Политическая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Политическая наука это совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных диспиплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики. Как слитная, синкретическая политическая мысль, знание о политике насчитывает пов засвидетельствованным письменным источникам Европы, ок. двух с половиной тыс. лет и еще более того - на Востоке, в Древнем Китае и других странах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.82 Кб (Скачать файл)

XX в. представление о  новой науке еще отсутствовало  в научных по

 существу произведениях  о политике, которые к тому  же по-прежнему 

 связывались с учением  о государстве: Л.фон Штейна "Общее  учение о

 государстве" (1852 г.), Г.Еллинека "Общее учение о государстве",

(1896 г.). И только Г.Моска  сформулировал свой труд о  политике

"Элементы политической  науки" (1896 г.).

 

 В этот же период  продолжается предметное и функциональное  разделение

 политического и юридического  знания, хотя их сочетание все  еще 

 давало о себе знать  и одерживало формирование политической  науки,

 поскольку политика  все еще считалась учением  о государстве так же, как

 правовое исследовние.  В их общей традиции государство  считалось

 результатом юридического  акта, договора власти и общества (пакта,

 соглашения граждан  у Т.Гоббса, общественного договора  у Ж.Ж.Руссо).

 

 Идея договорных отношений  между государством и обществом  получила 

 практическое выражение  в конституциональной организации  этих 

 отношений, в теории  и практике правового государства.  Поэтому

 сохраняется основа  совместных политико-юридических  исследований

 институциональной политики. Однако политическая проблематика  давно

 вышла за рамки государственно-правовых  институтов, и в первой и второй

 трети XX в. Политическая  наука в основном освободилась  от юридизма. В

20-х гг. XX в. становление  политической науки можно считать

 свершившимся. Ее подлинный  расцвет приходится уже на  вторую половину

 столетия. Политическая  наука стала достаточно самостоятельной,  чтобы

 сотрудничать с др. быстро развивавшимися науками,  не растворяясь в них и

 не смешиваясь с  ними. В этот период оформляются  современные 

 методологии общественных  наук; более четко разграничиваются  их

 предметные области;  устанавливается взаимодействие  политической науки со

 смежными областями  знания; в сфере политической  науки возникает система

 научных школ и направлений  (исследования сознания и подсознательных

 мотиваций политики, политического  поведения, психологии волевых  актов 

 власти; исследовательских  школ анализа внешней политики -

 политического реализма  и др.); происходит, как и в др. социальных

 науках, специализация  научного знания (исследования внутренней, внешней

 политики, политических  систем, политического лидерства,  типологии 

 власти и мн. др.); совершается  переход от работы изолированных 

 групп и отдельных  ученых к организации научных  учреждений, сети

 учебных заведений,  готовящих кадры специалистов, развивается

 издательская деятельность, появляются специализированные  периодические

 издания. Политической  науки становится в развитых  странах полноправной

 частью науки как  социального института с многочисленными  и 

 организованными кадрами  исследователей, преподавателей и  учащихся;

 возникают международные  и национальные организации политической  науки 

 В 60-70 гг. в некоторых  странах (в Германии, отчасти во  Франции, 

 затем у нас) появилось  новое наименование политической  науки -

 политология (по аналогии  с социологией, экологией и  т.п.). Во многих

 западных странах, особенно  в США, его не применяют,  хотя оно создает

 речевые удобства - краткость  и понятность термина. Это название,

 однако, скорее можно  применить в сфере эмпирического  знания или в

 популярно-публицистической  практике, а не в значительной  науке, тем 

 более по отношению  к крупным политическим авторам:  странно было бы

 назвать политологом  Н.Макиавелли или Ю.Хабермаса.  Функции 

 современной политической  науки суммируются по ряду  признаков. 

 

1. Служебные (инструментальные) функции обслуживания политической

 практики. Они, в свою  очередь, состоят из:

 

1) из нормативных функций,  т.е. определения норм политической

 деятельности учреждений  и лиц, политических процедур (выборов,

 создания организаций), политической жизни и т.п.;

 

2) функции планирования  политических действий, процессов; 

 

3) прогнозирования в моделирования  ожидающихся событий, 

 ориентирования политической  практики;

 

4) организационной функции  - разработки рекомендаций для 

 организации политических  учреждений, отношений, переговорных  процессов,

 партий и т.п. 

