Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:45, реферат
Политическая наука это совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных диспиплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики. Как слитная, синкретическая политическая мысль, знание о политике насчитывает пов засвидетельствованным письменным источникам Европы, ок. двух с половиной тыс. лет и еще более того - на Востоке, в Древнем Китае и других странах.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
Политическая наука это совокупность знаний о политике, образованных
развитой системой
специализированных наук и
изучающих политические явления и процессы. Политическая наука
составляет в то же время часть более общей системы политического
знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической
философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики. Как
слитная, синкретическая политическая мысль, знание о политике
насчитывает пов
двух с половиной тыс. лет и еще более того - на Востоке, в Древнем
Китае и других странах. Однако в наиболее развитых формах оно
прослеживается в европейском регионе мира, начиная с политической
мысли античного мира.
Датировать же появление
сложно, хотя сам процесс ее формирования, как и др. наук, со всеми его
закономерностями может
быть прослежен. Его
выглядит как разрушение
первоначального
обособление науки от философии, оформление ее предметной,
методологической и
функциональной структуры и
философией на новой автономной основе. Одновременно двуединый процесс
происходил и в отношениях
между нарождавшейся
ближайшими к ней сферами общественного знания, и прежде всего с
юридическими науками.
Обособление от них
завершенное и по сей день), обретение ею самостоятельного статуса
сопровождается новым
сложением средств,
взаимодействием политической
науки и других наук об
человеке в едином
междисциплинарном
назвать несколько основных, постепенно проявлявшихся факторов,
определивших появление
профессиональной плитической
1. Настоятельная общественная
потребность в научном
политики, ее рациональной
организации, эффективном
государством с тем, чтобы уйти от интуитивного понимания политических
проблем и заменить или дополнить его научным при постоянном
усложнении самой политики, функций власти, расширении
масштабов политического процесса. Реальный поворот политики к
науке совершался вместе с демократическим процессом Нового времени.
Его непосредственными
причинами были усложнение
социальных структур и отношений в обществе; рост физических
объемов населения, материального производства; усложнение духовной
жизни общества; новые
интернациональные масштабы
государствами; развитие функций самой политики, в частности,
необходимость большего
государственного
всех сфер жизни общества и все более широкое участие в политике самого
постепенно
избирательного права,
распространение политических
движений); появление средств массовой информации; возрастающая
политическая ответственность власти за судьбы своей страны, особенно в
обстановке непрекращающихся и все более кровопролитных войн; общее
расширение масштабов политики вплоть до глобальных (связанное с угрозой
всемирных ракетно-ядерных,
экологических,
появлением многих планетарных проблем - хронического голода, локальных
войн, массовых инфекционных заболеваний и мн. др.).
2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения
исходного синтеза философского, научного и эмпирического знания о
политике, дифференциации единой политической мысли на ряд
специализированных дисциплин
и исследовательских
(философских, научных и эмпирических).
Разделение философии
и науки происходило и
оснований: предметному
(проблемы сущности
чинно-следственных отношений политики к власти, сущность власти,
универсальных процессов, ценностей - свободы, справедливости, равенства
и др. философских проблем, с одной стороны, и проблемы политических
систем, режимов, политической стратегии и тактики и т.п. - с др.).
Предметная дифференциация
политического знания
взаимодействием философского и научного исследования одних и тех же
объектов, возможностью изучать их и как философскую, и как научную
проблему. Поэтому разделение
политического знания на
научный уровни происходит
также по функциональному
практически такой области политики, которая не могла бы стать
предметом философского исследования. Наука в этом смысле более
ограничена, ее возможности и задачи не только менее обширны, они иные.
Наука открывает и исследует общие, массовые, закономерные явления,
повторяющиеся и характерные
для данной эпохи или
политики, политическую действительность той или иной страны, не
исключая и отдельных,
чрезвычайных событий.
открывает универсальную сущность всех этих явлений как нечто всеобщее,
общеисторическое. Поэтому государство для науки - это задача
понимания его устройства, его структур (аппаратов власти), механизмов
его отношений с
обществом и т.п. Для
познание государства как исторического феномена, способа организации
совместной жизни,
эволюционирующей
свобода в научном ее понимании - это анализ и систематизация
совокупности различных видов конкретных свобод, их типология, теория и
пр. Философское познание свободы требует истолкования ее как
универсальной
ценности во всех
ее абсолютных и реальных
ценностями и т.д.
