Политическая наука в XX веке: основные направления, достижения, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Исследования политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

Идеальная демократия


Термин «идеальная демократия»  имеет два значения. Согласно первому, идеал понимается как наилучшая система из возможных. Согласно второму, идеальная система является «очищенным» вариантом реально существующих систем. Второе значение обсуждается в разделе Основные институты либеральной демократии. Чтобы сформулировать идеал народовластия в первом значении, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

  • Лучше или хуже демократия других форм правления?
  • Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия?
  • Какие члены этого объединения имеют право участвовать в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами?
  • Какой политический механизм используют граждане для управления?
  • Если среди граждан нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чьё мнение играет решающую роль?
  • Если это мнение большинства, то как определить это большинство?
  • Что необходимо для стабильности демократической системы?

Все эти вопросы допускают  широкий спектр ответов. Например, большинство  может рассчитываться на основе полного  числа граждан, числа принявших  участие в голосовании, числа  представителей от более мелких объединений  или территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпели значительную эволюцию.

Согласно Роберту Далю, идея демократии предполагает наличие некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен для участия в управлении этим обществом. Принятие политических решений в соответствии с данным принципом требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности

  • сообщать свои политические взгляды другим;
  • получать сведения об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях;
  • устанавливать, каким образом следует отбирать предложения для окончательного принятия решения;
  • участвовать в окончательном выборе решения путём равного голосования.

Перечисленные критерии описывают  не только политический процесс, но и  связанные с этим процессом права каждого члена общества. В частности, демократическое государство должно обеспечивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая необходима для открытости и состязательности избирательного процесса. Наиболее важными являются право участвовать в голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать политические группы и право участвовать в их деятельности.

Один из фундаментальных  вопросов демократической модели заключается  в определении круга лиц, на которых  распространяется политическое равенство (то есть, демоса). Если речь идёт о государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным взглядам, все или почти все взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.

Институты демократии


Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии.

Практическая реализация демократии зависит от множества  обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.

Между политическими институтами  в разных демократических странах  имеются значительные различия[18]. Ниже перечислены основные типы демократических систем.

Доминирующая  ветвь власти

  • Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства.
  • Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти.
  • существуют также смешанные системы.

Региональная  иерархия власти

  • Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти.
  • Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.

Структура законодательной  власти

  • Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.
  • Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие — обеих палат.

Система выборов  в представительные органы

  • Мажоритарная избирательная система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство голосов.
  • Пропорциональная избирательная система. Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов.
  • Групповая избирательная система. Определённые группы населения выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.

Число ведущих  партий

  • Двухпартийная система. В политическом спектре доминируют две крупные партии.
  • Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2009.

2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие. − Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

3. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009.

4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

5. Лавриненко, В,Н. Политология: учебник для студентов вузов / под. Ред. В.Н. Лавриненко. – изд. 3 – е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

6. Лавриненко, В.Н. Политология: учебник для студентов вузов / под.ред. В.Н. Лавриенко. – изд. 2 – е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 

7. Политология. Учебник. / Под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В. − М.: Изд-во МГУ, 2004.

8. Политология. Курс лекций  / под ред. М. Н. Марченко – изд. 4 – е, перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003.

9. Политология. Учебник.  – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.

 

 

 


Информация о работе Политическая наука в XX веке: основные направления, достижения, проблемы