 

2. Познавательные и критические  функции: 

 

1) теоретический и эмпирический  анализ политических идей, теорий,

 практической деятельности;

 

2) критическая проверка  политических идей и практических  действий

 двумя путями - предварительных  теоретических расчетов, сопоставлений,

 проверки аргументации  и т.д., т.е. методом фальсификации 

 гипотез, обнаружения  ошибок и неверных положений  и посредством

 экспериментальных испытаний  (пробных выборов, условных назначений  и

 анализа результатов,  приемов принятия решения и  т.п.);

 

3) построение теории соответствующего  политического объекта (явления,

 процесса) -основная задача  политической науки, которая предполагает

 знание его закономерных  изменений, его объяснение, позволяющее 

 судить о его будущих  состояниях и предвидеть их, без  чего

 невозможна подлинно  научная теория, восходящая от  частных теорий

 отдельных (но взаимосвязанных)  объектов к теориям среднего  и высшего

 уровней (напр., совокупность  теорий правления и самоуправления,

 отношений власти и  общества, государства и аппаратов  власти,

 деятельности политических  партий, лидеров, политических отношений,

 конфликтов и т.д. - до  общей теории демократии);

 

4) создание собственной  методологии, начиная с эмпирических

 количественных и качественных  конкретных исследований, отбора  и 

 разработки методов  накопления и обработки данных, применения

 математического аппарата, системных методов, моделирования,  построения

 сценариев вероятного  будущего, использование таких специальных  методов,

 как анализ вероятностных  процессов, теории игр, пространственных

 представлений, отношений  объекта и его окружения (среды), например, при

 анализе систем различных  порядков (самоуправления микрорайона  в

 городском управлении, города - в области и т.д.).

 

 

 

 В рамках этих функций  совершается движение научного 

 политического знания  от эмпирического материала к  его обобщению в 

 теорию и гипотезу  развития. При этом применяется  ряд 

 последовательных иссдедовательских  операций: отбор данных, их

 систематизация и классификация,  определение системных свойств  объекта

(напр., политической партии), зависимых и независимых переменных  этой

 системы, ее структуры  (элементов и отношений между  ними), ближайшего 

 окружения (совокупности  партийных систем) и более общего 

(политических отношений  страны), анализ сопутствующих проблем

(лидерства и его типов)  и т.д. вплоть до построения  теории конкретной

 политической системы. 

 

 Вместе с функциональной  структурой политической науки  развивается и 

 ее предметная структура.  В настоящее время ее можно  представить как 

 совокупность теоретических  наук, научных дисциплин, эмпирических 

 исследований в пределах  собственно политического знания  в

 совместных, синтезированных  дисциплин и научных направлений,  за счет

 которых это знание  расширяется. 

 

 В целом оно может  быть представлено следующей  схемой:

 

1. По предмету исследования. Теоретические науки: исследование

 институциональных форм  политики и власти, функций политики  и 

 власти, политических  систем и структур, политической  организации

 общества, политических  процессов (управления и др.), типологий  власти,

 ее средств и целей  политики; теории внутренней и  внешней политики,

 политической стратегии  и тактики и др.

 

2. По типу исследования.

 

1) Политическая социология: политическая деятельность, работа

 институтов, процессы  и процедуры (выборы, назначения), отношения 

 между политическими  институтами и их отношения  с обществом

(бюрократия, кадры власти), политические системы (власти, партии,

 управление и пр.), ассоциации (группировки, движения); политические

 режимы; гражданское и  др. общества; правящие силы,

 политические элиты  и т.п. 

 

2) Политическая психология: политическое сознание и поведение 

(бихевиористские исследования), восприятие политики и власти

 обществом (их легитимация); эмоциональная жизнь политики 

(политическое воображение,  искусство, интуиция, символика и  т.п.),

 политическая культура  и т.д. 

 

3) политическая антропология: политика как проблема человека, а также 

 догосударственные политические  отношения и формы власти доклассового

 общества; биологические,  природные начала политики.

 

3. Эмпирическая наука:  техника организации власти, принятия  решений,

 работы аппаратов управления, исследования конкретных событий  и

 отношений, общественного  мнения, выборного процесса, пропаганды,

 информации, деятельности  партий, лидеров, политических учреждений  и т.п.

 К этой группе Политической  науки примыкают смешанные сферы 

 познания политики:

 

1) социология политики (политических  и социальных изменений, 

 конфликтов, отношений  в политических коллективах, национальных 

 отношений, массовой  коммуникации и т.п.);

 

2) исторические науки  (история общества, политики, революций,  войн,

 международных отношений  и т.д.);

 

3) юридические науки (исследование  и кодификация политико-правовых 

 отношений, законодательной  деятельности государства, юридических  основ

 политических отношений,  правовых регуляций политической  системы,

 работы органов власти  и т.п.);

 

4) идеологические учения (формирование и функции политических

 идеологий, их изменения,  борьба и т.п.).

 

 Состояние политической  науки - верный показатель состояния  самой

 политики. Практическая  ориентация политической науки  в сочетании с

 восприимчивостью политических  властвующих сил к ее результатам  и

 рекомендациям - важное  условие формирования научной  политики.


Информация о работе Политическая наука