Политическая наука в XX веке: основные направления, достижения, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Исследования политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

1. Политическая  наука в XX веке: основные направления, достижения, проблемы.

Этапы развития современной  политической мысли

Современная политическая наука  в своем развитии прошла три этапа:

Первый этап (конец XIX – конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.

В этот период увидели свет:

- теория заинтересованных  групп (А. Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

- социологическая теория  государства (М. Вебер);

- теория олигархизации власти (Р. Михельс);

- психологическая теория  власти (Г. Лассуэл).

Второй этап (конец 40-х – вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.

Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали:

- новая теория демократии (И. Шумпетер);

- плюралистическая теория  демократии (Р. Даль);

- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

- концепция государства  благосостояния, общества потребления  (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) характерен разработкой и развитием новых парадигм политической науки.

В этот период были разработаны:

- футурологическая концепция  единого мирового государства  (С. Кларк, К. Сон);

- концепция постиндустриального  общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

- концепция информационного  общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

- концепция национального  интереса (Г. Моргентау);

- теория элитарной демократии; силовая концепция власти.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие  основные школы:

- англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф);

- французская – занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон);

- немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер);

- польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла пять этапов. На ХХ век приходятся четвертый и  пятый этапы. Четвертый этап (октябрь 1917 г. – начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В. Ленин, И. Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го века). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли.

Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла  на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому  содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими  и в новых исторических условиях сменялись другими политическими  требованиями, ориентированными на новые идеалы .

Политическая наука в  Европе в XX веке

Исследования политики в  европейской науке XIX века сводилось  в основном к изучению государства  в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В XX вв. проблематика политической науки  значительно расширилась. Европейские  исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины  утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и  др.)

Политическое учение Макса  Вебера

Крупнейшей фигурой в  политической науке этого периода  является немецкий исследователь Макс Вебер (1864-1920). Его наиболее важные работы в области политологии: «Политика  как призвание и профессия» «Протестантская  этика и дух капитализма», «Объективность социально-научного и социально-политического  познания».

В современной политической науке его авторитет высок  главным образом благодаря разработанной им:

1) теории политической  власти, рассмотревшей вопрос о  принципах ее легитимности,

2) теории господства рациональной  бюрократии в современном сложноорганизованном  обществе,

3) теории «плебисцитарной»  демократии, снимающей издержки  господства формального права  в современных демократиях, чреватого  неизбежной бюрократизацией и  обезличенностью процессов руководства,

4) наконец, благодаря его  анализу современного капитализма  как воплощения принципа рациональности.

Вебер обосновал одно из распространенных в современной  науке определений политики, раскрывая  ее как «стремление к участию  во власти или к оказанию влияния  на распределение власти, будь то между  государствами, между группами людей, которые оно в себе заключает».

При этом под государством Вебер понимает такой политический институт, который претендует (с  успехом) на монополию легитимного  физического насилия. Государство  есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается  на легитимное насилие (т.е. считающееся  легитимным) как средство. Автор  поясняет, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство  со своей стороны допускает это  насилие: единственным источником «права»  на насилие считается государство.

Легитимное насилие (или  господство) есть такой социальный порядок, в котором отношения  господства-подчинения основаны на доверии  к властям. Вебер выделяет три  основания и три типа легитимного  порядка: традиция (традиционное господство), харизма (харизматическое господство), рациональность (рационально-правовое господство).

Большое внимание Вебер уделял исследованию политической бюрократии и ее роли в обществе. Отмечая объективный процесс расширения слоя бюрократии в современных политических системах, автор вместе с тем указывает на тенденцию бюрократизации общественной жизни (закон малых чисел), что приводит к угрозе демократии со стороны бюрократии. Теоретическим ответом на эту угрозу явилась разработка Вебером теории плебисцитарной демократии. Суть этой теории сводится к тому, что народ выбирает лидера страны, который, не являясь связанным обязательствами с бюрократией, будет в состоянии эффективно ее контролировать. Однако социально-экономические, информационные и политические процессы XX – начала XXI века показали слабость веберовской модели контроля чиновников.

Веберовский анализ капитализма представляет большой интерес для граждан современной России. Не только потому, что о капитализме большинство из нас знает главным образом благодаря марксистской трактовке, в которой он представлен как весьма сомнительная ценность. Но потому, что под видом капитализма гражданам России могут преподнести все, что угодно, только не современный его вариант, позволяющий на основе роста производительности труда и строгой законности улучшить материальное положение народа и решить, наконец, больную для России проблему бедности.

Главной идеей веберовского анализа капиталистического общества, в отличие от анализа, предпринимавшегося К. Марксом или В. Зомбартом, является последовательно проведенная идея рациональности. Вебер писал: «...несомненной фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели; этим оно отличается от хозяйства живущих сегодняшним днем крестьян, от привилегий и рутины старых цеховых мастеров и от «авантюристического капитализма», ориентированного на политическую удачу и иррациональную спекуляцию»[1]. По М. Веберу, особенность современного западного капитализма, существующего на промышленной основе, состоит в том, что это рационально организованное общество:

- в экономике – рациональное  ведение хозяйства, рациональное  денежное обращение, позволяющее  добиться предельной экономической  эффективности;

- в политике – это  общество с рациональным правом  и государственным управлением  (рациональная бюрократия);

- с рациональной религией (протестантизмом); с рациональной  деятельностью в сфере культуры (наука) [6].

Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса

Концепция элит, развивающая  тему политической власти, входит составной  частью в современную политическую науку. Основоположниками теории элит являются представители итальянской  школы итальянцы В. Парето (1848-1923). Г. Моска (1858-1941) и немец Р. Михельс (1876-1936), переехавший из Германии в Италию. Их взгляды относят к «макиавеллистской» школе, поскольку считается, что впервые элита как правящая группировка в обществе рассматривалась в работах их соотечественника Макиавелли.

Г. Моска – итальянский исследователь, генерал, один из основателей политологии. Основные произведения Гаэтано Моски «Теория правления и парламентское правление», «Основы политической науки», «История политических доктрин».

Теории элит – это теории о разделении людей в любом  обществе на элиты и массы. Моска развивал представление о том, что «во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...»[2]. Элиту Моска рассматривал с точки зрения ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, вырождения и упадка, смены контрэлитой. Одна из существенных тенденций и опасностей в развитии элит – превращение ее в наследственную, закрытую группу, что ведет ее к вырождению и смене контрэлитой. «Правящие классы неизбежно приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда не могут более выполнять привычные для них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимость». Моска выступал за открытость и преемственность в функционировании элит как гарантию стабильности общества и политической системы.

Развивая свою теорию, Моска разработал «закон социальной дихотомии», дал понятие политического класса, определил два типа организации политического управления, качества политического класса и условия доступа к нему, способы закрепления власти политического класса и его обновления, выделил две тенденции развития политического класса и др.

Независимо от Моски концепция элит разрабатывалась Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянским социологом и классиком элитологии. Наиболее известная работа – «Трактат по общей социологии».

В области политической науки  Парето прославился благодаря своей  теории идеологии и теории политических элит. В работах «Подъем и падение  элит». «Трактат по общей социологии»  он сформулировал основные положения  своей теории. Парето выделяет две  страты населения: низшую страту, неэлиту и высшую страту, элиту, делящуюся на две части – правящую элиту и неуправляющую элиту. Автор дает ставшее классическим определение политической элиты, суть которого в том, что это «класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности... кто прямо или косвенно играет заметную роль в управлении обществом и составляет правящую элиту, остальные образуют неуправляющую элиту».

Циркуляцию, то есть круговорот элит, Парето рассматривает как основную движущую силу политических процессов  и общественных изменений: «История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок». В этом процессе революционной смены элит многих представителей старой элиты (пришедшей  в упадок) убивают, сажают в тюрьмы, высылают или же низводят до самого низкого социального уровня. Однако некоторые из них спасаются, предавая свой класс, причем они часто занимают ведущие позиции в революционном  движении. Вывод Парето состоит в  том, что главным результатом  революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.

Роберт Михельс (1876-1936) – немецкий политолог и социолог. Исследовал политические процессы, находясь под влиянием работ М. Вебера и итальянских теоретиков элит Г. Моска и В. Парето. В области общественно-политических процессов Михельса интересовали проблемы социализма, фашизма, национализма. Однако его значительный вклад в политическую науку связан с исследованием политических партий. Его работа «Социология политической партии в условиях демократии» появилась в Германии в 1911 г. На русском языке отдельные главы с комментариями были опубликованы лишь в 1990-1991 гг.

По его мнению, политические партии – необходимое средство защиты социальными движениями своих главных  интересов. Однако политические партии, как и любые крупные организации, вынуждены вверять своим лидерам  монопольную власть. Михельс пришел к выводу, что олигархизации – неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Возвышение партийной олигархии над политическими партиями и социальными движениями есть следствие целого ряда факторов: некомпетентности масс, недостаточности знаний и навыков политической работы, потребности в эффективном руководстве в условиях межпартийной борьбы. Партийная олигархия, искусно пользуясь разнообразными ресурсами, начинает существовать не для социальных движений, а за счет этих партий и движений. Отсюда следует «железный закон олигархизации» Михельса: «Во всех партиях, независимо от их типа, демократия ведет к олигархии», в соответствии с которым, демократия, если бы она была возможна, неизбежно выродилась бы в олигархию». Этот вывод противоречит выводу Платона, в классификации которого, наоборот, олигархия превращается в демократию. По Михельсу, демократия как государственный строй в принципе невозможна. Цивилизованное человечество, по Михельсу, не может существовать без господствующего политического класса. «Большинство человечества, обреченное жестоким фатализмом истории на вечное «несовершеннолетие», будет вынуждено признать господство вышедшего из собственной среды ничтожного меньшинства и смириться с ролью пьедестала для величия олигархии».

Информация о работе Политическая наука в XX веке: основные направления, достижения, проблемы