Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:45, реферат
Политическая наука это совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных диспиплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики. Как слитная, синкретическая политическая мысль, знание о политике насчитывает пов засвидетельствованным письменным источникам Европы, ок. двух с половиной тыс. лет и еще более того - на Востоке, в Древнем Китае и других странах.
XX в. представление о новой науке еще отсутствовало в научных по
существу произведениях о политике, которые к тому же по-прежнему
связывались с учением о государстве: Л.фон Штейна "Общее учение о
государстве" (1852 г.), Г.Еллинека "Общее учение о государстве",
(1896 г.). И только Г.Моска сформулировал свой труд о политике
"Элементы политической науки" (1896 г.).
В этот же период
продолжается предметное и
политического и юридического знания, хотя их сочетание все еще
давало о себе знать
и одерживало формирование
поскольку политика все еще считалась учением о государстве так же, как
правовое исследовние.
В их общей традиции
результатом юридического акта, договора власти и общества (пакта,
соглашения граждан у Т.Гоббса, общественного договора у Ж.Ж.Руссо).
Идея договорных отношений
между государством и
практическое выражение
в конституциональной
отношений, в теории
и практике правового
сохраняется основа
совместных политико-
институциональной политики.
Однако политическая
вышла за рамки
трети XX в. Политическая наука в основном освободилась от юридизма. В
20-х гг. XX в. становление
политической науки можно
свершившимся. Ее подлинный расцвет приходится уже на вторую половину
столетия. Политическая
наука стала достаточно
сотрудничать с др.
быстро развивавшимися науками,
не смешиваясь с ними. В этот период оформляются современные
методологии общественных наук; более четко разграничиваются их
предметные области;
устанавливается
смежными областями знания; в сфере политической науки возникает система
научных школ и направлений
(исследования сознания и
мотиваций политики, политического поведения, психологии волевых актов
власти; исследовательских школ анализа внешней политики -
политического реализма и др.); происходит, как и в др. социальных
науках, специализация научного знания (исследования внутренней, внешней
политики, политических систем, политического лидерства, типологии
власти и мн. др.); совершается
переход от работы
групп и отдельных ученых к организации научных учреждений, сети
учебных заведений, готовящих кадры специалистов, развивается
издательская деятельность, появляются специализированные периодические
издания. Политической науки становится в развитых странах полноправной
частью науки как
социального института с
организованными кадрами исследователей, преподавателей и учащихся;
возникают международные
и национальные организации
В 60-70 гг. в некоторых странах (в Германии, отчасти во Франции,
затем у нас) появилось
новое наименование
политология (по аналогии с социологией, экологией и т.п.). Во многих
западных странах, особенно в США, его не применяют, хотя оно создает
речевые удобства - краткость
и понятность термина. Это
однако, скорее можно
применить в сфере
популярно-публицистической практике, а не в значительной науке, тем
более по отношению
к крупным политическим
назвать политологом Н.Макиавелли или Ю.Хабермаса. Функции
современной политической науки суммируются по ряду признаков.
1. Служебные (инструментальные)
функции обслуживания
практики. Они, в свою очередь, состоят из:
1) из нормативных функций,
т.е. определения норм
деятельности учреждений и лиц, политических процедур (выборов,
создания организаций), политической жизни и т.п.;
2) функции планирования политических действий, процессов;
3) прогнозирования в
ориентирования политической практики;
4) организационной функции - разработки рекомендаций для
организации политических учреждений, отношений, переговорных процессов,
партий и т.п.
2. Познавательные и критические функции:
1) теоретический и эмпирический анализ политических идей, теорий,
практической деятельности;
2) критическая проверка
политических идей и
двумя путями - предварительных теоретических расчетов, сопоставлений,
проверки аргументации и т.д., т.е. методом фальсификации
гипотез, обнаружения ошибок и неверных положений и посредством
экспериментальных испытаний
(пробных выборов, условных
анализа результатов, приемов принятия решения и т.п.);
3) построение теории
процесса) -основная задача
политической науки, которая
знание его закономерных изменений, его объяснение, позволяющее
судить о его будущих состояниях и предвидеть их, без чего
невозможна подлинно научная теория, восходящая от частных теорий
отдельных (но
уровней (напр., совокупность
теорий правления и
отношений власти и общества, государства и аппаратов власти,
деятельности политических
партий, лидеров, политических
конфликтов и т.д. - до общей теории демократии);
4) создание собственной
методологии, начиная с
количественных и
разработки методов накопления и обработки данных, применения
математического аппарата,
системных методов,
сценариев вероятного
будущего, использование таких
как анализ вероятностных
процессов, теории игр,
представлений, отношений
объекта и его окружения (
анализе систем различных порядков (самоуправления микрорайона в
городском управлении, города - в области и т.д.).
В рамках этих функций совершается движение научного
политического знания от эмпирического материала к его обобщению в
теорию и гипотезу развития. При этом применяется ряд
последовательных
систематизация и
(напр., политической партии),
зависимых и независимых
системы, ее структуры (элементов и отношений между ними), ближайшего
окружения (совокупности партийных систем) и более общего
(политических отношений страны), анализ сопутствующих проблем
(лидерства и его типов) и т.д. вплоть до построения теории конкретной
политической системы.
Вместе с функциональной структурой политической науки развивается и
ее предметная структура. В настоящее время ее можно представить как
совокупность теоретических
наук, научных дисциплин,
исследований в пределах
собственно политического
совместных, синтезированных
дисциплин и научных
которых это знание расширяется.
В целом оно может быть представлено следующей схемой:
1. По предмету исследования.
Теоретические науки:
институциональных форм политики и власти, функций политики и
власти, политических систем и структур, политической организации
общества, политических процессов (управления и др.), типологий власти,
ее средств и целей политики; теории внутренней и внешней политики,
политической стратегии и тактики и др.
2. По типу исследования.
1) Политическая социология: политическая деятельность, работа
институтов, процессы и процедуры (выборы, назначения), отношения
между политическими институтами и их отношения с обществом
(бюрократия, кадры власти), политические системы (власти, партии,
управление и пр.), ассоциации (группировки, движения); политические
режимы; гражданское и др. общества; правящие силы,
политические элиты и т.п.
2) Политическая психология:
политическое сознание и
(бихевиористские исследования)
обществом (их легитимация); эмоциональная жизнь политики
(политическое воображение, искусство, интуиция, символика и т.п.),
политическая культура и т.д.
3) политическая антропология:
политика как проблема
догосударственные
общества; биологические, природные начала политики.
3. Эмпирическая наука: техника организации власти, принятия решений,
работы аппаратов управления,
исследования конкретных
отношений, общественного мнения, выборного процесса, пропаганды,
информации, деятельности
партий, лидеров, политических
К этой группе Политической
науки примыкают смешанные
познания политики:
1) социология политики (политических и социальных изменений,
конфликтов, отношений
в политических коллективах,
отношений, массовой коммуникации и т.п.);
2) исторические науки (история общества, политики, революций, войн,
международных отношений и т.д.);
3) юридические науки (
отношений, законодательной
деятельности государства,
политических отношений,
правовых регуляций
работы органов власти и т.п.);
4) идеологические учения
(формирование и функции
идеологий, их изменения, борьба и т.п.).
Состояние политической науки - верный показатель состояния самой
политики. Практическая ориентация политической науки в сочетании с
восприимчивостью
рекомендациям - важное условие формирования научной политики.