когда дела идут все хуже, а когда дела идут все лучше.

Токвиль считал, что Франция  того времени нуждалась в монархии, но он раскрыл и слабость монархического сознания. Он думал, что политической свободы можно было достигнуть только в том случае, если бы дело кончилось  централизацией и единообразием  управления. Ведь централизация и  административный деспотизм казались ему связанными с демократическим  движением. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

                         2.3 Демократическое общество.

Если условимся, что демократическое общество - это общество, в котором классовые различия и различия в условиях жизни почти исчезли, то можно ли заранее знать, какими станут религия, искусство парламентского красноречия, поэзия или проза? А ведь Токвиль ставит именно такие вопросы. Проза, поэзия, театр и парламентское красноречие в разных демократических обществах, несомненно, станут в будущем столь же разнообразными, сколь и в обществах былых времен. Данное объяснение, принимаемое социологией познания, все-таки выглядит эмпирическим и простым. Французы приобрели вкус к идеологии, потому что веками действительно не могли заниматься общественными делами.

Токвиль указывает также, что демократическое общество постепенно начинает исходить из бесконечной способности  к совершенствованию человека. В  демократических обществах преобладает  подвижность: каждый имеет надежду  или перспективу подняться по лестнице общественной иерархии. Общество, в котором возможен иерархический  взлет, начинает постепенно постигать  в философском плане мысль  о подобном взлете для всего человечества. Аристократическое общество, в котором  каждый с рождения получает свои жизненные  условия, едва ли будет верить в бесконечную  способность к совершенствованию  человечества, т.к. эта вера будет  противоречить идеологии, на которой  оно зиждется. Наоборот, идея прогресса  почти неотделима от сути демократического общества. В свойственном ему стиле Токвиль показывает, что демократическое общество, стремящееся главным образом к благополучию, не должно выказывать такого же интереса к фундаментальным наукам, как и общество, близкое к аристократическому типу, где исследовательской работе посвящают себя люди богатые и имеющие досуг. «Аристократия естественно направляет ум человека на созерцание прошлого и фиксирует это прошлое. Наоборот, демократия доставляет людям какое-то инстинктивное отвращение к прошлому. В этом отношении аристократия гораздо более благосклонна к поэзии, т.к. обычно вещи увеличиваются в размере и покрываются вуалью по мере того, как они удаляются, и в этом двойном отношении они более подходят для воплощения идеала»

Токвиль пытается с помощью  структурных особенностей демократического общества выявить те настроения, которые  станут основными в любом обществе данного типа. В демократическом  обществе будет преобладать пристрастие  к равенству, оно возьмет верх над склонностью к свободе. Общество будет больше стремиться сглаживать неравенство между индивидами и  группами, чем сохранять уважение к законности и личной независимости. Оно будет движимо заботой  о материальном благополучии и функционировать  под знаком некоей постоянной тревоги  относительно материального благополучия. Демократические общества, по Токвилю, не будут встряхиваться или изменяться до самого основания. «Равенство ежедневно  доставляет каждому человеку множество  мелких наслаждений. Прелести равенства  ощущаются постоянно, и они доступны всем. Наиболее благородные сердца не бесчувственны к ним, и в  них же находят отраду самые заурядные  души. Порождаемая равенством страсть  должна быть, следовательно, деятельной и вместе с тем общей...». В обществе такого типа все профессии будут считаться уважаемыми, т.к. все они, в сущности, одинаковы по своей природе и все оплачиваются.

Демократическое общество, примерно так рассуждает Токвиль, есть общество всеобщего наемного труда. А такое общество постепенно идет к ликвидации различий по характеру и по существу между так называемыми благородными и неблагородными видами деятельности. Демократическое общество, продолжает Токвиль, - общество индивидуалистическое, где каждый вместе со своей семьей стремится уединиться от других. Такими институтами оказываются свободно созданные по инициативе индивидов ассоциации, которые могут и должны стать посредниками между одинокими индивидами и всемогущим государством.

Демократическое общество в  целом — общество материалистическое, если иметь в виду то, что индивиды озабочены приобретением максимального  количества ценностей сего мира и  что оно стремится обеспечить по возможности лучшую жизнь как  можно большему числу индивидов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Заключение.

История французского либерализма  представляет собой важную часть  французской политической истории XIX века. Либеральное движение, пользующееся всем комплексом либеральных идей, органично вписывалось в контекст политического развития страны. Иногда либерализм опережал своё время, иногда отставал от него, однако постоянно вёл творческий диалог с другими политическими силами, искал свои ответы на жгучие вопросы современности. Без исследования либеральной традиции XIX века во Франции нельзя понять процессы становления гражданского общества и правового государства в период Третьей, а затем Четвёртой и Пятой республик. Либеральная политическая философия, в развитие которой внесли свой вклад выдающиеся французские мыслители, во многом сформировала интеллектуальный климат следующего, двадцатого, века. Опыт - интеллектуальный и политический - французских либералов остаётся востребованным во всех обществах, переживающих переход от досовременного состояния к современному.

Творческое наследие Токвиля - законная часть либеральной традиции. Оно сохраняет свою ценность, поскольку  ум Токвиля предельно критичен. Бесстрастным анализом западного опыта, демонстративной  независимостью и адогматизмом Токвиль  вносит свою лепту в развитие либеральных  идей. Понимание идейных истоков  Токвиля, учёт его аргументов против западной демократии, определение его  места в ряду классиков либеральной  мысли необходимы для адекватного  понимания истории и значения либерального движения во Франции, а  следовательно, для объяснения всего  политического проекта Нового времени.

 

                                         Литература.

  1. Акмалова, А.А.,

История политических и правовых учений/ А.А. Акмалова, В. М. Капицын.

-М.: 2002. - 288 с.

  1. Власов В.И.,

История политических и правовых учений/ В.И. Власов, Г.Б. Власова, И.Г Напалкова, В.К. Цечоев.

 Ростов-н/Д.: 2004. 512 с.

  1. Лейст, О.Э.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / О.Э. Лейст.

-М.: 2000. - 512 с.

  1. Токвиль, А.

Воспоминания/ А.Токвиль.

СПб, 1893.

  1. Токвиль, А.

Демократия в Америке/ А. Токвиль.

-М.: 1994.

  1. Токвиль, А.

Старый порядок и революция/ А. Токвиль.

-М.: 1997.

 


Информация о работе Политическая мысль в Западной Европе в первой половине XIX в.