Политическая наука в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой мной темы кроется в том, что именно во времена расцвета политической науки Древней Греции заложились краеугольные камни наших сегодняшних представлений о политическом мире, что позволяет рассматривать эти учения как один из важнейших теоретических источников современной политологии. Древнегреческими мыслителями были разработаны многие понятия, которые используются в настоящее время в политической науке: политика, полис, монархия, демократия, аристократия и т.д. В данной работе я попыталась раскрыть основные этапы развития политической мысли; точки зрения, взгляды различных представителей этих периодов на то, какими должны быть идеальное государство, и, соответственно, его правитель;

Содержание работы

Введение…...……….……………………………………………...………………3
ГЛАВА 1. Взлет философской и политической мысли в Древней Греции…...4
ГЛАВА 2. Основные школы политической науки в Древней Греции………...9
ГЛАВА 3. Главные достижения политических учений Древней Греции……13
Заключение…….…………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

ГЛАВНАЯ.docx

— 46.09 Кб (Скачать файл)

говорить лишь применительно  к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным образованиям.

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил «жить незаметно». Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.

Полибий (210-123гг. до н. э.) – видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода.

Для Полибия характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Всего имеется, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Истоки человеческого  общежития он видит в том, что присущая всем живым существам, как животным, так и людям, слабость естественно побуждает их собираться в однородную толпу. И здесь, согласно непререкаемому порядку самой природы, владыкою и вождем толпы становится тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой.

Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Представления Полибия о «смешанной» форме правления, состоящей из царской власти, аристократии и демократии, широко использовались в различных проектах «наилучшего» государственного устройства, а в дальнейшем оказали влияние на разработку теории разделения властей.

Древнегреческие стоики. Основателем стоицизма был Зенон (336-264гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.

Зенон склонялся к идее смешанного правления, считая, что лучшим государственным строем  является сочетание демократии, царской власти и аристократии. Имея в виду государственные законы и установления, соответствующие общему естественному закону, стоики выступали за их неуклонное соблюдение.

Хотя в учении стоиков  имелось немало положений, чреватых значительным оппозиционным потенциалом, их критицизм носил по преимуществу этическое звучание. Идеи древнегреческих стоиков получили свое дальнейшее развитие в римском стоицизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Главные достижения политических учений Древней Греции

 

Древнегреческие философы стремились оформить свои взгляды на государство и право в виде политической теории, преобразовать их в единый комплекс взаимосвязанных понятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

Громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии  оказало учение Платона. Под его  воздействием складывались философские  и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи правления философов и мудрых законов были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.

Платоновский проект общности имущества  активно обсуждали ранние представители  социализма - Т. Мор, Т. Кампанелла и др. На этом основании некоторые исследователи называли Платона «родоначальником коммунизма». В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя.

Далеко за пределы античности вышло  влияние политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

В политическую идеологию средневековья  и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном  государственном устройстве. Представления  Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

Античная политико-правовая идеология  сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство  и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и  призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам  государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бурная политическая жизнь, которая протекала в древнегреческом полисе, высокая политическая активность граждан вынуждали  мыслителей думать над проблемами социального бытия человека, над социальными отношениями между людьми и над политической организацией общества. Философы стремились классифицировать разные формы государственного строительства, найти общезначимые для огромной разновидности типов государств законы функционирования общества, без учета которых любой тип государства рискует погибнуть. Таким образом, основы общественных наук, в том числе и основы политологии, были заложены гениальными мыслителями Древней Греции.

Познавательный опыт, идеи и достижения древнегреческой политической науки оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

Хотя идеальные модели государственности, созданные древнегреческими философами, кажутся современному человеку архаичными, надуманными, утопическими, по-моему, эти модели свидетельствуют о том, что человечество встало на путь поиска совершенного, отвечающего природе человека общественно-политического устройства.

Действительно, бесценное  значение на сегодняшний день имеет отраженный в учениях извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «История политических и правовых учений», под ред. В.С. Нерсесянца, М.: Издательство «Норма», 2004г.

2.  «История политических и правовых учений», под ред. О. Э. Лейста,

    М.: Издательство «Зерцало», 2006г.

3. «Политические учения античности», Бурханов Р.А., Нижевартовск,

    1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая наука в Древней Греции