Функциональное разграничение
политического знания
обеспечивает разделение
между ними и, следовательно, их взаимодействие. На всех уровнях
познания исследуется политическая действительность общества и
конструируется политический образ общества (его наилучшее устройство,
организация отношений в нем и т.д.), но при этом наука моделирует
политику, исходя из конкретного и даже локального (национального)
опыта и прогнозирует политическое развитие, исходя из настоящего или
недавнего прошлого. Серьезная наука, конечно, не оставляет без внимания
и значительные политические процессы прошлого. Отсюда и запоминающиеся
формулы и сравнения: "Смутное время", "Крестьянский вопрос",
"Столыпинская реформа" и т.п. Но только философия действительно
связывает воедино все три времени - опыт настоящего времени с
историческим опытом
прошлого и с гипотезой
делает это на более оширном пространстве, почти не ограниченном к.-н.
страной, континентом, эпохой. Т.о. формируется основание обособления
Политической науки - методологическое. Политико-философское
исследование оперирует идеальными и универсальными понятиями,
обобщениями, стремится
к поискам предельных
политических явлений и процессов, хотя и питается теми же
эмпирическими источниками,
что и наука. Политическая
сфере конкретных фактов.
Ее операции состоят в
эмпирических фактов, построении типологий, их
сравнительно-
(напр., описанием и анализом конкретных ситуаций, их сопоставлением,
объяснением и т.д.). Если философия воспринимает методологические
приемы и обобщения
исторического плана (
цивилизации, стадиях исторического процесса, эпохах, направлении и
формах общественного развития и т.п.), то Политическая наука в
наше время широко
использует методологию
(математический аппарат,
технику моделирования) и
(прогностических,
Еще одно основание видения Политической науки - ее структурные
особенности. Научное исследование достаточно полно охватывает
определенную область политики, хотя бы и узкую, например,
политических и социальных конфликтов в демократическом обществе (а не
вообще проблему пемократии) или даже проблему конфликтов в одной
политической партии. Но это должно быть целостное специализированное
исследование, систематизирующее по возможности все полученное в данной
области знания. Философское исследование того же предмета может быть
посвящено не совокупности
проблем данной области (
конфликтов), а принципам соответствующего процесса, включая в него
исследование многих аспектов (свободы, справед-ливости, права и мн.
др.). Оно раскрывает глубокую сущность, связь явления с др.
предметными сферами внутри политики и вне ее. Ученый может идти тем
же путем, но не обязан это делать так, как философ. Политическая
наука исследует, напр.,
проблемы государства как
социального, экономического
образования, политической
общества со всеми
его структурными
подойти к нему как к проблеме человека, его чувственной жизни,
проблеме культуры, цивилизации (как это сделали уже в XVII в. Т.Гоббс
и ДжЛокк) и прийти к значительным политическим результатам.
3. Фактором, способствовавшим
формированию Политической
послужил общий процесс становления научного познания мира и общества,
протекавший как разложение натурфилософии, а также появление
естественных наук
и дифференциация слитного
природе человека и устройстве совместной жизни людей, политике и власти.
Особое значение двойной
процесс дифференциации и
науки и др. общественных наук, обращенный в сферу политики, приобрел
уже в наше время, особенно во второй половине XX в., в связи с общим
бурным развитием социальных наук и наук о человеке.
4. Формирование Политической
науки стимулировалось и
постоянными поисками познания политических событий неполитическими
и ненаучными средствами - в литературном, художественном
творчестве, усилиями
эволюционирующего
самосознания общества,
постоянными поисками
явлений политики. Поэтому
возникновение политической
научный процесс, но
и значительное культурное
История политической науки начинается вместе с творчеством
основателей политического знания, политических мыслителей древности,
ибо отнюдь не все в их размышлениях о политике было ее философским
анализом. Классификация
политических режимов
политико-научное
полисных структур. Конкретика
Платона и Аристотеля
считать основателями Политической науки, во всяком случае, ее элементы
у них налицо. Такого
рода нефилософское
традиционно толковалось
как учение о государстве,
классических трудах Платона -"Республика" и Аристотеля - "Политика",
которая также считалась учением о государстве (см. Политика). Однако
институциональная ориентация этих трудов подчеркивала их научную,
а не философскую ориентацию (что, конечно, не исключает и их
философского содержания).
Вполне научными работами
можно признать сочинения
"О республике" и "О законах". На протяжении двух с лишним тыс.
лет появилось немало исследований вполне научного содержания. В их
числе трактаты 'Фомы Аквинского "О государевом правлении", книги
Марсиме Падуенского "Защитник мира", "Трактат о передаче власти" (XIV
в.), Жана Бодена "Шесть книг о республике"" (1576 г.),
"Упорядоченная
г.), работы Г.Гроция и мн. др., не исключая и самого Н.Макиавелли
("Государь", 1513 г.), которого по достоинству можно было бы считать
основателем политической науки Нового времени. Однако вплоть до начала